Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. Но для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как регулятора экономических отношений.

Содержание работы

Введение
1. Налоги как регулятор экономических отношений.
1.1. Налоги и их роль в экономике страны.
1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
1.3. Налоги, как инструменты экономического государственного регулирования.
2. Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения.
2.1. Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.
2.2. Анализ влияния налогов на деловую активность предприятия.
2.3. Система налогообложения развитых стран.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика 1 курс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

   Как мировой,  так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой  изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

Одно из  этих  преимуществ  -  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и  санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами,  а  принятыми  парламентами Законами.

 Ставка налога может  зависеть от категории,  к которой  относится плательщик,  от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие, но  она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

   А фиксированный   размер  ставок  и их относительная  стабильность способствует развитию  предпринимательской  деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения.

 

2.1. Состав единой налоговой системы  в Российской Федерации.

 

Налоговая  система  в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был  принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации",  "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную  стоимость" и другие.

В законе РФ от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской  Федерации" дается  следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в  бюджет  соответствующего  уровня  или  во  внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных  законодательными  актами".  В  этом же законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и  других  платежей,  взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Налоговая система включает  следующие  элементы:  субъект налогообложения (плательщик); объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы -  полное  или частичное  освобождение  от налога; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Возглавляет  налоговую  систему  Государственная  налоговая  служба РФ, которая входит в систему  центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

         Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является  контроль за соблюдением законодательства  о налогах, правильностью их  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Законом " Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. В РФ впервые все налоги были разделены на три группы: федеральные налоги; налоги  республик  в  составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.

 Среди большого  количества налогов, предусмотренных  законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (федеральные налоги - 15 видов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида) основными являются: налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог для образования дорожных фондов, налог для образования  пенсионного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сборы с физических лиц; плата за землю.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы  банков;  налог  на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  зачисляемые  в  специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами,  зачисляемые  в федеральный бюджет, в республиканский, краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России; налог на прибыль  с  предприятий (подоходный налог); подоходный налог с физических лиц.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ. Активизация перехода к рыночным  отношениям  обусловливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости.

    Таким налогом  является налог на добавленную  стоимость. Для России этот  налог является новым, так как он введен лишь с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах он используется уже более 30 лет. Добавленная стоимость включает  в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья,  материалов,  полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация  и  некоторые другие  элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогооблагаемой  базой  для  данного налога служит валовая  стоимость на каждой стадии движения товара  от  производства  до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том  числе  производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных  на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

         Объектами налогообложения являются  также  товары,  ввозимые на  территорию России в соответствии  с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

НДС - показательный пример того, что субъект налога и носитель налога могут не совпадать( Фактически НДС - это налог не на производителя, а на потребителя).

В 1992 году НДС в России взимался по ставке 28%, но специалисты  эти ставки слишком высокими, что  могло вызвать сокращение производства, и с 1993 г. ставки были снижены до 20%. До 10% была  снижена ставка на все  продовольственные товары (кроме  винно-водочных изделий и этилового спирта) и отдельные товары детского ассортимента. НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняют казну лучше других видов налогов. НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклоняться, он повышает заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплательщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

         Законом определен перечень товаров  (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

         Освобождаются от налога на  добавленную стоимость  услуги  в сфере народного образования,  связанные с учебно-производственным  процессом,  плата  за  обучение  детей  и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными  и  престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

         Освобождаются  от платы налога  на добавленную стоимость научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и  хоздоговорные  работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Сегодня ставка НДС в  размере 20% заведомо завышена. Целесообразнее было бы ввести ставку 15% с понижением на 0,1 пункт за каждый процент роста. Успешным примером проведения такой политики служит Волгоградская область. К тому же опыт развитых стран доказал преимущества более низкой ставки этого налога.

 

2.2. Анализ влияния  налогов на деловую активность  предприятия.

 

На деловую активность предприятия влияют многочисленные факторы, к которым относятся как внутренняя налоговая политика государства, так и внешняя.

Во многом развитию предпринимательской  деятельности способствуют различные  скидки и льготы, устанавливаемые  как внутренним законодательством, так и международными договорами.

Фискальная политика государства предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения  различных социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива  законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной  фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное регулирование  государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства.

Рассмотрим вкратце  дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая  дискреционная фискальная политика складывается из:

  • увеличения государственных расходов;
  • снижения налогов;
  • сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной  избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

  • уменьшения государственных расходов;
  • увеличения налогов;
  • сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых  поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий  по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада.

Многие страны, кроме  предоставления повышенных начальных  скидок,  все больший акцент  делают на оказание прямой финансовой поддержки частному бизнесу, путем освобождения от налогов прибыли, зачисляемой в различного рода инвестиционные фонды и резервы6.

 

 

 

2.3. Система налогообложения  развитых стран.

 

США являют парадоксальный пример стабильности бюджетно-налоговых отношений государства и регионов при полном, казалось бы отсутствии к тому законодательных предпосылок. Действительно, Конституцией США, принятой более 200 лет назад, не регулируются бюджетно-налоговые отношения внутри федерации. Фактически штаты имеют те же права в этой сфере, что и федерация в целом. Поэтому в штатах имеются те же налоги по наименованию, которые собираются в федеральный бюджет - подоходный  налог с населения и с корпораций. Однако право устанавливать эти налоги  в плане их размеров является исключительной прерогативой самих штатов.

Наиболее существенным ограничением налоговых прав штатов служит запрещение установления  мощных косвенных налогов, таких, как с  оборота или НДС. Эти налоги рассматриваются  как препятствующие свободной торговле между штатами, что запрещено Конституцией США.

"Политика выравнивания" тоже никак не регламентирована  в Конституции США. Более того, согласно разделу 8 статьи 1, Конгресс  имеет право назначать расходы  только на "всеобщее благоденствие  США". Это препятствует прямому перераспределению средств отдельным штатам.

Информация о работе Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения