Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы и ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Цель, данной курсовой работы заключается в изучении аспектов качества как основы конкурентоспособности фирмы и ее продукции на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...….5
Глава 1. Качество как один из составляющих конкурентоспособности
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и качества…….………7
1.2 Факторы, формирования конкурентоспособности товаров и услуг………………………………………………………………………………15
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………23
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Дагнефтепродукт»
2.1 Общая характеристика ОАО «Дагнефтепродукт»………………….25
2.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия
2.2.1. Анализ обобщающих показателей качества продукции………...28
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции……………………...30
2.2.3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены продукта и среднего уровня себестоимости…………………………………...32
Глава 3. Основные направления совершенствования качества продукции
3.1 Формы стимулирования деятельности по совершенствованию качества………………………………………………………………………..…35
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии………………………………….......................................................42
Заключение………………………………………………………...……..49
Список использованной литературы…………………………...…….51

Файлы: 1 файл

Качество как важнейщий фактор конкурентоспосости.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребности покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- эстетическим (свойства  товара, область его применения  и назначения);

- эргономическим (соответствие  товара свойствам человеческого  организма);

- нормативным (соответствие товара действующим нормами и стандартам);

- экономическим (уровень  цен на товар, сервисное. его  обслуживание, размер средств, имеющихся  у потребителя для удовлетворения  данной потребности ).

Методика анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на рис 2. Для оценки конкурентоспособности продукции на этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара конкурента. С этой целью рассчитывают единичн6ые групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта - конкурента (Р 100), принимаемого за 100%:

g=Р/Р100*100         (4)

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (g) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai)определяемых экспертным путем:

 

G=∑ ai*g i                 (5)

 

Рис 2.2 Блок - схема анализа конкурентоспособности продукции

 

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT) К групповому показателю по экономическим параметрам (GT):

I = Gт/Gэ.  (6)

Если 1 < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если 1> 1, то оно превосходит изделие образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров  для определения фактического положения  изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой если меньше низкой.

Важное направление  повышения конкурентоспособности  продукции - это совершенствование  организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

 

2.2.3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены продукта и среднего уровня себестоимости

 

Если предприятие выпускает  продукцию по сортам и произошло изменения сортового состава, то в начале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового  состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении  можно произвести способом абсолютных реакций: изменение удельного веса по каждому сорту (∆Удi)нужно умножить на цену соответствующего сорта (Ц i), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ):

 

∆ВПсорт=∑(∆Удi* Ц )*VВП общ         ( 2)

Таблица 2

Влияние сортового  состава на изменение среднего уровня цены продукта

Сорт

 продукции

Цена 

руб.

Структура продукции

t 0              t 1        +,-

Изменение средней  цены, руб.

Первый сорт

5400

0,70    0,75   +0,05

(+0,05)*5400=+270

Второй сорт

4000

0,30    0,25   -0,05

(-0,05)*4000=-200

Итого

-

1,00    1,00        -

+70


 

 

Как видно из таблицы 2, в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли первого  сорта и уменьшением второго' сорта) средняя цена реализации по изделию  А выше базовой на 70 руб. Стоимость  всего фактического выпуска данного  изделия увеличилась на 931 тыс. руб. (70 руб. 13300), а сумма выручки - на 878,22 тыс. руб. (70 руб. 12546 т.)

Аналогичным образом  определяют изменение среднего уровня себестоимости продукта за счет изменения  сортового состава (таблица 3)

Таблица 3

Влияние сортового состава на изменение среднего уровня себестоимости  продукта А

Сорт

 продукции

Цена 

руб.

Структура продукции

t 0              t 1        +,-

Изменение средней  цены, руб.

Первый сорт

4200

0,70    0,75   +0,05

(+0,05)*4200=+210

Второй сорт

3500

0,30    0,25   -0,05

(-0,05)*3500=-175

Итого

-

1,00    1,00        -

+35


 

 

После этого можно  определить влияние изменения сортового  состава на сумму прибыли:

∆Псорт   =(∆Цсорт - ∆Ссорт)*VРП обш.1 =(70-35)*12546шт.=439110руб.  (3)    

где, ∆Цсорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

∆Ссорт - изменения среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;

VРПобщ.1 - общий объем выпуска продукции в натуральном выражении

отчетного периода.

Подобный расчет делают по всем видам продукции, по которым установления сорта, и результаты обобщают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  качества продукции ОАО «Дагнефтепродукт» 

 

3.1  Формы стимулирования деятельности по совершенствованию качества

Как уже отмечалось, в  конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет  различные стратегии. Он, например, может:

- Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

- Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

- Отыскать новое применение выпускаемым товарам;

- Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

- Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

- Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

- Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать  не одно изделие, а их достаточно широкий  параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности  товара, принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

- Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

- Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

- Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

- Приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

     Бесспорно  должен изучаться вопрос со  стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в  завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических  решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете, о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

После предварительной  оценки идеи о создании нового товара (а их этих идей, как правило, изучают множество), в основе которой лежат: тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией, - руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изделия. Эта оценка включает в себя, прежде всего определение экономических параметров изготовления головного образца составляется калькуляция себестоимости изготовления и сбыта и определяются возможные поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска нового производства. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения, и разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации товара - от рекламы до технического обслуживания.

На принятие решения  о выпуске нового товара решающее влияние оказывают два фактора:

- производственный - определяется и оценивается уровень

- наличия ресурсов и составляется калькуляция совокупных издержек;

- рыночный - изучаются и оцениваются возможности создания конкурентоспособного товара.

При выработке рыночной стратегии очень важно научиться своевременно изымать экономически неэффективный товар из производственной программы промышленной фирмы.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции