Качество как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:03, курс лекций

Описание работы

Развивая мысль о роли и значимости качества в современных условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в современной трактовке объектом менеджмента.
Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:
наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Качество как  объект менеджмента

Развивая мысль о  роли и значимости качества в современных  условиях было бы корректно для начала определить, является ли качество в  современной трактовке объектом менеджмента.

Приложение основных принципов теории менеджмента к любому объекту возможно при соблюдении следующих условий:

  1. наличие программы поведения управляемого объекта или целевых значений параметров этого объекта;
  2. объект должен стремиться уклоняться от заданной программы или целевых значений;
  3. необходимо иметь средства оперативного обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или от заданных значений;
  4. необходимо располагать возможностью влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Первые два положения  относятся к характеру объекта управления, к его природе. Два следующих - к механизму управления.

Качество в виде комплекса  требований к продукции являются предметом договоров, контрактов, технических заданий на разработку. Требования к продукции фиксируются в ТНПА. Существуют правила корректного задания целевых требований к качеству. Качество задается в виде характеристик, выраженных через "номинал" с "допуском".

В связи с этим, очевидно, что качество отвечает 1-му условию, т. к. диапазон допускаемого рассеяния  характеристики объекта есть ни что иное, как плановое значение параметра.

В процессе эксплуатации показатели качества продукции меняют свои целевые показатели по ряду причин, среди которых практически всегда доминируют физическое и моральное старение.

Таким образом, качество продукции по своей сущности является объектом неустойчивым, стремящимся отклониться от заданного уровня, заданных параметров и, следовательно, полностью отвечает первым двум условиям общей теории управления и поэтому может служить объектом управления.

Последние два условия  относятся к организации-поставщику продукции, в рамках которой должна быть сформирована система, комплексно решающая вопросы своевременного обнаружения несоответствий (3-е условие) и наличия эффективных средств корректирования и предупреждения несоответствий. В основе этой системы лежит система сбора, регистрации, анализа и обобщения данных о качестве.

Итак, качество - объект менеджмента, причем сегодня приоритет политики в области качества среди других является в практике мирового менеджмента одним из главных.

В этой связи интерес  представляют аспекты эволюции менеджмента качества. Общепризнанной классификации форм менеджмента (управления) качеством продукции не существует. История развития управления качеством имеет достаточно глубокие исторические корни.

В соответствии с ISO 9000

Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Управление  качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству

Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик  включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка.

Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

 

Подходы к управлению качеством

Основой современной  философии качества может считаться  программа менеджмента качества, выдвинутая Э. Демингом в 1950 г., направленная на повышение качества труда.

Программа базируется на трех прагматических аксиомах, т. е. положениях, обобщающих результаты практической деятельности менеджеров и принимаемых без  доказательств:

1-ая прагматическая аксиома: "Любая деятельность может рассматриваться, как технологический процесс и потому может быть улучшена".

2-ая прагматическая аксиома: "Производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии.  Поэтому решать конкретные проблемы – это еще недостаточно, все равно вы получите только то, что даст система, необходимы фундаментальные изменения".

Организация работы предприятия  – это не просто совокупность определенных видов деятельности, а образует систему, в которой все взаимосвязано. Чтобы перейти к новой стадии менеджмента качества, необходимо в течение длительного времени оказывать на систему мощное и направленное воздействие. Такое воздействие возможно, только если высшее руководство предприятия вкладывает в него всю свою волю и энергию.

   3-я прагматическая аксиома: "Высшее руководство предприятиями должно во всех случаях принимать на себя ответственность за деятельность предприятия".

В программу менеджмента  качества, как она сформулирована Э. Демингом, входят следующие разделы:

  • "14 пунктов" (принципов менеджмента качества);
  • "7 смертельных болезней";
  • "Трудности и фальстарты";
  • "Цепная реакция по Демингу";
  • "Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга)".

Деминг считал, что  только 15 % отклонений в качестве продукции  зависят от работы, как таковой. Остальные 85 % определяются недостатками в организации работ администрацией. Исходя из данной предпосылки, Деминг выстраивает свою философию.

14 принципов менеджмента  качества Деминга.

    1. Иметь постоянной целью улучшение качества продукции и услуг.

Необходимо сделать  так, "чтобы стремление к совершенствованию товара или

 услуги стало постоянным; Ваша конечная цель – стать  конкурентоспособным, остаться в  бизнесе и обеспечить рабочие  места".

    1. Принять новую установку, состоящую в абсолютной недопустимости дефектов (в материалах, продукции, квалификации персонала).

Чтобы сегодня выстоять в конкурентной борьбе, нужно принять  японский стиль управления, не допускающий  даже минимальных уровней задержек, простоев, ошибок, дефектов.

    1. Исключить зависимость от массового контроля. Требовать от

изготовителей и закупающих организаций статистических доказательств  того, что качество заложено в продукт.

Деминг пропагандировал  выявление и исключение дефектов до того, как они появились. Делал  упор на применение статистических методов.

    1. Прекратить заключать контракты, руководствуясь только низкой ценой.

Привлечение самых дешевых  поставщиков может отрицательно сказаться в 

дальнейшем, когда, возможно, придется столкнуться с отбраковкой  поступающих материалов, заменой  несоответствующих изделий и т. п., что неминуемо повлечет за собой дополнительные расходы. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя, на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия.

    1. Обнаруживать проблемы и устранять их.

Администрация должна постоянно  совершенствовать деятельность компании:

производство, обслуживание и т. п. Проблемы следует искать, а не дожидаться, пока с ними столкнутся работники, это позволит постоянно уменьшать издержки.

6. Обучать всех работников, в том числе администрацию.

Следует вводить современные  методы обучения и переподготовки на рабочем месте. Квалификация рабочего должна стать предметом его гордости. Важной частью этого обучения должны стать статистические методы регулирования технологических процессов.

7. Учреждать новые методы руководства.

Мастера и контролеры должны сосредоточить свое внимание на том, чтобы помочь людям и станкам выполнять работу как можно лучше.

Руководители всех уровней  должны отвечать не за голые цифры, а за качество. Улучшение качества автоматически приводит к повышению  производительности. Руководители и управляющие должны немедленно принять меры при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях и других факторах, наносящих ущерб качеству.

8. Изгонять страх.

Следует развивать и поощрять двусторонние связи между работниками и руководителями, раскрепощать людей так, чтобы каждый мог работать эффективно и производительно в интересах компании. В организации должна царить строгая, свободная от угроз и неразумных действий атмосфера.

9. Разрушать барьеры между отделами.

Пытаясь утаить проблемы, менеджеры воздвигают барьеры между  подразделениями или позволяют  делать это членам своих групп. Подобный стиль поведения не идет на пользу организации в целом. Поэтому  надо ломать барьеры между людьми, работающими в разных подразделениях. Развитию интеграции способствует использование автоматизированных систем, обеспечивающих доступ к информации всем членам организации. Это позволяет каждому работнику воспринимать свою организацию как единое целое.

10. Отбросить лозунги и призывы, не подкрепленные соответствующими действиями и средствами.

Нельзя требовать от рабочих отсутствия дефектов, если входные материалы имеют неудовлетворительное качество или технологический процесс  отрегулирован так, что не способен обеспечить заданных пределов. Основные причины выпуска недоброкачественной продукции следует искать в самой системе.

11. Исключить количественные нормы для рабочих и количественные показатели для администрации.

Количественные нормы удобны как средство оценки производительности труда работников. Однако результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудования, качества материалов и т. п.

Работа менеджеров также часто оценивается с помощью количественных показателей. Однако Деминг считает применение количественных оценок разрушительным для личности.

12. Устранять барьеры, мешающие людям гордиться своей квалификацией.

Препятствия, непреодолимые для работника, ведут, в конце концов, к угасанию его творческих способностей. Гордиться свой квалификацией работник может только в том случае, если реально представляет свой вклад в общее дело.

13. Поощрять образование и самосовершенствование.

Учредите энергичную программу образования и поддержки самоусовершенствования для всех работников. Организации нужны не просто люди, ей нужны работники, совершенствующиеся в результате образования. Источником успешного продвижения в достижении конкурентоспособности являются знания.

14. Четко устанавливать обязательства руководства высшего уровня.

Качество закладывается  в кабинете руководителя. Решение  задачи постоянного совершенствования  качества не может быть перепоручено подчиненным. Руководство высшего  уровня, администрация, непосредственные исполнители – все должны претворять в жизнь перечисленные выше 13 пунктов.

14 постулатов Деминга  представляют собой взаимосвязанные  и взаимозависимые принципы. Отказ  хотя бы от одного из них  может отрицательно сказаться на остальных.

Раздел "7 смертельных  болезней" рассматривает факторы, мешающие успешному претворению  программы в жизнь и могущие  свести ее на нет. "Смертельные болезни" – это, как считал Деминг, общие  черты в деятельности многих компаний, не позволяющие им добиться успеха.

"7 смертельных болезней":

  1. потеря постоянства цели;
  2. ориентация на сиюминутные выгоды;
  3. ежегодные оценки деловых качеств;
  4. частая смена руководством высшего уровня места работы;
  5. ориентация компаний исключительно на очевидные количественные показатели;
  6. сверхвысокие социальные затраты;
  7. сверхвысокие затраты из-за возврата продукции.

В разделе "Трудности  и фальстарты" рассматриваются  две категории факторов:

Информация о работе Качество как объект менеджмента