Формирование системы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование системы управления качеством 5
1.1 История развития систем управления качества 5
1.2 Стадии развития философии качества 12
1.3 Формирование современного представления о качестве 16
Глава2.Функционирование системы управления качеством 17
2.1 Планирование процесса управления качеством 17
2.2 Организация, координация и регулирование процесса управления качеством 21
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Реферат по управлению качеством.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют: внутрифирменное планирование качества продукции; планирование внедрения системы управления качеством на предприятии; планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции; планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака; планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный  опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать: улучшение экономического положения предприятия; расширение или завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие сервиса.

В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

Планирование повышения качества продукции на предприятии в целом  всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по его видам (перспективное, текущее) и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел).

Необходимый уровень качества продукции  может быть совместно установлен (то есть запланирован) ее изготовителем и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ. Часть II; Уголовный кодекс РФ; Закон РФ «О защите прав потребителей» и др. документы).

При планировании требуемого уровня качества продукции в договорах  и контрактах необходимо учитывать, что его определение может  осуществляться следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

Стандартами обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При  этом в соответствующей статье договора «Качество», например, указывают: «Качество соответствует стандартам, установленным в Российской Федерации». Для сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты, качество определяется техническими условиями. При этом сами технические условия обычно даются в приложении к договору.

Качество продовольственных товаров подтверждается наличием соответствующего сертификата, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара. Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий проверки товара по качеству. Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями ГК РФ.

Проверка товара по качеству всегда зависит от его характера и  назначения. Если товаром является сложнотехническая продукция, то ее необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии в течение достаточно длительного срока. Если товаром являются продовольственные изделия, то его приемка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и др.

Гарантии качества товара обычно выделяются в отдельной статье договора или  вносятся в раздел о его приемке-сдаче. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности  сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций и др.[12]

2.2 Организация, координация и регулирование процесса управления качеством

 

За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование  и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для: эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ; стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции; оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака; использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества.

Эти функции реализуются многими  методами непосредственного руководства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управлении качеством  существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертификация продукции.

Задачи повышения качества жизни  людей и в том числе качества продукции и услуг столь значимы  в наше время, что привели к  межгосударственному взаимодействию и координации усилий в этой области.

В настоящее время существует множество  международных организаций, которые  осуществляют работу по управлению качеством  и способствуют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Международная организация по стандартизации (ISO), Международная энергетическая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (EOQ), имеющие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межнациональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей.

В России всю методологическую и  организационно-методическую работу по управлению качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) как представитель Правительства РФ, а законотворческую — представительные органы власти. Госстандарт имеет разветвленную сеть отделений и организаций по всей территории страны, которые осуществляют организационно-методические, регламентирующие и контрольные функции. В состав таких организаций входят НИИ и ОКБ, органы стандартизации и сертификации, метрологические и испытательные лаборатории и ряд иных организаций.

На уровне отраслевых министерств  существуют специальные подразделения, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли).

Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций — стандартизации, сертификации, метрологии, контроля и т. д.

На предприятиях службы управления качеством, как правило, выделяют организационно, а конкретные организационные формы  такой службы зависят от места  системы управления качеством в общей системе управления предприятием, масштабов и специфики производства.

На типовом среднем предприятии  машиностроения такую службу возглавляет  заместитель директора по качеству (директор по качеству), в подчинении которого находятся подразделения по аналитической работе, связанной с совершенствованием управления качеством, отдел (управление) технического контроля (отдел контроля качества), испытательные и измерительные лаборатории, метрологическая служба.

Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совершенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что функции  контроля качества продукции и ее элементов являются составляющими  технологических процессов и  потому предусматривают соответствующие  затраты ресурсов, что существенно  влияет на организацию производства этой продукции в целом и на подходы к экономическим расчетам. Кроме того, организация производства всегда должна строиться с учетом вероятности его сбоев, возникновением дефектов и предусматривать схемы оперативного влияния на качество процессов создания и продвижения продукции, устранения дефектов и брака на ранних стадиях создания и реализации продукции.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. –212 с. – ( Серия” Высшее образование”)

2.Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2006. –207 с. - ( Серия ” Вопрос – Ответ”)

3.Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие.Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

4.Интернет ресурс [http://www.esert.ru/books/1_3.htm]

5.Мазур, И. И. Управление качеством:  Учеб. пособие/И. И. Мазур, В.  Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высш. шк., 2003. — 334 с

6. Мишин В.М. Управление качеством. Изд-во: Юнити, Москва 2004, 426 с.

7.Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Пер. с англ. – М.: РИА "Стандарты и качество", 2003.

8. Деминг Э. Выход из кризиса. – Тверь: Изд-во "Альбо", 1994.

9. Управление качеством / Е. И. Семенова, В. Д. Коротнев,У67 А. В. Пошатаев и др.; Под ред. Е. И. Семеновой. — М.: КолосС, 2003. —184 с

10. Фомин В.Н. Качество продукции и маркетинг. Стандарты и качество, 1991 №2.

11. Ребрин Ю.И. Управление качеством:  Учебное пособие.Таганрог: Изд-во  ТРТУ, 2004. 174с.

12. Интернет ресурс [http://amt-training.ru/content/articles/5416/]

13. Шевчук Д.А. Управление качеством Изд-во М.:ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с.

 


Информация о работе Формирование системы управления качеством