Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. Но для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как регулятора экономических отношений.

Содержание работы

Введение
1. Налоги как регулятор экономических отношений.
1.1. Налоги и их роль в экономике страны.
1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
1.3. Налоги, как инструменты экономического государственного регулирования.
2. Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения.
2.1. Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.
2.2. Анализ влияния налогов на деловую активность предприятия.
2.3. Система налогообложения развитых стран.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика 1 курс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых  ставках на единицу объекта.

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:

 К Федеральным налогам и сборам относятся:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на прибыль предприятия
  • Налог на доходы от капитала
  • Федеральный подоходный налог с физических лиц
  • Социальный
  • Государственные пошлины
  • Таможенные пошлины  и сборы
  • Плата за право использования недрами
  • Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • Платежи за загрязнение окружающей природной среды
  • Сбор за использование государственной символики РФ
  • Федеральные лицензионные сборы

К Региональным налогам и сборам относятся:

  • Региональный налог на прибыль предприятия
  • Региональный подоходный налог с физических лиц
  • Налог на имущество предприятия
  • Региональный налог с владельцев транспортных средств
  • Лесной налог
  • Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона
  • Региональный лицензионный сбор
  • Сбор за использование региональной символики

К местным  налогам и сборам относятся:

  • Налог на землю
  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района)
  • Налог на рекламу
  • Местные лицензионные сборы
  • Сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения
  • Курортный сбор
  • Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем
  • Гостиничный сбор
  • Сбор за использование местной символики

Если же в качестве классификационного признака налогов  рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

 

1.3. Налоги как инструмент  экономического государственного регулирования.

 

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

   Рыночная экономика   в  развитых  странах  - это  регyлирyемая экономика. Споры  по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

   Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

   - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с

налогами не связано;

   - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей,

предпринимателей с целью направления  их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

   В условиях рынка отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы  административного подчинения предпринимателей.

   Таким образом,  развитие  рыночной экономики регyлирyется  финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов  финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но   главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

   В России  к  малым   относятся предприятия всех организационно-правовых  форм,  имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100  чел.,  в других  отраслях  производственной сферы - до 50 чел.,  в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.  Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми  предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление  основных  производственных фондов, освоение новой техники,  полностью  освобождается  от  налогов.

Не менее  существенна другая льгота,  предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но и рода  деятельности .

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и социальной инфрастрyктyры,  на

инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли  с  длительными  сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  В современных условиях

значительные средства из бюджета  должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно  отражается  на  всем состоянии экономики и жизни населения.

Стабильность налоговой системы  не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз и навсегда.  "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации, 

   Систему налогообложения можно считать стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы  налогообложения,

состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Сейчас в  России  действует почти четыре десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем,  но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе,  учитывая, что и там имеются существенные различия  по  странам,  и налоговая система Швеции  отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система yнифицирyется и с 1 января 1993 года  имеются несущественные различия.

   Но стабильность  системы налогообложения - не  догма и не  самоцель. Ради  нее  нельзя  жертвовать ни  одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регyлирyющей,  стимyлирyющей и др.  Опыт  США  и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том,  что налоговая система в основном  является функцией  двух  аргументов  - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный  период.  Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

Налоги как  инструмент государственной политики. Налоговая ставка и налоговые льготы.

Динамизм налоговой системы обусловлен не только изменением видов налогов, но еще  большей степени - подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит от величины налоговых ставок Поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к  манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый процесс  для отдельных налогоплательщиков, применяют налоговые льготы, опять-таки в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно  волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной  ставки налогов и поступлением в  государственный бюджет, американский экономист Артур Лэффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

  • ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");
  • точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка  А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лэффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лэффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лэффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Это положение можно  проиллюстрировать графически.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Налоги - это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых ставок,  льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

   Налоги относятся  к классу экономических нормативов, они формируются по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но установленный  на  общегосударственном уровне.

Информация о работе Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения