Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. Но для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как регулятора экономических отношений.

Содержание работы

Введение
1. Налоги как регулятор экономических отношений.
1.1. Налоги и их роль в экономике страны.
1.2. Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
1.3. Налоги, как инструменты экономического государственного регулирования.
2. Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения.
2.1. Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.
2.2. Анализ влияния налогов на деловую активность предприятия.
2.3. Система налогообложения развитых стран.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика 1 курс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

1. Налоги как регулятор  экономических отношений.

1.1. Налоги и их роль  в экономике страны.

1.2. Сущность налога. Основные  принципы налогообложения.

1.3. Налоги, как инструменты  экономического государственного  регулирования.

2. Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения.

2.1. Состав единой налоговой  системы в Российской Федерации.

2.2. Анализ влияния  налогов на деловую активность  предприятия.

2.3. Система налогообложения  развитых стран.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги являются важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в том или другом направлении. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 В  условиях перехода  от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в  Российской Федерации практически  была создана в 1991 году, когда в  декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой  системе. Главной целью налоговой  реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. Но для решительных преобразований необходима  не теория "проб и ошибок", а  метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности  налога как регулятора экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги как регулятор экономических отношений.

 

1.1 Налоги и их роль в экономике страны.

 

Налоги как экономическая категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая  категория выражает денежные отношения  между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в интересах плательщиков сборов  госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»

Налоговые отношения  структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют  отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, без эквивалентность.1

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при  их формировании через элементы налогов, которые включают:

   1) объект налога - это имущество, доход, товар,  наследство, подлежащие обложению;

   2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть  физическое или юридическое лицо;

   3) источник  налога - т.е. доход, из которого выплачивается  налог (зарплата, прибыль, доход,  дивиденды);

   4) ставка налога - величина налога с единицы  объекта налога;

   5) налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика  от налога.

 

1.2. Сущность налога. Основные  принципы налогообложения.

 

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических  позиций налоги как установленные  законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия  государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами  Верховного  Совета.

 С экономических  позиций налоги представляют  главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами  в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют различные функции. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются необходимые общенациональные потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств2.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная  функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.)3.

Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

 Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой  и неэффективно используемой.

Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению4.

В конкретном отношении  контрольная функция налогов  проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте  сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция  налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом5.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего, налоги делятся на прямые и  косвенные в зависимости от источника  их взимания.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика так, что он ощущает их в виде недополученного  дохода.

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Информация о работе Влияние налогов на деловую активность субъектов налогообложения