Земельный налог и оценка его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся теории построения, установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основные положения, субъекты и объекты налогообложения……4
1.2 Налоговая база и порядок ее определения…………………………8
1.3 Порядок исчисления и уплаты земельного налога………………12
2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
2.1 Возникновение трудностей при расчете земельного налога……16
2.2 Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации…………………………………………………………24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
3.1 Повышение эффективности кадастровой оценки и усиление мер за
нарушение законодательства……………………..……………………28
3.2 Применение рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога …………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Реферат по налогообложению.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

В этой связи, необходимо на федеральном уровне разработать  Порядок электронного обмена информацией  между управлениями Федеральной  налоговой службы России по субъектам  Российской Федерации и Роснедвижимости  по субъектам Российской Федерации  с представительными органами муниципальных  образований и территориальными органами Федеральной регистрационной  службы РФ.

Таким образом, для Федеральной  налоговой службы России создание единой полноценной информационно-аналитической  системы с одной стороны, будет  препятствовать сокрытию объектов налогообложения, а с другой - предотвращать излишнее вмешательство государства в  частные дела граждан, не вовлеченных  в предпринимательскую деятельность. Соответственно для Роснедвижимости - одна из основных задач, решение которой  позволит в полной мере выполнять  свои обязательства по предоставлению государственных услуг в сфере  своей деятельности и гражданам - эффективно использовать созданный  информационный ресурс в интересах  всего общества и отдельно взятого гражданина.

Согласно новому земельному налогу налогоплательщиками признаются организации и физические лица, которые  обладают земельными участками на праве  собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налогоплательщики  должны иметь на земельные участки  правоустанавливающие документы, выдаваемые органами Росрегистрации, которые ведут  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следует также отметить, что с 1 сентября 2006 года вступил  в силу Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в  некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу  оформления в упрощенном порядке  прав граждан на отдельные объекты  недвижимого имущества». Закон, который  принято называть «дачная амнистия»  и который упростил условия и  порядок регистрации права собственности  на земельные участки и расположенные  на них строения. В законе речь идет о легализации в упрощенном порядке принадлежащих гражданам объектов жилой недвижимости, таких как дачи, гаражи, садовые и огородные участки, а также строения, которые имеются на этих участках Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2881..

На практике довольно часто  налогоплательщики в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок сознательно не представляют налоговую декларацию в налоговый  орган по месту учета. Именно поэтому  в целях усиления действенности  мер за нарушение законодательства о налогах и сборах необходимо внести изменения в ст. 119 НК РФ и  увеличить размер штрафа за непредставление  налогоплательщиком в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок налоговой декларации.

 

 

 

 

 

 

3.2. Применение рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога

 

В результате применения рыночной стоимости в качестве базы для  исчисления земельного налога или арендной платы автоматически создается  стимул эффективного землепользования, под которым понимается размещение объекта по принципу лучшего и  наиболее эффективного использования  в оптимальной оценочной зоне – кадастровом квартале. Ранее  в России такой стимул отсутствовал. ФЗ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате  за землю» не только не содержал рыночных норм, но предполагал взаимоисключающие  методологические подходы. Достаточно сопоставить некоторые положения  этого закона, например: «Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель… обеспечение  развития инфраструктуры в населенных пунктах…» (ст. 2) и «… Размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади  в расчете на год…».

Первой и главной новацией, задекларированной еще в 2001 г. в  ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением  в силу гл. 31 Налогового кодекса («Земельный налог»), стало понятие кадастровой стоимости земельного участка.

Если подойти формально, то такой вид стоимости, как кадастровая, даже не содержится в стандартах оценки, утвержденных постановлением Правительства России №519 от 6 июля 2001 г. «Об утверждении стандартов оценки». Сопоставлять ее со стандартами можно по разному: либо считать ее стоимостью для налогообложения, хотя прямых оснований для этого нет, либо руководствоваться ст.7 ФЗ «Об оценочной деятельности», которая гласит: «В случае, если, … не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других …».

Следует обратить внимание на недостаточно четко сформулированный с точки зрения практического применения п.3 ст. 66 Земельного кодекса: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости». Можно ли это понимать как возможность представить в Земельную кадастровую палату отчет независимого оценщика с более низкой по сравнению с кадастровой стоимостью и заявителю изменят кадастровую стоимость?

Основные проблемы с которыми столкнулись практически все муниципальные образования России. Это то, что представительным органам муниципалитета необходимо было утвердить до 1 декабря 2005г. новые ставки налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. При этом необходимо было не просто механически утвердить ставки, но обосновать их экономически. Такого рода обоснования должны были осуществляться с учетом ряда факторов.

Во-первых, необходим анализ изменения налоговой нагрузки на отдельные категории землепользователей.

Во-вторых, требуется прогнозная оценка изменений поступлений в  местные бюджеты.

В-третьих, принятие мер по обеспечению логической увязки арендной платы и нового земельного налога.

В-четвертых, анализ социальной составляющей нового земельного налога (это льготы и практика предъявления требований об уплате земельного налога собственниками квартир).

В-пятых, прогноз и анализ категорий землепользователей, которые  окажутся недовольными возросшими платежами.

Все выше сказанное может  опираться на п.3 ст.3 налогового кодекса  РФ, согласно которому «… налоги и сборы  должны иметь экономическое обоснование  и не могут быть произвольными». По крайней мере, представители органов  местного самоуправления должны быть готовы к защите принятых ставок с  точки зрения их экономического обоснования.

Следующим важным моментом стали льготы, список которых согласно гл.31 Налогового Кодекса существенно сократились. Если же органам местного самоуправления сохранить прежний перечень, а такое право у них есть в соответствии с федеральным законом, то сумма доходов получится значительной. Несомненно, для всех муниципальных образований это период балансирования интересов местных бюджетов и интересов граждан (социальный аспект весьма велик, так как речь идет в основном о землях, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, а также о наименее защищенных категориях граждан).

Однако наиболее заметным явлением стала практика расчета  и предъявления сумм земельного налога к уплате собственникам помещений  в жилых многоквартирных домах. Причины возможных технических  и даже социальных проблем в следующем. Во-первых, знаменателен сам факт предъявления требований об уплате собственникам  квартир, чего ранее никогда не было. Во-вторых, вызывает вопрос этих требований. Например, для собственника двухкомнатной  квартиры площадью 42 кв.м. в классической шестиподъездной пятиэтажке в центре эта сумма составит 450-600 руб. в год. В-третьих, являются достаточно трудоемкими подготовка перечня плательщиков и расчет сумм налога. Этим должны заниматься налоговые органы, чтобы предъявить требования в 2008 г. за 2007 г. В-четвертых, имеет место несоответствие отдельных положений законодательства, что может повлечь волну судебных споров о правомерности предъявления требований об уплате земельного налога. Речь идет о том, что в соответствии со ст. 388 Налогового Кодекса РФ «налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения». Как известно, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. В то же время в соответствии с новым Жилищным кодексом собственник квартиры становится собственником общего имущества дома, в том числе земельного участка, в силу закона с 1 марта 2005 г., но не ранее даты формирования земельного участка, т.е. его межевания и постановки на государственный кадастровый учет. При этом никакой дополнительной регистрации не подразумевается. Получается, что налоговым органам надо иметь в виду факт формирования земельного участка под жилым многоквартирным домом, а также быть готовыми к полемике, что без регистрации права общей долевой собственности на земельный участок обязанности по уплате земельного налога не возникает, но возникает обязанность платить арендную плату, так как землепользование в России в любом случае платное.

Еще один, далеко не последний, аспект – это качество доведения  до плательщиков данных государственного кадастрового учета, касающихся площадей земельных участков, видов разрешенного использования и собственно самой  кадастровой стоимости.

Все эти проблемы лишили муниципальные образования возможности  дойти до реального экономического обоснования ставок земельного налога с учетом особенностей деятельности землепользователей по видам разрешенного использования земельных участков. Тем более не получилось обеспечить логическую увязку размеров земельного налога и арендной платы.

Таким образом, принятие ставок земельного налога представительными  органами местного самоуправления основывалось прежде всего на бюджетных интересах, что вполне объяснимо.

 

Хотелось бы, чтоб практика применения нового земельного налога заставила органы местного самоуправления обратиться к стимулирующей составляющей земельного налога, и конечно же, инициатива должна  последовать от землепользователей.

Уже сейчас становится ясно, что предстоит титаническая работа, о масштабах которой можно судить, если перемножить количество кадастровых кварталов в каждом поселении на четырнадцать видов разрешенного использования земельных участков. Кроме того, необходимо четкое понимание того, что сменилась не просто методика расчета земельных платежей, а наступил период рыночного платного землепользования, первый этап которого – ликвидация недостатков в законодательстве и доработка механизма взаимодействия власти и землепользователя – необходимо пройти как можно быстрее [2,с 25-28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проделанной  работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с земельным  налогом РФ и оценка эффективности  его применения.

Во-первых, земельный налог  традиционно относится к местным  поимущественным налогам и взимается  по факту владения или пользования. Как и все поимущественные  налоги, он не зависит от результатов  хозяйственной деятельности. Однако в отличие от других поимущественных  налогов он един для всех категорий  плательщиков – юридических и  физических лиц и поэтому относится  к смешанным налогам. Кроме того, выполнение им фискальной функции несколько  «отходит» на второй план из-за целевой  направленности использования средств  от его сбора.

Во-вторых, для оценки эффективности  новых ставок земельного налога учитывают  качество земель и экологические  факторы. Установление дифференцированных ставок земельного налога позволит учитывать  различия сельскохозяйственных землевладений  в качестве земель, которыми они  располагают, что повысит эффективность  их использования.

Можно сделать вывод, что  отнесение земель к той или  иной категории и их разрешенное  использование в соответствии с  зонированием территорий и требованиями законодательства, а также особенные  нормы, регулирующие использование  земель каждой категории только по целевому назначению, составляют формальные условия земельного права.

Существующее на сегодняшний  день состояние налоговой системы  Российской Федерации обусловлено  преобладающим сегодня представлением о земельном налоге как исключительно  фискальном инструменте. Данное представление  имеет достаточно глубокие исторические корни, кроме того, оно поддерживается сложившейся сейчас в России финансово-экономической  ситуацией, которая заставляет отодвинуть на второй план другие функциональные признаки земельного налога.

В работе отмечалось, что  объектами земельных отношений  согласно Земельному кодексу Российской Федерации признаются земля как  при-родный объект и природный ресурс, были изложены материалы по применению рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога.

В работе были подробно рассмотрены  вопросы «Объекты налогообложения  и налогоплательщики», «Ставки земельного налога», «Льготы по земельному налогу». Говорилось, что плательщиками земельного налога признаются организации и  физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Объектами обложения земельным  налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные  доли (при общей долевой собственности  на земельный участок), предоставленные  юридическим лицам и гражданам  в собственность, владение или пользование.

Наиболее важным аспектом в теории правового регулирования  налогообложения земли является институт принципов. Принципы правового  регулирования налоговых отношений  имеют огромное значение как для  государственных органов, принимающих  тот или иной нормативный правовой акт, так и для налогоплательщиков, обязанных соблюдать нормы законодательства о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Земельный кодекс РФ, Глава 10 Плата за землю и  оценка земли ред. от 24.07.2007

2. Налоговый кодекс Российской Федерации : [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм. и вступивш. в силу с 1января 2008 г.], 2007. – 752

3. Письмо Минфина от 16 августа 2007 г. № 03-05-07-02/81

4. Приказ Минфина от 19 мая 2005 г. № 66н Приложение  № 2

5. Письмо Минфина от 9 апреля 2007 г. N 03-05-05-02/21, от 12 сентября 2006 г. N 03-06-02-04/134

Информация о работе Земельный налог и оценка его эффективности