Выездная налоговая проверка: цель, содержание, порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии содержания, определение целей и рассмотрения порядка выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
 изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
 рассмотрение этапов проведения выездных налоговых проверок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………....……..................... 3-4
Глава I. Экономическое содержание выездных налоговых проверок.... 5-11
1.1. Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая организацию выездных проверок на современном этапе………………………………………………….. 5-7
1.2. Возрастание роли выездных проверок………………...……... 7-11
Глава II. Организация проведения выездных налоговых проверок …. 12-28
2.1. Цели, задачи и этапы проведения выездных налоговых проверок………………………………………… 12-19
2.2. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок……………………………………………………………... 20-24
2.3. Оформление результатов выездных налоговых проверок и реализация материалов по ним……………………………………. 24-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………..…………………………. 29-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 31-33

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В процессе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции  на основе имеющейся в инспекции информации о деятельности налогоплательщика, данных из предоставленных им документов, материалов, полученных в ходе проверочных действий:

  • анализируют всю имеющуюся информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика;
  • выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций и анализируют влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;
  • при необходимости организуют встречные проверки у лиц, связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика, проводят осмотр территории, помещений, документов и предметов, опрашивают свидетелей, привлекают специалистов, экспертов и переводчиков и используют другие права, предоставленные НК РФ;
  • формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;
  • производят исчисление сумм не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени и формулируют предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также об устранении выявленных нарушений.

В ходе проведения налоговой  проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются и сопоставляется следующие документы:

  • учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
  • имеющиеся в наличии лицензии;
  • приказы по учетной (или) кредитной политике;
  • налоговые декларации (расчеты);
  • декларации (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • регистры налогового учета;
  • счета-фактуры;
  • книги покупок;
  • книги продаж;
  • книги учета доходов и расходов;
  • книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • иные документы, относящиеся к налоговому учету;
  • бухгалтерская отчетность организации;
  • регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.)
  • договоры (контракты);
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные на отпуск материальных ценностей;
  • акты выполненных работ;
  • другие первичные учетные документы, подтверждающие фаты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов).6

Документы и предметы, которые  представители налоговых органов  получают или оформляют в ходе мероприятий налогового контроля, являются частью материалов выездной проверки. Именно на их основании принимается  решение по итогам проверки.

Налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) в случаях:

  1. отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, для определения соответствия фактических данных об указанных  объектах налогообложения документальным данным;
  2. непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета документов;
  3. отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

 

2.2. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок.

Во время проведения у  него выездной налоговой проверки налогоплательщик не должен забывать о том, что в  соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ он обязан:

  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ.

Соответственно, невыполнение налогоплательщиком этих обязанностей (отказ от представления документов или дачи пояснений, воспрепятствование доступу проверяющих в помещение  или на территорию налогоплательщика  и т.п.) само по себе уже свидетельствует  о том, что плательщик склонен  к нарушениям налогового законодательства. Именно с этой точки зрения подобные действия рассматриваются налоговыми инспекторами. Таким образом, препятствуя  проведению выездной проверки, плательщик не может добиться ее прекращения. Он просто провоцирует налоговые органы на жесткие действия по отношению  к самому себе (проникновение в  помещение с участием сотрудников  правоохранительных органов, выемку подлинников  документов, исчисление налогов расчетным  путем и т.п.). В результате налогоплательщику  будет сложнее обжаловать действия и решение налоговых органов  по результатам проверки.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что плательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

С учетом того, что выездной налоговой проверкой могут быть охвачены три года, предшествующие году проверки, вся документация за проверяемый период должна быть предоставлена  плательщиком. Если плательщик отказывается представить какие-либо документы, ссылаясь на их утрату, то налоговый  орган, как правило, предлагает восстановить их в достаточно короткий срок и  предоставить для проверки. Если это  требование не выполняется, то такой  факт фиксируется тем или иным способом, а налоги за проверяемый  период исчисляются налоговым органом  расчетным путем в соответствии с подп. 7 п.1 ст. 31 НК РФ.

В случае выявления фактов налоговых правонарушений проверяющими должны быть приняты все законные меры по обеспечению их документального  подтверждения. Выводы проверяющих  могут быть основаны только на проверенных  фактах и не должны содержать бездоказательных оценок. Доказательства должны быть основаны на всей совокупности исследованных  и оцененных обстоятельств, возникших  в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщика и имеющих  документальное подтверждение.

При формировании доказательственной базы налоговый инспектор имеет  право пользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему НК РФ.

Иначе говоря, если налоговому инспектору, проводящему проверку, не совсем понятен смысл того или иного документа, расчета, хозяйственной операции и их последствия для исчисления и уплаты налога, он может предложить должностному лицу проверяемого плательщика дать ему письменные или устные пояснения по этому вопросу. Запрос на дачу пояснений может даваться как в устной, так и в письменной форме. При этом, как правило, устанавливается срок на дачу таких пояснений (обычно один - два дня). Представитель налогоплательщика может дать соответствующие пояснения, а может отказаться от их предоставления. Отказ в этом случае дается в письменном виде.

В целях осуществления  налогового контроля налоговые органы имеют право привлекать свидетелей. Участие свидетеля в мероприятиях налогового контроля регламентируется ст. 90 НК РФ. В соответствии с этой статьей в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Сотрудники налоговой  инспекции, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить  осмотр используемых для осуществления  предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика  либо осмотр объектов налогообложения  для определения соответствия фактических  данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком. Незаконное воспрепятствование доступу  должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика  попадает под действие санкций, установленных ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 93 НК РФ установлен порядок истребования документов должностными лицами налоговых органов, проводящими  налоговые проверки. Налоговый инспектор  вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для  проверки документы.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано  направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы  представляются в виде заверенных должным  образом копий. В случае отказа представить  истребуемые документы налоговый инспектор, проводящий проверку, может произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Отказ налогоплательщика  от представления запрашиваемых  при проведении налоговой проверки документов или непредставление  их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и  влечет ответственность, предусмотренную  п. 2 ст. 126 НК РФ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы имеют право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Не допускается производство выемки документов и предметов в  ночное время. Ночное время - это промежуток времени с 22 часов вечера до 6 часов утра по местному времени.

Сотрудники налоговой  инспекции, проводящие выездную налоговую  проверку, обязаны строго соблюдать  все формальности, установленные  в ст.ст.90 - 100 НК РФ. При подготовке акта проверки не могут быть использованы доказательства, собранные с нарушением законодательства Российской Федерации. Несоблюдение этого требования дает проверяемому налогоплательщику возможность в установленном порядке обжаловать действия инспектора, а также оспаривать выводы, изложенные в материалах проверки.

 

2.3. Оформление результатов выездных налоговых проверок и реализация материалов по ним.

В соответствии со ст. 89 НК РФ по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой окончания проверки считается дата, указанная в этой справке. Форма Справки утверждена Приказом ФНС России «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Не позднее двух месяцев  после окончания проверки уполномоченными  сотрудниками налоговой инспекции  должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

Акт содержит систематизированное  изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Выводы о допущенных плательщиком налоговых  правонарушениях должны быть подкреплены  ссылками на положения соответствующих  статей НК РФ, других законодательных  и нормативных правовых актов.

Акт составляется на бумажном носителе на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц. В акте выездной налоговой проверки не допускаются не оговоренные помарки, подчистки и иные исправления.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в  налоговом органе, другой вручается  руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю и состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть представляет собой общие сведения о проводимой проверке, проверяющих и проверяемом налогоплательщике. В ней отражаются: номер акта проверки, полное и сокращенное наименование проверяемой организации или фамилия индивидуального предпринимателя; дата подписания акта; фамилии лиц, проводивших проверку, их должности; указание на вопросы, охваченные проверкой, и другие сведения общего характера. Перечисленные сведения должны быть идентичны тем, которые были указаны в решении о проведении проверки.

Информация о работе Выездная налоговая проверка: цель, содержание, порядок