Выездная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить и проанализировать теоретические и практические аспекты проведения выездной налоговой проверки. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с понятием выездной налоговой проверки;
изучить предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок;
провести сравнительную характеристику выездной и камеральной налоговой проверки.
Объект – общество с ограниченной ответственностью « Рассвет».

Файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi_2.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 На период  действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанной с указанной проверкой.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика  признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика  может проводиться:

  1. Вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
  2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшей ранее заявленного. В рамках этой повторной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при  проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление фактов налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая  проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик  обязан обеспечить возможность должностных  лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением  и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК.

Ознакомление  должностных лиц налоговых органов  с подлинниками документов допускается  только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых  органов, осуществляющие выездную налоговую  проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК.

При наличии  у осуществляющих выездную налоговую  проверку должностных лиц достаточных  оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или изменены, производится выемка этих документов.

В последний  день проведения выездной налоговой  проверки проверяющий обязан составить  справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет  проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику  или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняются от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

 

    1.  Сравнение выездной и камеральной налоговых проверок

 

 

Для осуществления  налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных.

В статье рассмотрены  особенности проведения каждого вида проверок.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством  сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой с 02.09.2010 составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

Существует  ошибочное мнение, что если у налогоплательщика  налоговый орган не затребовал документы, значит, камеральная проверка не проводится. Однако это далеко не так.

При камеральной  проверке, в частности, осуществляется:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
  • сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении  ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных  данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные  документы (выписки из регистров  налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Следует отметить, что при проведении камеральной  проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

 

 

 

Таблица 1 – Примеры случаев, когда налоговые органы вправе требовать предоставления дополнительных документов

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы

Документы, которые  вправе требовать налоговые органы

Использование налогоплательщиком налоговых льгот.

Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти  налоговые льготы.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога.

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых  вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.


В большинстве  случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый  орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля – выездной проверки. 
Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты  проблемные, в частности, в следующих случаях:

  • при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;
  • непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
  • отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

Признаками  участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:

  • налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);
  • доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;
  • систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;
  • среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
  • неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.

При проведении проверок у налогоплательщиков возникает  множество вопросов, касающихся правомерности  действия должностных лиц налоговых  органов и других правовых аспектов налогового контроля.

Рассмотрим  основные принципы, регламентирующие порядок проведения камеральных  и выездных налоговых проверок:

 

 

 

Таблица 2 – Принципы проведения камеральных и выездных налоговых проверок

1

2

3

 

Камеральная налоговая  проверка

Выездная налоговая проверка

 

Место проведения

По местонахождению  налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

На территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).

 

Основание

Налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст.88 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

 

Информирование  налогоплательщика о начале проверки

Налогоплательщик  не информируется о начале проверки.

Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС  от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@.

 

Предмет проверки

Любой налог, декларация по которому представлена не ранее  трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Одновременно  по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

          Продолжение таблицы 2

1

2

3

 

Срок проведения

3 месяца со  дня представления налогоплательщиком  налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Не более  двух месяцев. Возможно продление срока  до четырех, а в исключительных случаях  – до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

 

Проверяемый период

Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

 

Приостановление проверки

При выявлении  ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На срок не более  шести месяцев в случаях, предусмотренных  п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

 

Повторная проверка

Не предусмотрена.

Возможна в  случаях: 
- в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом; 
- при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного. 
(п. 10 ст. 89 НК РФ)

 

Документы, оформляемые по окончанию проверки

Акт камеральной  налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

Справка о проведенной  проверке. Вручается налогоплательщику  в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). 
Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Информация о работе Выездная налоговая проверка