История управления качеством в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:38, доклад

Описание работы

Уже в древности ремесленное производство в Китае достигло весьма высокого уровня развития. Такие отрасли индустрии, как шелкоткачество, производство лаковых изделий, фарфора, чая, бумаги, пороха, компасов, а также книгопечатание, впервые зародились в Китае и долго оставались монополией китайских мастеров. Изобилие сырья и высокое качество продукции в таких отраслях, как металлургия, кораблестроение и строительство, позволили китайской индустрии занять ведущее место в мировом рейтинге. Без строгого контроля качества, осуществляемого согласно утвержденным стандартам, столь высокий уровень производства был бы недостижим.

Файлы: 1 файл

История управления качеством в Древнем Китае.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

История управления качеством в Древнем Китае

1.Древнее ремесленное производство

  • Уже в древности ремесленное производство в Китае достигло весьма высокого уровня развития. Такие отрасли индустрии, как шелкоткачество, производство лаковых изделий, фарфора, чая, бумаги, пороха, компасов, а также книгопечатание, впервые зародились в Китае и долго оставались монополией китайских мастеров. Изобилие сырья и высокое качество продукции в таких отраслях, как металлургия, кораблестроение и строительство, позволили китайской индустрии занять ведущее место в мировом рейтинге. Без строгого контроля качества, осуществляемого согласно утвержденным стандартам, столь высокий уровень производства был бы недостижим.
  • Производство подразделялось на несколько больших секторов, но государственный сектор всегда доминировал в экономике.
  • Государственные мастерские даже по современным меркам можно считать крупными предприятиями. Численность работников составляла от 100 до нескольких тысяч человек. Внутренняя организация производственного процесса была продумана до мельчайших деталей. Во главе таких мастерских стояли государственные чиновники. Власти помогали предприятию приобретать материалы наилучшего качества, привлекать самых искусных мастеров и устанавливали над ними строжайший контроль. Благодаря такой организации труда готовая продукция удовлетворяла самым высоким стандартам качества.

2.Система контроля качества в Древнем Китае

Государство располагало  централизованной системой контроля качества производства, которая охватывала всю производственную структуру Древнего Китая, контролю подлежал каждый отдельный производственный цикл. Подразделения для осуществления подобного контроля были созданы еще в XVIII – XII вв. до нашей эры(династия Западное Джоу):

1. Департамент производства, сбора, хранения и распределения сырья и полуфабрикатов.

2. Департамент продукции  и производства.

3. Департамент хранения  и распределения конечной продукции.

4. Департамент определения  и исполнения стандартов.

5. Департамент инспекции  и надзора. 

3.Организация производства

  • На протяжении 3000-летнего периода, разделяющего династии Чжоу и Цинь, основные организационные принципы контроля производства практически не менялись. Характерным примером в этом смысле является система, распространенная во времена династии Сон(960-1279 гг.до н.э.)
  • Высшим управленческим органом в центральном правительстве династии Сон было Министерство труда. Оно состояло из четырех отделов:
  • Отдел мелиорации земель – осуществлял руководство с/х.
  • Отдел Йюбу – занимался горными лесами, озерами и рудниками.
  • Отдел управления водоемами – отвечал за сохранность водоемов, водные коммуникации и транспорт.
  • Отдел строительных и ремонтных работ – курировал производство.
  • Три основные черты централизованного контроля:
  • Централизованный контроль распространялся на всю последовательность процессов, результатом которых было получение готовой продукции.
  • Концепция специального органа контроля качества была интегральной частью централизованного контроля.
  • Отдельная иерархическая структура управления контроля качества была связана со всей контрольной системой центрального правительства.

4.Законы и декреты по вопросам контроля качества

  • Распространение и исполнение законов и указов было чрезвычайно важно для государства, которое использовало политическую власть для эффективного контроля производства. Указ о профессиональной этике династии Чжоу: «Запрещается продавать на рынке утварь, повозки, хлопок и шелк, не соответствующих стандарту». Таким образом, повсеместно утверждались принципы контроля качества готовой продукции.
  • На протяжении периода «Воюющих царств»(475-221 гг.до н.э.) совершенствовалась система контроля качества. Например закон, который предусматривал, что даже изделия, принадлежащие к категории домашней утвари, по форме и размерам должны соответствовать стандартам. Если качество продукции в результате проверки или в процессе эксплуатации признавалось не соответствующим принятым стандартам, то мастера и курирующие производство чиновники подвергались наказанию. Существовали гарантийные сроки на продукцию.

5.Стандартизация и метрология

  • Стандартизация продукции является важнейшей составляющей национальной экономики и жизнеобеспечения населения. Основой стандартизации продукции является стандартизация в области метрологии, т.е. измерение длины, объема, веса и т.д. государство уделяло повышенное внимание процедуре измерений и придавало этой проблеме приоритетное значение в управленческом процессе.
  • Система мер и весов обеспечивала максимальную эффективность процедуры контроля качества продукции.
  • При производстве повозок тщательно контролировали размеры, прочность и прямолинейность частей и деталей повозок. Благодаря такому контролю все части и детали удовлетворяли стандартам качества, а повозки отличались крепостью.
  • Домашняя утварь круглой и квадратной форм, а также геометрический треугольный орнамент, показывают, что мастера свободно пользовались циркулем, разными видами угольников и линейкой.

6.Рост интереса к проблеме измерений

  • Была создана система эталонов и инструментов(гос. проверка точности инструментов два раза в год) для проведения измерений объемов, размеров и весов.

    Установлены  стандарты в области дизайна  промышленных изделий, условий  производства, технологий, инструментов; дизайна в архитектуре. 

7.Самоконтроль и прослеживаемость

  • В древнем Китае большое значение придавалось проверке качества. Была создана стройная система контроля, которая охватывала весь процесс, от сбора сырья и полуфабрикатов до производства, хранения и распределения готовых изделий. Результаты производства в то время зависели прежде всего от искусности мастеров и надежности простых вспомогательных механизмов. Самоконтроль, осуществлявшийся на стадии производственного процесса самими производителями, был важным средством поддержания качества на должном уровне. На готовом изделии следовало в обязательном порядке гравировать или вырезать имя мастера, изготовившего изделие, и за выполнением этого требования бдительно наблюдали управляющие структуры. Такая проверка стала мощным инструментом, гарантирующим высокое качество.

8.Общее планирование производства

  • В Древнем Китае государственно планирование охватывало все производственные отрасли. Планировался определенный объем продукции, график завершения строительных проектов, а также, какие именно работы должны быть выполнены в течение того или иного времени года. Меры по реализации планов предусматривали суровую систему наказаний, применявшихся в случае их невыполнения.
  • Проектирование и дизайн промышленных изделий находились на чрезвычайно высоком профессиональном уровне(бронзовые изделия, чугунное литье, качество шелка, атласа и фарфора было на уровне мировых стандартов).

9.Разделение труда в производственных мастерских

  • В целях улучшения качества продукции в производственных мастерских практиковалось разделение труда.
  • С ростом производства разделение труда становилось все более четким. Свидетельство этого – архитектурные сооружения, лакированные и фарфоровые изделия, ткани.
  • Пример чашка, покрытая лаком. Ответственные чиновники надзирали за работой, полировщик отвечал за обработку внутренней поверхности изделия, один художник наносил лак на поверхность, ювелир выполнял работу по золочению медного орнамента, второй художник наносил сложный орнамент, гравер производил граверные работы, рабочий-полировщик выполнял заключительную обработку и полировку изделия, рабочий-снабженец отвечал за поставку материалов, а рабочий –технолог координировал весь процесс.
  • Разделение труда практиковалось, например, в процессе бронзового литья. В общих чертах технологический процесс включал изготовление литейной формы, гравирование орнамента, подготовку горшечной глины, соскабливание глины с поверхности формы, моделирование, литье жидкой бронзы, лепка образца, обработка и устранение дефектов, полировка и отделка.
 

10.Набор и обучение мастеровполировка и отделка.

  • В Древнем Китае мастера подчинялись государственным чиновникам и находились под юрисдикцией чиновников, отвечавших за различные направления производства. Производительный процесс базировался на воинской повинности и «перемещении» мастеров на те или иные объекты, а также на использовании труда рабов и осужденных за совершение преступления.
  • Среди мастеров, которые призывались на военную службу и принудительно направлялись  на объекты, преобладали люди с относительно высоким техническим потенциалом. Существовала тенденция сосредоточить всех мастеров в управляемой государством промышленности. В свою очередь, такое централизованное управление квалифицированными кадрами преследовало цель максимального повышения качества производимой продукции.
  • В древности секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Дополнительный вес концепции «унаследованных навыков» придавала необходимость концентрации рабочих одного профиля в одной географической зоне. Коллективное проживание было удобно не только с точки зрения управления, но и полезно в плане совершенствования технических навыков, подготовки мастеров. Оно позволяло сыновьям и младшим братьям мастеров перенимать их мастерство.
  • Системный подход к обучению мастеров стимулировал повышенное внимание к качеству производимых изделий.
 

11.Экспертиза и хранение

  • Помимо предписания о нанесении имени мастера на изготовленную им вещь, существовали и другие методы контроля качества. Среди этих методов – взаимная, контрольная и заключительная экспертные оценки, которые выносились при рассмотрении законченных изделий.
  • При взаимной экспертизе должностные лица различных провинций выполняли взаимную экспертизу готовых изделий.
  • При контрольной экспертизе изделия выборочно проверялись каждый месяц или в конце каждого времени года.
  • Заключительная экспертиза выполнялась двумя методами: экстенсивным и избирательным.
  • Выборка образцов для экспертизы производится после того, как объем продукции достиг определенного уровня или же выборка производится из числа изделий, изготовленных в определенный период, составляющий 10 дней.
  • После того как изделия прошли экспертную проверку, они отпралялись на склады. Детальный учет охватывал как категорию готовых изделий, так и перемещение изделий на склад.

12.Преобладающая тенденция

  • При определении стандартов качества, контроле производственного процесса, а также экспертизе и оценке готовых изделий основным фактором была доминирующая роль государственной власти.
  • Характерные черты системы контроля качества в Китае:
  • 1. Непрерывность развития китайской цивилизации – одна из характерных особенностей ее эволюции. С момента своего формирования система принципиально не менялась, однако совершенствовалась с течением времени.
  • 2. Уровень контроля качества был чрезвычайно высоким и был достигнут в результате накопления и использования разнообразного опыта. Отчасти этот опыт выходил за рамки качественного контроля и переходил в разряд количественных оценок.
  • 3. Непрерывность развития привела к историческому консерватизму.
  • 4. Приоритетная роль, которую играл контроль качества в древнекитайском обществе, была тесно связана удовлетворением интересов государственного аппарата. В иерархии потребностей императорской семьи важное место занимали предметы роскоши, соответственно, производство таких предметов и строгий контроль за их качеством становились одной из основных задач политической власти.  Ситуация способствовала развитию системы качества, но при этом мало что делалось для удовлетворения потребностей рядовых граждан. Это приводило к игнорированию производственных затрат, в результате материалы и рабочая сила расходовались нерационально.
  • Централизованная система управления не стимулировала энтузиазм мастеров и серьезно тормозила развитие производства.
  • Традиционная система контроля качества замедлила развитие Китая и стала одной из причин экономической отсталости страны в эпоху новейшей истории.

Информация о работе История управления качеством в Древнем Китае