Роль национальных премий в области качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:16, реферат

Описание работы

Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации.

Содержание работы

1) Введение ………………………………………………………………….…………….3
2) Организационные основы конкурсов качества…………………….………………….4
3) Премии качества как стратегия совершенствования …………...6
4) Самооценка и бенчмаркинг на базе премий………………………….7
5) Конкурс качества или инструмент управления…………….……....9
6)Заключение………………………………………………………………….……….11
7)Список литературы…………………………………………………….………...12

Файлы: 1 файл

управление качеством Ксю.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Содержание :

1) Введение ………………………………………………………………….…………….3

2) Организационные основы конкурсов качества…………………….………………….4

3) Премии качества как стратегия совершенствования …………...6

4) Самооценка и бенчмаркинг на базе премий………………………….7

5) Конкурс качества или инструмент управления…………….……....9

6)Заключение………………………………………………………………….……….11

7)Список литературы…………………………………………………….………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации.

Награды за качество и  достижение превосходства в бизнесе  приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в  стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это признание  лучших продуктов. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского общества качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для  компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга  — японская награда за успешную разработку и применение методов  управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но и мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности  компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек  особое внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

1. Организационные основы конкурсов качества

Премии качества инициируются преимущественно на государственном  уровне и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое  обеспечение конкурсов возлагается  на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

Организаторы конкурсов  качества присуждают премии в различных  номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

Структура конкурсов  на соискание премий качества приблизительно одинакова и включает следующие основные этапы:

1) подготовку отчета  о деятельности компании и  ее достижениях в области улучшения  качества;

2) анализ и оценку  отчетов экспертами премии качества;

3) определение лучших  компаний по итогам оценки отчетов;

 4) обследование и оценку лучших компаний на местах;

 5) определение победителей конкурса;

 6) оглашение результатов и награждение победителей. Порядок проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества .

Премия качества как национальная политика качества

Современные широко распространенные и признанные в мире премии в области  качества — Премия Болдриджа и  Европейская премия качества — не просто награды за победу в конкурсах: они формируют национальную политику в области качества Америки и Европы. Правительство США объявило войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад. Идея национальной награды за качество сполна оправдала надежды организаторов конкурса. За годы своего существования Премия Болдриджа сформировала принципиально новый подход к управлению компаниями.

Именно на основе критериев  Болдриджа разработана и адаптирована к национальной практике менеджмента  Японская премия качества ( Japan Quality Award ). Ш. Саба, экс-председатель комитета конкурса, обосновал появление Японской премии качества следующим образом.

Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных  подходов к управлению и разрабатывается  с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире.

Японская премия вручается  организациям, достигшим высоких  результатов в построении качественной системы управления, ориентированной  на потребителя. За семь лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе; 14 из них стали лауреатами премии (среди них NEC , Ricoh , Fuji - Xerox , Pioneer и другие компании с мировым именем). Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются  как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так.

Несколько слов о премии Деминга.

«В основе качества продукции лежит качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т. е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы», — это основная идея лекций профессора Эдварда Деминга — американца, приглашенного выступить перед ведущими промышленниками Японии. В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за развитие идей качества в Японии учредил престижную ежегодную премию его имени — премию Деминга (Deming Prize). Она является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества, способствуя распространению философии TQM, особенно в странах юго-восточной Азии.

Принципиальное отличие  двух японских наград за качество в  следующем: в то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены в первую очередь на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся во что бы то ни стало победить. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть стратегии совершенствования.

В России Премия качества вручается  Правительством РФ с 1997 г. В основу конкурса положены критерии Европейской премии качества и модель EFQM . Организаторы конкурса считают своей задачей вывод качества менеджмента на принципиально новый, более высокий и современный уровень, что позволит российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.

Начиная с 2002 г. Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности: не более 250 человек и свыше 250 человек. За семь лет проведения конкурса было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской Федерации. По итогам конкурсов 2003—2006 гг. премии присуждены 65 организациям. Среди победителей последних лет ОАО «Нарзан», ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань», ОАО «Северсталь», ОАО «Ивтелеком», ОАО «Лакокраска» и другие.

2. Премии качества как стратегия совершенствования

Как мы уже отмечали, для  большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества — это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.

Популярность премий качества как  моделей совершенствования неуклонно растет.

Модели и критерии премий качества

Что же представляет собой  модель премии? Как правило, модель — это набор оценочных критериев, имеющих внутренние взаимосвязи  и объединенных графической схемой. Например, критерии и модель премии Правительства РФ в области качества соответствуют Европейской премии качества, где критерии разбиты на две группы: «Возможности» и «Результаты». Группа «Возможности» включает в себя:

1) лидерство, 2) политику и стратегию, 3) людей, 4) партнерство и ресурсы, 5) процессы организацией.

 Группа «Результаты» включает:

6) удовлетворение потребителей, 7) удовлетворение персонала, 8) влияние  на общество, 9) ключевые результаты  деятельности.

Содержание критериев и принципы построения модели той или иной премии — это философия бизнеса организаций, участвующих в конкурсе или использующих модель премии как инструмент управления и совершенствования.

Построение системы управления на базе модели премии предполагает стремление максимально соответствовать ее критериям. Для того чтобы процесс совершенствования был представлен более наглядно, каждый критерий имеет числовое выражение и весовое содержание в общей организационной оценке (составляющей, как правило, 1000 баллов). Например, критерий лидерства составляет соответственно: Премия Болдриджа и Японская премия качества — 120 баллов (12%), Европейская и Российская премии — 100 баллов (10%). Больший или меньший вес в общей оценке свидетельствует о важности критерия для системы управления, по мнению разработчиков модели.

3. Самооценка и бенчмаркинг на базе премий

Одна из основных целей  не только победителей, но и всех участников конкурса — освоение метода самооценки организации на соответствие критериям  премии. И даже не участвуя в конкурсе, любая организация — на каком бы уровне развития она ни находилась — может применять модель премии для самооценки. Это позволит систематизировать и структурировать систему управления, проанализировать бизнес-процесс и выявить области для первоочередных улучшений.

Постоянная самооценка позволяет проследить динамику улучшений  и привить идеологию постоянного  совершенствования в организации. Российские компании также берут  на вооружение метод самооценки по критериям премии. «Самооценка по критериям премии — это прежде всего возможность взглянуть на самих себя со стороны, проанализировать свою деятельность и сравнить ее оценку с той, которую получили победители конкурсов. Благодаря этому становится очевидным, что именно нужно развивать и совершенствовать, чтобы ликвидировать или же сократить свое отставание от лидеров. Поэтому правы те, кто считает, что самооценка — инструмент самосовершенствования» (А. О. Журавлев, ОАО «Севкабель»).

В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.

Еще одна возможность  совершенствования, которую предоставляют  премии качества, — бенчмаркинг, или эталонное сопоставление.

Компании-лауреаты конкурсов  на соискание премий качества получают национальное признание, а их бизнес-процессы становятся эталонными и рассматриваются  другими компаниями в качестве объектов для проведения бенчмаркинга. Многие компании обращают внимание на бенчмаркинг именно благодаря премиям качества. Эталонное сопоставление с ведущими организациями в рамках, определенных концепцией и критериями той или иной модели, может стать отличной стратегией непрерывного совершенствования, поэтому бенчмаркинг становится неотъемлемой частью премий качества. Термин «эталонные значения» был введен в «Руководство» премии Болдриджа в 1991 г. Европейская премия качества проповедует бенчмаркинг с 1992 г.

Показательным примером развития бенчмаркинга под эгидой премии в области качества является опыт Европейского фонда управления качеством . Эта организация ставит перед собой задачи помогать организациям Европы в изучении и применении метода бенчмаркинга, а именно:

  • систематизировать собственный подход к бенчмаркингу;
  • обмениваться знаниями и опытом;
  • узнавать лучшие подходы к решению проблем управления внутри своей отрасли и за ее пределами;
  • развивать обмен информацией и общение через глобальную сеть.

Отечественный опыт: выгоды очевидны

Многие руководители отечественных предприятий с переменным успехом пытаются внедрять современные подходы к управлению. Приведем в пример архангельскую компанию «Морсервис», объединяющую несколько разнопрофильных компаний малого бизнеса: ресторан, такси, производство питьевой воды, кинотеатр, развлекательный центр и др. Предприятия, входящие в состав компании, неоднократно получали различные премии за высокое качество производимых продуктов и услуг.

Опыт применения модели премии в качестве инструмента управления начался с самооценки системы менеджмента «Морсервиса» по критериям Японской премии качества. Самооценка проводилась совместно с компанией «ИВА Консалтинг Групп» по методике Японского центра производительности для социально-экономического развития. Самооценка позволила выявить области, где необходимы первоочередные улучшения, и начать процесс совершенствования в подразделениях компании.

Информация о работе Роль национальных премий в области качества