Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей. Состав преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования налогообложения и формирования прибыльной части государственного бюджета. Государство путем налоговой политики должно оказывать воздействие на ход и результаты осуществляемой предпринимательской деятельности, при этом обеспечивать сохранение стимула к работе, вложению капитала, расширению производства. При формировании бюджета планируется поступление средств и соответственно их расход по отдельным направлениям. Создание преград плановому поступлению налогов в бюджет ставит под угрозу его выполнение и финансовое обеспечение государственных программ, снижает эффективность налоговой политики как регулирующего фактора экономической деятельности государства.

Файлы: 1 файл

реферат по налог.правонарушениям.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

I. Уклонение  от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей. Состав преступления.

§ 2.1. Объект преступления

Частью 1 ст.212 Уголовного кодекса Украины предусмотрена  уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, которые  входят в систему налогообложения, введённых в установленном законом  порядке, совершенное служебным  лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности  или лицом, занимающимся предпринимательской  деятельностью без создания юридического лица или каким-либо другим лицом, которое  обязано их уплачивать, если указанные деяния привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах. [2]

Непосредственным  объектом этого преступления являются общественные отношения в сфере  государственного регулирования налогообложения  и формирования прибыльной части  государственного бюджета. Государство  путем налоговой политики должно оказывать воздействие на ход  и результаты осуществляемой предпринимательской  деятельности, при этом обеспечивать сохранение стимула к работе, вложению капитала, расширению производства. При  формировании бюджета планируется  поступление средств и соответственно их расход по отдельным направлениям. Создание преград плановому поступлению  налогов в бюджет ставит под угрозу его выполнение и финансовое обеспечение  государственных программ, снижает  эффективность налоговой политики как регулирующего фактора экономической  деятельности государства.

Предметом данного  преступления являются налоги, сборы, др. обязательные платежи, которые выплачиваются  как юридическими так и физическими лицами.

 

§ 2.2. Объективная сторона преступления

Объективная сторона  преступления характеризуется совокупностью  трёх признак:

  1. деяние - уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения;
  2. общественно опасные последствия в виде фактического непоступления в бюджет или государственные целевые фонды денег в значительных размерах (ч. 1 ст. 212); крупных (ч. 2 ст. 212) или особо крупных (ч. 3 ст. 212) размерах;
  3. причинная связь между деянием и последствиями.

Объективную сторону  данного преступления характеризуют  внешнее проявления действий преступника, целью которых является уклонение  от уплаты в бюджет причитающихся  налогов и других неналоговых  платежей. Преступная деятельность может  носить самый разнообразный характер: неотражение или частичное отражение в учетных данных сведений о поступивших (реализованных) товарах и полученной выручке; выполнение ннеправильных переводов в бухгалтерском учете; завышение затратной части или необоснованное отнесение на затраты выполненных отдельных хозяйственных операций; предоставление ложной информации о льготах по налогообложению; необоснованное выставление или уменьшение к уплате НДС по введенным в эксплуатацию Основным фондам в части произведенной и реализованной продукции, имеющей льготы по обложению данным налогом; ведение финансово-хозяйственной деятельности и предоставление отчетных документов без ее отображения и т.п.

Как правило, законодатель при конструировании составов преступлений особое внимание уделяет подробному и конкретному изложению объективной  стороны преступления в диспозиции статьи и, в частности деянию как  важнейшему признаку ее характеризующему. Указанное позволяет с точностью определить действия, подпадающие под признаки конкретного преступления, а также разграничить отдельные из них. Деяние как один из элементов объективной стороны рассматриваемого преступления определено как уклонение от уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет или государственные целевые фонды.

Преступные последствия  в виде причинения государственным  интересам материального ущерба предусмотрены в качестве обязательного  признака, характеризующего объективную  сторону уклонений от уплаты налогов. Непосредственное проявление причинения вреда характеризуется тем, что  преступные деяния правонарушителя  привели к непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах.

Под значительным размером денег следует понимать суммы  налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в тысячу и больше раз превышают установленны законодательсвом необлагаемый минимум доходов граждан, под большим размером – суми, которые в три тысячи или больше раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, а под особо большим размером – суммы, которые в пять тысяч и более раз превышают тот же минимум (примечание к ст. 212 УК).

Необходимым признаком  преступлений с материальным составом выступает наличие причинной связи между деянием правонарушителя и наступившими последствиями. Относительно рассматриваемого преступления указанное означает, что непоступление в бюджет или государственные целевые фонды налогов и других платежей явилось результатом умышленных преступных действий, причинение вреда государственным интересам в виде непоступления или недоплаты налогов и других неналоговых платежей может быть результатом ошибочных действий в отражении выполненных финансово-хозяйственных операций, выполнения Соответствующих бухгалтерских проводок, в исчислении налогов и т.п. В отличие от других преступлений (преступления против движения и эксплуатации транспорта, преступления против жизни и здоровья особы) установление причинной связи по делам об уклонении от уплаты налогов в практической деятельности не вызывает особых затруднений.

 

§ 2.2.1. Способы  уклонений от уплаты налогов

Способы уклонения  от уплаты обязательных платежей могут  быть различными и зависеть от вида как неуплаченного налога, сбора, другого обязательного платежа, так и от самого плательщика.

Под способом совершения преступлений в юридической литературе подразумевается предусмотренный нормами уголовного законодательства комплекс приемов и деяний преступников, направленных на подготовку, совершение и маскировку преступления. Причем комплекс приемов и деяний виновного зависит от конкретных условий и обстоятельств, в которых совершается преступный замысел, а также от личности преступника. Есть тесная диалектическая взаимосвязь между выбранным способом совершения преступления, причинами и условиями, которые способствуют их совершению, и индивидуальными особенностями преступника, в частности между глубиной и стабильностью (стойкостью) соответствующих ценностных ориентации и морально-психологических особенностей.

Все способы уклонения  от уплаты обязательных платежей можно  объединить в шесть основных групп:

1) непредоставление документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджеты или государственные целевые фонды (налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерских отчетов и балансов и т. п.) ;

2) занижение Сумм  налогов, сборов, других обязательных  платежей;

3) сокрытие объектов  налогообложения;

4) занижение объектов  налогообложения;

5) неудержание или неперечисление в бюджет сумм подоходного налога с граждан, которым выплачивались доходы;

6) сокрытие (несообщение)  утраты оснований для льгот  по налогам.

Основными способами уклонения от уплаты налогов являются:

1) неподача налоговых  деклараций и расчетов;

2) сокрытие объектов  налогообложения;

3) занижение объектов  налогообложения.

Непредоставление документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, выражается в непредоставлении в государственную налоговую администрацию в установленный срок деклараций о прибыли субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц, деклараций об уплате других налогов с целью уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Непредоставление налоговой декларации является одновременно и сокрытием объекта налогообложения.

Неподача  декларации о доходах или прибыли содержит в себе умышленное уклонение от уплаты налогов, то есть предприятие работает, получает прибыль, однако декларацию не подает и налоги не платит.

Сокрытие или занижение объектов налогообложения характеризуется более широко. Сокрытие объектов налоообложения состоит в том, что декларация о доходах подается, но в ней не указывается сумма полученной прибыли, то есть полученная прибыль скрывается. Создается ситуация, когда прибыль фактически получена, но она не декларируется и никакой налог на нее не начисляется и не уплачивается. Причем значения не имеет, как именно была скрыта прибыль - продан товар за наличные, а оформлено сделку как дарение, умышленно не отображена прибыль в надежде на то, что это останется незамеченным, и т.п.

Одним словом сокрытие объектов налогообложения - это неотражение в соответствующих отчетных документах, представляемых в налоговые органы, любых объектов налогообложения. Например, субъект предпринимательской деятельности скрывает факт наличия у него транспортных средств или иных самоходных машин и механизмов, и тем самым уклоняется от уплаты налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, ставки которого в настоящее время определены непосредственно в самом Законе Украины «0 налоге с владельцев транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов» № 2181-III от 21.12.2000 г.

Занижение объектов налогообложения - это декларирование суммы прибыли меньше, чем получено в действительности. Сокрытие объектов налогообложения может связываться с должностным подлогом в том случае, когда должностное лицо вносит заведомо неверные данные в официальные документы государственного учета и подает их в государственные налоговые администрации.

Сложность систематизации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов состоит в их динамичности и немедленному приспособлению лиц, их осуществляющих, к условиям, в которых они действуют. Но наличие  у них общих признаков и  особенностей дает возможность объединить эти способы в определенные группы:

- по видам их  совершения (неподача, несвоевременная  подача налоговых деклараций  и расчетов, сокрытие объектов  налогообложения и занижение  размера прибыли);

- по условиям  функционирования предприятий (наличие  льгот, освобождения от уплаты  налогов на определенное время,  частичное освобождение от налогообложения);

- по особенностям  проведения отдельных хозяйственных  операций (безналичные расчеты, наличные, возврат долга, взаимозачет при  расчетах);

- по характеру  взаимоотношений между субъектами  хозяйствования (заключение соглашений  о сдаче объектов налогообложения  в аренду, выполнение бартерных  операций);

- по направлениям  деятельности субъектов (страхование,  торговая деятельность, предоставление  услуг, выполнение работ и т.п.).

Некоторые способы  совершения преступлений по своим признакам  можно отнести к той или  иной из названных групп, поэтому  такая классификация является условной. Для более широкого понимания  механизма совершения преступлений в сфере нналогообложения, своевременного их выявления и разработки соответствующих профилактических средств целесообразно более детально рассмотреть некоторые из них.

1. Уклонение  от уплаты налогов при заполнении  и подаче декларации о доходах,  отчетности и бухгалтерских расчетов  к ним.

В соответствии с  действующим законодательством  в Украине одной из обязанностей плательщиков налогов является ведение  бухгалтерского учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, своевременная подача в органы государственной  налоговой администрации декларации о доходах и других документов и ведомостей, связанных с исчислением  и уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей.

На практике известны случаи, когда отдельные руководители и другие должностные лица субъекта предпринимательской деятельности, не задумываясь над последствиями  своих действий, допускают нарушения  налогового законодательства различными путями. Поэтому на работу налоговых  органов возложена задача выявления  таких налоговых правонарушений.

а) уклонение  от уплаты налога путем неподачи или  несвоевременной подачи налоговым  администрациям декларации о прибыли  предприятия и расчета налога на нее.

Выявление таких  правонарушений связано с изучением  документов, подтверждающих регистрацию  субъекта предпринимательской деятельности (решение исполкома, устав, лицензии), что дает возможность установить юридический адрес предприятия, уставные данные на должностных лиц, виды деятельности, номер расчетного счета, льготы, которые предоставлены  предприятию в соответствии с  действующим законодательством  и др.

Финансовая  отчетность - один из важнейших элементов бухгалтерского учета, который методом целостного, беспрерывного и документального оформления хозяйственных операций обеспечивает систематизирование информации о деятельности предприятия, его структурных подразделений и взаимоотношений с предприятиями, организациями, финансово-кредитными учреждениями и государственными органами. Объем годового (финансового) бухгалтерского учета для всех хозяйствующих субъектов включает три типовые формы:

- баланс предприятия  - форма № 1;

- отчет о финансовых  результатах и их использовании  - форма №2;

- отчет о финансово-имущественном  состоянии предприятия - форма  № 3 и пояснительную записку.

Требовать и подавать финансовый (бухгалтерский) отчет в  неустановленной законодательством  форме запрещается. Квартальную  и годовую финансовую отчетность субъекты хозяйствования подают:

- собственникам  (участникам, учредителям, органам,  в сфере управления которых  находятся предприятия);

- государственной  налоговой администрации;

- органу государственной  статистики.

Кроме того, финансовая отчетность может подаваться другим органам государственного управления, банкам, заинтересованным организациям на основе соглашений с хозяйствующими субъектами. Учитывая установленный  порядок подачи отчетности предприятием, работники контролирующих органов  при изучении его финансово-хозяйственной  деятельности и достоверности данных, представленных в декларации о прибыли  для ее налогообложения могут  проанализировать и сопоставить  данные финансовой отчетности, представленные в вышеуказанные государственные  органы, и при выявлении расхождений  в расчетах провести более подробную  аудиторскую проверку.

Информация о работе Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей. Состав преступления