Земельный налог и оценка его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся теории построения, установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основные положения, субъекты и объекты налогообложения……4
1.2 Налоговая база и порядок ее определения…………………………8
1.3 Порядок исчисления и уплаты земельного налога………………12
2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
2.1 Возникновение трудностей при расчете земельного налога……16
2.2 Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации…………………………………………………………24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
3.1 Повышение эффективности кадастровой оценки и усиление мер за
нарушение законодательства……………………..……………………28
3.2 Применение рыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога …………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Реферат по налогообложению.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

Налоговая база = (КСТ x Д) - (КСТ x Д) x Дплощ x (1 - К1),

где Д - доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Разумеется, не стоит забывать и о том, что уплачивается все-таки аванс, а не налог в целом, поэтому  полученную сумму нужно будет  умножить на 1/4.

При расчете авансового платежа  по налогу на землю собственникам  угодий, которые планируют осуществлять на участках жилищное строительство (кроме  индивидуального), следует также  учесть положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено  исчисление сумм налога с использованием различных коэффициентов в зависимости  от срока проектирования и строительства  вплоть до государственной регистрации  прав на построенный объект недвижимости. Так, если срок жилищного строительства  не превышает трех лет, то фирма должна применять налоговую ставку с  коэффициентом 2. Если же стройка затянулась больше, чем на три года, то необходимо использовать коэффициент 4. Период проектирования и строительства также отражается в авансовом расчете, для чего используется строка 040 раздела 2.

На сегодняшний день отчетными  периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие, 9 месяцев. Конечно, такая формулировка отчетных периодов не уникальна, она встречается во многих главах Налогового Кодекса. Но это в основном по тем налогам, по которым база считается нарастающим итогом (налог на прибыль, налог при "упрощенке"). А по земельному налогу расчет за каждый отчетный период осуществляется автономно, независимо друг от друга, поскольку берется 1/4 кадастровой стоимости земельного участка и умножается на соответствующую ставку.

С другой стороны, применение такого понятия отчетного периода  приводит к тому, что в том случае, если налогоплательщик приобретает, к  примеру, земельный участок в  течение налогового периода, то с  применением поправочного коэффициента (а коэффициент учитывает время  фактического нахождения в собственности  земельного участка или владения, пользования им) резко снижается  авансовый платеж за отчетный период.

При расчете поправочного коэффициента если в числителе учитывается количество месяцев в течение отчетного или налогового периода, в течение которых лицо признается правообладателем земельного участка, то в знаменателе учитывается количество полных месяцев в течение отчетного и налогового периода, а такими периодами могут быть и 6 месяцев, и 9.

И если рассматривать ситуацию, когда налогоплательщик приобретает  земельный участок 1 сентября, то при  расчете авансового платежа за III квартал в знаменателе будет  стоять девятка. При действующей  схеме получается, что основная сумма  налога в данной ситуации будет переноситься на следующий налоговый период.

        Земельный налог был введен 1 января 2005 года (глава 31 Налоговый Кодекс). Его уплачивают организации, обладающие земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 Налоговый Кодекс). Не платят этот налог предприятия, арендующие участок, а также организации, у которых земля находится в безвозмездном срочном пользовании (п. 2 ст. 388 Налоговый Кодекс). Налог на землю перечисляют в бюджет муниципального образования, на территории которого находится участок. Базой для его расчета является кадастровая стоимость участка, определенная по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налоговый Кодекс).

 

Обязанность по проведению оценки земель возложена на Роснедвижимость. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, должны до 1 февраля  года, являющегося налоговым периодом, сообщить сведения о земельных участках в Управление ФНС России по субъекту РФ, которое затем распределяет эту  информацию по налоговым инспекциям. Организациям сведения о кадастровой  стоимости предоставляются не позднее 1 марта.

Размер ставки земельного налога для различных категорий  земель устанавливается нормативными актами представительных органов муниципальных  образований. При этом он не должен превышать верхнего предела, прописанного в Налоговом кодексе. По землям сельскохозяйственного  назначения, а также участкам под  жилфондом, инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального хозяйства и предоставленным для жилищного строительства максимум составляет 0,3%. Для всех остальных земель - 1,5% (ст. 394 Налоговый Кодекс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 . Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации

 

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения  органами местного самоуправления собственных  доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень  расходов, которые муниципальное  образование может произвести без  ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

В соответствии со ст. 15 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).

Учитывая многообразие и  разнородность регионов России в  зависимости от природных, демографических, экономических и т.п. факторов, возможности  местных органов ряда регионов по получению собственных доходов  значительно отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может  быть достигнута соответственно либо путем их "выравнивания" за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого в меньшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.

Критериям подобного рода стабильного источника местных  доходов в большей степени  отвечает земля. Помимо того что в  соответствии с Конституцией РФ земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, земля  в экономическом аспекте понимания  также является основным объектом недвижимости.

По справедливому утверждению  ряда ученых, эксплуатация природных  ресурсов приносит экономическую ренту  Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева М.: Юрист, 2004. С. 310 - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов, наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительского аппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и таким образом стать надежным и устойчивым источником местного и республиканского бюджетов.

Говоря о земле как  объекте налогообложения с точки  зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура  земельного фонда каждого из подобных образований неоднородна. Структура  земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный  налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок  их распределения различны в зависимости  от принадлежности земель организациям различных форм собственности и  физических лиц Матеюк В.И. О бюджетах муниципальных образований сельских и городских поселений // Финансы. 2004. N6. С. 13.. Со вступлением в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ", в  соответствии с которыми количество муниципальных образований в  РФ увеличится во много раз, проблема разнородности структуры земельного фонда обострится приблизительно во столько же раз. Связано это в первую очередь с тем, что в различных поселениях, округах, районах и т.п. муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы (например, земли, изъятые из оборота, или участки земель, на которых находятся сооружения, предназначенные для общего пользования, такие, как автодороги). В то же время функции по содержанию подобных объектов с муниципальных образований никто не снимал. Возникает очевидный вопрос: где взять средства для содержания земельных участков, не приносящих доход муниципалитету? Очевидно, что, если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено, следовательно, средствами на их содержание могут быть только дотации.

 Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным законом N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 31 "Земельный налог". С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.

Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы  Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при  их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности. В то же время, по данным на декабрь 2005 г., в подавляющем большинстве регионов, предполагающих ввести на своей территории земельный налог, в частности в Ростовской области, кадастровая оценка земель осуществлена в полном объеме.

Следующая проблема, возникающая  из нововведений закона, связана со ставкой налога, определение которой  предоставлено непосредственно  органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается  верхний предел ставки. Анализ проекта  бюджета некоторых регионов (в  частности, Ростовской области) показал, что в доходную часть бюджета  закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным  законодателем, вместе с тем муниципальные  органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных  органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного  процесса в рамках региона.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения, касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили перед практиками и  теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшего разрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований. В связи  с тем что приведенные выше новеллы законодательства пока не нашли  своего применения на практике, в рамках данной работы мной были лишь обозначены проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования законодательства. газета "Налоги"№ 8, 2006 г Перцева Е.М. Земельный налог

 

 

 

 

3.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОМ  НАЛОГЕ

 

3.1. Повышение эффективности кадастровой оценки и усиление мер за нарушение законодательства

 

Согласно Налоговый Кодекс РФ объектом налогообложения определены земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования (п.1 ст. 389 Налоговый Кодекс РФ).

На практике встречаются  ситуации, когда земельные участки  разделяются административными  границами муниципальных образований  на несколько частей. Однако глава 31 Налоговый Кодекс РФ не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

В настоящее время государственный  земельный кадастр охватывает всю  территорию страны и содержит обязательные характеристики всех земельных участков. В целом действовавшая система  обновления необходимых сведений о  земле не обеспечивает их полноту  и достоверность. В этой связи  очень важно (жизненно важно для  функционирования нового земельного налога на основе кадастровой стоимости  земельного участка) принятие решения  на законодательном уровне об обязательной периодической оценке земли (с целью  поддержания налоговой базы в  актуализированном состоянии) и  порядке осуществления такой  переоценки.

Для дальнейшего совершенствования  работы по обеспечению условий контроля полноты сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию  прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в целях наиболее полного и своевременного отражения  сведений о земельных участках, требуется  создание единой информационно-аналитической  системы между территориальными органами Роснедвижимости и налоговыми органами, представительными органами муниципальных образований, а также  Федеральной регистрационной службой  РФ.

Информация о работе Земельный налог и оценка его эффективности