Земельный налог и оценка его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся теории построения, установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основные положения, субъекты и объекты налогообложения……4
1.2 Налоговая база и порядок ее определения…………………………8
1.3 Порядок исчисления и уплаты земельного налога………………12
2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
2.1 Возникновение трудностей при расчете земельного налога……16
2.2 Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации…………………………………………………………24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
3.1 Повышение эффективности кадастровой оценки и усиление мер за
нарушение законодательства……………………..……………………28
3.2 Применение рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога …………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Реферат по налогообложению.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

1) Героев Советского Союза,  Героев Российской Федерации,  полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности  к трудовой деятельности, а также  лиц, которые имеют I и II группу  инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения  о степени ограничения способности  к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов  Великой Отечественной войны,  а также ветеранов и инвалидов  боевых действий;

5) физических лиц, имеющих  право на получение социальной  поддержки в соответствии с  Законом Российской Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, подвергшихся воздействию  радиации вследствие аварии в  1957 году на производственном объединении  "Маяк" и сбросов радиоактивных  отходов в реку Теча и в  соответствии с Федеральным законом  от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших  в составе подразделений особого  риска непосредственное участие  в испытаниях ядерного и термоядерного  оружия, ликвидации аварий ядерных  установок на средствах вооружения  и военных объектах;

7) физических лиц, получивших  или перенесших лучевую болезнь  или ставших инвалидами в результате  испытаний, учений и иных работ,  связанных с любыми видами  ядерных установок, включая ядерное  оружие и космическую технику.

Особенности определения  налоговой базы в отношении земельных  участков, находящихся в общей  собственности:

1. Налоговая база в  отношении земельных участков, находящихся  в общей долевой собственности,  определяется для каждого из  налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в  отношении земельных участков, находящихся  в общей совместной собственности,  определяется для каждого из  налогоплательщиков, являющихся собственниками  данного земельного участка, в  равных долях.

3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая  база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью  и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве  собственности (в площади) на указанную  недвижимость. НК РФ Глава 10 Статьи 390-392

1) 0,3 процента в отношении  земельных участков:

 

- отнесенных к землям  сельскохозяйственного назначения  или к землям в составе зон  сельскохозяйственного использования  в поселениях и используемых  для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении  прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости  от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Налоговый Кодекс РФ Статьи 393-394

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

 

Сумма налога исчисляется  по истечении налогового периода  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16.

Налогоплательщики-организации  исчисляют сумму налога (сумму  авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму  авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской  деятельности.Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Представительный орган  муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении  которых отчетный период определен  как квартал, исчисляют суммы  авансовых платежей по налогу по истечении  первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как  одну четвертую соответствующей  налоговой ставки процентной доли кадастровой  стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение  налогового (отчетного) периода права  собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его  долю) исчисление суммы налога (суммы  авансового платежа по налогу) в  отношении данного земельного участка  производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение  числа полных месяцев, в течение  которых данный земельный участок  находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Налогоплательщики, имеющие  право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения  в соответствии со статьей 389 НК.

Органы, осуществляющие ведение  государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

Органы, осуществляющие ведение  государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований  ежегодно до 1 февраля года, являющегося  налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных  участках, признаваемых объектом налогообложения  в соответствии со статьей 389 НК, по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

 Сведения, указанные в  пунктах 11 и 12, представляются  органами, осуществляющими ведение  государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную  регистрацию прав на недвижимое  имущество и сделок с ним,  и органами муниципальных образований  по формам, утвержденным Министерством  финансов Российской Федерации.

 По результатам проведения  государственной кадастровой оценки  земель кадастровая стоимость  земельных участков по состоянию  на 1 января календарного года  подлежит доведению до сведения  налогоплательщиков в порядке,  определяемом органами местного  самоуправления (исполнительными органами  государственной власти городов  федерального значения Москвы  и Санкт - Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

В отношении земельных  участков, приобретенных в собственность  физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них  жилищного строительства, за исключением  индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых  платежей по налогу) производится с  учетом коэффициента 2 в течение  трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной  регистрации прав на построенный  объект недвижимости.

В отношении земельных  участков, приобретенных в собственность  физическими лицами для индивидуального  жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых  платежей по налогу) производится с  учетом коэффициента 2 в течение  периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации  прав на построенный объект недвижимости. НК РФ Статья 396

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ОСОБЕННОСТИ  ИСЧИСЛЕНИЯ  ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

 

2.1. Возникновение трудностей при расчете земельного налога

 

Расчет земельного налога не во всех случаях прост, рассмотрим примеры расчета земельного налога, вызывающие некоторые трудности.

Налогоплательщики, для которых  муниципалитет установил в качестве отчетного периода I, II и III кварталы, сумму авансового платежа рассчитывают как 1/4 произведения установленной  ставки налога на кадастровую стоимость  участка п. 6 ст. 396 НК (п. 6 ст. 396 НК). В  тех случаях, когда земля находится  в общей собственности, рассчитывать налог нужно пропорционально  той доле, на которую фирма имеет право.

Следует учесть и такой  фактор, как срок нахождения земли  в собственности, ведь совершенно не обязательно, что участок куплен именно в начале календарного года. Так, если налогоплательщик владеет  наделом неполный год, то для исчисления налога применяется коэффициент  использования земельного участка  К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При определении «полноты» месяцев немаловажное значение имеет дата возникновения (прекращения) права собственности на земельный участок или его долю. Так, если в период с января по сентябрь текущего года получение (прекращение) права имело место до 15-го числа месяца включительно, то за полный принимается месяц его возникновения. Если же это произошло после 15-го числа, то за полный считают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 Налоговый Кодекс).

Значение коэффициента использования  земельного участка применяется  для исчисления налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Приложение № 2 к приказу Минфина  от 19 мая 2005 г. № 66н «Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему с учетом доли в собственности» применяется и к участкам, которые находятся под приобретаемыми фирмами зданиями, строениями и сооружениями, а также являются необходимыми для их использования. Ведь при переходе права собственности на имущество, расположенное на чужом участке, покупатель автоматически получает право пользования данным наделом, причем на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник п. 1 ст. 35 Земельного Кодекса, следовательно, новоиспеченный владелец переходит в ранг «земельных» налогоплательщиков.

Отдельным категориям плательщиков налога предоставляется возможность  уменьшить «земельную» базу на 10 000 рублей. Такое право предусмотрено  в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса.

Кроме того, отдельные земельные  участки могут быть и вовсе  освобождены от налогообложения. Условия  для такого поворота событий оговорены  в статье 395 Налогового кодекса. Однако здесь существенно то, что налоговые  поблажки не носят «пожизненного» характера, то есть потерять право на льготу можно  практически в любой момент. Как  же в такой ситуации рассчитывать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет?

Подсказка содержится в пункте 10 статьи 396 Налогового кодекса, который  предписывает в подобных случаях  применять специальный коэффициент  К1. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Значение данного коэффициента необходимо зафиксировать в строке 180 раздела 2 авансового расчета.

Для исчисления «земельной»  базы с применением К1 следует использовать следующую формулу:

Налоговая база = КСТ - Дплощ x (1 - К1), где

КСТ - кадастровая стоимость  земельного участка;

Дплощ - доля необлагаемой площади  земельного участка;

К1 - коэффициент использования налоговой льготы.

Значение К1 необходимо определять в десятичных дробях с точностью  до сотых долей. подп. 12 п. 13 Приложения № 2 к приказу Минфина от 19 мая 2005 г. № 66н Также стоит иметь в виду, что для расчета данного коэффициента месяц возникновения или прекращения права на льготу принимается за полный (п. 10 ст. 396 НК).

В случае, когда под действие льготы подпадает совладелец земельного участка, базу по налогу на землю следует  рассчитывать так:

Информация о работе Земельный налог и оценка его эффективности