Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы и ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Цель, данной курсовой работы заключается в изучении аспектов качества как основы конкурентоспособности фирмы и ее продукции на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...….5
Глава 1. Качество как один из составляющих конкурентоспособности
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и качества…….………7
1.2 Факторы, формирования конкурентоспособности товаров и услуг………………………………………………………………………………15
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………23
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Дагнефтепродукт»
2.1 Общая характеристика ОАО «Дагнефтепродукт»………………….25
2.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия
2.2.1. Анализ обобщающих показателей качества продукции………...28
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции……………………...30
2.2.3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены продукта и среднего уровня себестоимости…………………………………...32
Глава 3. Основные направления совершенствования качества продукции
3.1 Формы стимулирования деятельности по совершенствованию качества………………………………………………………………………..…35
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии………………………………….......................................................42
Заключение………………………………………………………...……..49
Список использованной литературы…………………………...…….51

Файлы: 1 файл

Качество как важнейщий фактор конкурентоспосости.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента  является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.

Важными условиями для  решения проблемы эффективного менеджмента  и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.

Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

Большинство российских предприятий используют только 15 – 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращение затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.

Ну, и, наконец, последний  фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – насыщенность рынка, спрос и предложение.

Насыщенность рынка, спрос  и предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй - к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.

 

1.3 Методы оценки  конкурентоспособности   продукции

 

      При  оценке конкурентоспособности продукции  могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Дифференциальный метод  оценки конкурентоспособности основан  на использовании единичных (технических и экономических) параметров анализируемой продукции и потребностей и их сопоставлении. При этом способе оценки можно установить, достигнут ли анализируемой продукцией необходимый уровень параметров в целом, по каким параметрам он не достигнут, какие их них наиболее сильно отличаются от базовых.

      В целом  дифференциальный метод позволяет  лишь констатировать факт конкурентоспособности  анализируемой продукции или  наличие у нее недостатков  или преимуществ по сравнению  с товаром-аналогом. С его помощью трудно решать более сложные задачи, а также разрабатывать варианты оптимального изменения продукции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтение потребителя при выборе товара. Тем не менее, он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции при сравнении ее с образцом, в том числе гипотетическим.

      Комплексный  метод оценки конкурентоспособности  продукции основан на применении комплекса показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. При этом осуществляется подсчет групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам и рассчитывается интегральный показатель  конкурентоспособности продукции относительно потребности, образца-изделия или группы образцов. Групповой показатель по нормативным параметрам говорит о конкурентоспособности или не конкурентоспособности исследуемого образца на рассматриваемом рынке, а групповые показатели по техническим и экономическим параметрам характеризуют степень соответствия исследуемой продукции потребности покупателя по всему набору технических параметров и соотношение полных затрат потребителя на приобретение  и эксплуатацию данной продукции и товара-образца. Интегральный показатель отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности  продукции предприятия (на примере  ОАО «Дагнефтепродукт»)

2.1. Общая характеристика  ОАО «Дагнефтепродукт» 

Открытое акционерное  общество по перевалке и обеспечению  нефтепродуктами «Дагнефтепродукт» является одними из старейших предприятий по своей отрасли в РФ. В состав предприятия входит 15 филиалов и около ста автозаправочных станций.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- Обеспечения предприятий,  организаций и населения нефтепродуктами, топливом и смазочными материалами;

- Оптовая и розничная  торговля нефтепродуктами; 

- Прием, хранение и  отгрузка нефти и нефтепродуктов;

- Производство строительно-монтажных  работ. 

Предприятие имеет филиалы  на территории Дагестана и представительство в городе Москве.

Уставный капитал предприятия  составляет 313,6 млн. руб.

ОАО «Дагнефтепродукт»  является основным в республике предприятием предназначенным для приема, хранения, перевалке и реализации нефтепродуктов, организационно состоит из двадцати семи структурных единиц и расположено в г. Махачкале Шоссе Аэропорта. 1.

Предприятие осуществляет прием нефти и различных нефтепродуктов с Каспийского моря и железной дорогой, осуществляет транспортировку  нефти и нефтепродуктов морем, железнодорожным  и трубопроводным транспортом и это в настоящее время является основным видом деятельности. Доля выручки от оказания услуг по транспортировке, за последние три года в среднем составило 94%.

Предприятие имеет мощную производственную базу. Так суммарная  емкость резервуарных парков составляет 550 тыс. м3 по территории производственной базы, расположенного в г. Махачкале проложено более 100км. нефтепроводов, других коммуникаций и инженерных сетей.

Имеются 4 сливо-наливных железнодорожных эстакад с одновременным наливом 282 цистерны.

Оснащены технологическими трубопроводами и оборудованием 5 морских  причалов с возможностью одновременной  выгрузки и погрузки 5 танкеров, емкость 7тыс. м3 каждый.

Основными заказчиками  по приему, хранению и сдаче в  систему магистральных нефтепроводов нефти является 000 «Локо-Совфрикт».

Объемы перевалки нефти  и нефтепродуктов ежегодно наращиваются.

ОАО «Дагнефтепродукт»  свою хозяйственно-финансовую деятельность за 2011г. осуществило с чистой прибылью в размере 22756 тыс. руб.

      Схема организационной структуры ОАО «Дагнефтепродукт» подтверждает факт  тот,  что изменения  стратегий  и  организационная  структура   находятся   в   тесной взаимосвязи. Стратегия компании является основным фактором, определяющим  ее организационную  структуру;  многоцелевая  стратегия   усложняет   организационную структуру  компании,  совершенствуя  которую  компания  обеспечивает эффективность решения стратегических задач. Организационная структура ОАО «Дагнефтепродукт» представлена на рис 2.1.

 

 


 

Рис 2.1. Организационная структура ОАО «Дагнефтепродукт»

 

 

2.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия

2.2.1. Анализ  обобщающих показателей качества  продукции

 

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной 

продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой  продукции, в общем ее выпуске;

 б) удельный вес  продукции высшей категории качества;

 в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности (отношение стоимости  произведенной продукции, и ее стоимости  по ценам первого сорта);

д) удельный вес аттестованной  и не аттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной  продукции;

ж) удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе, высокоразвитые страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка  в продуктах питания и др.);

б) надежность (долговечность, безопасность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это  штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной   продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и другие.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы ОАО «Дагнефтепродукт» по достигнутому уровню качества продукции.

 

 

Таблица1

Анализ обобщающих показателей качества продукции

 

Прошлый

Отчетный 2011

Показатель

год

 

2010 год

План 

Факт 

Средневзвешенный  балл

0,70

0,75

0,74

качества продукции 

Удельный вес, % продукции:

Высшего качества

Экспортируемой  продукции

Забракованной продукции

 

75,0

29,0

0,55

 

76,0

35,0

0,40

 

78,0

36,5

0,50


 

 

 

Как видно из таблицы 1, за отчетный год на предприятии  проделана определенная работа по улучшению  качества продукции и повышению  ее конкурентоспособности, о чем  свидетельствует увеличение удельного  веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции  на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции в текущих ценах (∆ВП), выручку, от реализации продукции (∆B) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:

∆ВП= (Ц1о)*VВП1;

∆B= (Ц1о)*VРП1;  (1)

∆П= [(Ц1-Цо)*VРП1] - [(С1о)хVРП1],

где, Ц1 и Цо - соответственно цена изделия до и после изменения качества

С1 и Со - соответственно уровень ∆себестоимости до и после изменения качества;

∆ВП - объем производственной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

 

 

2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции

 

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая  отличает ее от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции