Выездная налоговая проверка: цель, содержание, порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии содержания, определение целей и рассмотрения порядка выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
 изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
 рассмотрение этапов проведения выездных налоговых проверок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………....……..................... 3-4
Глава I. Экономическое содержание выездных налоговых проверок.... 5-11
1.1. Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая организацию выездных проверок на современном этапе………………………………………………….. 5-7
1.2. Возрастание роли выездных проверок………………...……... 7-11
Глава II. Организация проведения выездных налоговых проверок …. 12-28
2.1. Цели, задачи и этапы проведения выездных налоговых проверок………………………………………… 12-19
2.2. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок……………………………………………………………... 20-24
2.3. Оформление результатов выездных налоговых проверок и реализация материалов по ним……………………………………. 24-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………..…………………………. 29-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 31-33

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………....…….....................

3-4

Глава I. Экономическое содержание выездных налоговых проверок....

5-11

 

1.1. Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая организацию выездных проверок на современном этапе…………………………………………………..

 

 

5-7

 

1.2. Возрастание роли выездных проверок………………...……...

7-11

Глава II. Организация проведения выездных налоговых проверок ….

12-28

 

2.1. Цели, задачи и этапы проведения выездных налоговых проверок……………………………………………………………...

 

12-19

 

2.2. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок……………………………………………………………...

 

 

20-24

 

2.3. Оформление результатов выездных налоговых проверок и реализация материалов по ним……………………………………..

 

24-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………..………………………….

29-30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

31-33


 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая сфера жизни  любой страны представляет собой  экономическую базу для существования  государства, при этом налоговые поступления составляют 85-95% доходов бюджета. В настоящее время в России идет становление современной налоговой системы, налаживание эффективной работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности. Именно поэтому на современном этапе одной из первоочередных задач, стоящих перед государством становится контроль за правильностью начисления и полнотой уплаты налогов и сборов.

Контрольная функция присуща  всем органам исполнительной власти в пределах установленной компетенции, что предполагает их самостоятельность  при ее реализации и специфические  формы выполнения. Необходимость контроля как функции социального управления очевидна, ее основная цель - блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении таких отклонений - приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов. Однако специфика контроля состоит в том, что он имеет всегда вторичный, производный характер, поскольку касается деятельности, которая существует вне и независимо от его осуществления.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Проверки соблюдения налогового законодательства (т.е. налоговый контроль), а так же соблюдение других нормативных  актов, т.е. весь спектр проверок отношений, в ходе которых формируются налоговые  доходы государства, составляют понятие  налоговых проверок. Существует несколько  видов проверок деятельности организаций. Одним из них является выездная налоговая проверка.

Цель данной работы состоит  в раскрытии содержания, определение  целей и рассмотрения порядка  выездной налоговой проверки.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  • изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
  • рассмотрение этапов проведения выездных налоговых проверок.

 

Глава I. Экономическое содержание выездных налоговых проверок.

1.1. Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая организацию выездных проверок на современном этапе.

В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации»1 и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»2 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Именно в этих областях ФНС России участвует в проведении государственной политики, осуществляет управление налоговыми органами и взаимодействует  с федеральными органами исполнительной власти.

Правовой основой взаимодействия служат нормативные правовые акты, закрепляющие правовой статус органа, общие основы и формы взаимодействия, а также подзаконные акты (совместные приказы, соглашения), где определяются конкретные формы и виды взаимодействия, права и обязанности органов  в рамках взаимодействия.

Проведение налоговых  проверок регулируется следующими нормативно-правовыми  документами:

  • Конституция РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
  • Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 № 298 «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 № 410 «О порядке взаимодействия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов»;
  • «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (одобрено Правительством РФ 07.07.2011)
  • Приказы и Письма Минфина РФ и ФНС РФ.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Выездная налоговая проверка является важнейшим методом контрольной  работы налоговой инспекции. Этой работе уделяется повышенное внимание на всех уровнях налоговой системы, поскольку  она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений. Право налоговых органов проводить  выездные налоговые проверки имеет  и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.

В НК РФ определение выездной налоговой проверки отсутствует, однако из описания ее процедуры можно понять, что это - проверка, проводимая по решению руководителя налоговой инспекции на на территории налогоплательщика, в ходе которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов.

 

1.2.Возрастание роли выездных проверок.

Финансовый кризис привел к снижению доходов бюджета, в  т.ч. за счет уменьшения налоговых доходов. Однако государство нуждается в  финансовом обеспечении выполнения расходных обязательств, поэтому  особое значение уделяется эффективному налоговому контролю, мероприятия которого позволят выявить резервы повышения  налоговых поступлений. Налоговые  органы принимают меры по совершенствованию  форм и методов налогового контроля, причем важное место занимает такая  его форма, как выездная налоговая  проверка.

При проведении проверки особое внимание должно уделяться анализу:

  • нетипичных для данного налогоплательщика сделок;
  • сделок, осуществленных нетипичным для организации образом (наличный расчет или оплата векселем);
  • убыточных сделок;
  • сделок с фирмами, зарегистрированными в офшорных зонах;
  • сделок, заключенных по значительно завышенным или заниженным ценам;
  • заключения договоров на оказание информационных, консультационных, маркетинговых, транспортных услуг на значительную для организации сумму при отсутствии явно выраженного результата.

В настоящее время результативность выездных налоговых проверок напрямую связана с их эффективным планированием, а значит, с выбором объектов проверки.

В условиях финансовой нестабильности особое значение приобретает выбор  для выездных налоговых проверок именно налогоплательщиков, не в полной мере выполняющих налоговые обязательства, в т.ч. применяющих различные схемы ухода от налогов.

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России3, выделяются двенадцать общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок:

  1. налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов: в течение двух календарных лет и более;
  3. отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период: выше 89% за 12 месяцев;
  4. опережающий темп роста расходов над доходами от реализации товаров (работ, услуг);
  5. выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  6. неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  7. отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год: превышение доли профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов 83%;
  8. построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  9. непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения;
  11. значительное отклонение (на 10% и более) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики;
  12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики определяет наиболее распространенные способы ведения этой деятельности, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

На практике в 2010-2011 гг. особенно тщательно проверялись следующие лица:

Информация о работе Выездная налоговая проверка: цель, содержание, порядок