Учетная политика организации для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение выбора и обоснования учетной политики предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить исторический аспект возникновения учетной политики ;
- рассмотреть нормативное регулирование учетной политики предприятия;
- дать экономико-производственную характеристику объекту исследования;
- проанализировать существующую на предприятии учетную политику для целей налогообложения;
- разработать пути оптимизации налогообложения данного предприятия.

Файлы: 1 файл

1Куросовая.Учетная политика.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным фактором в развитии любого бизнеса является налоговая политика государства. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого субъекта хозяйствования, при этом возникает естественное стремление сэкономить, вытекающее из определения предпринимательства. По причине этого и зачастую правовой безграмотности между налоговыми органами и субъектами предпринимательства разгораются споры, которые могут пагубно отразиться на деятельности предприятия. В этих условиях организация может функционировать успешно, только соблюдая правильную, грамотно спланированную налоговую политику предприятия. Обязательным элементом этой политики является оптимизация налогообложения призванная снизить размер налоговых отчислений.

Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что  экономический кризис повлек за собой две совершенно противоположные тенденции в налоговом планировании. С одной стороны, организации в своем желании максимально сократить расходы стали применять более агрессивные методы налоговой оптимизации. Им явно не хватило тех поблажек, которые предоставило государство в виде поправок в НК РФ. С другой – чиновники усилившие контроль за пополнением бюджета. В такой ситуации для коммерческих организаций особую важность приобретает тщательная продуманность при разработке новых и реализации существующих способов оптимизации. Не мало важную роль в данном процессе играет выбор и обоснование учетной политики предприятия для целей налогообложения.

Целью исследования является изучение выбора и обоснования учетной политики предприятия.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторический аспект возникновения учетной политики ;

- рассмотреть нормативное регулирование учетной политики предприятия;

-   дать экономико-производственную характеристику объекту исследования;

- проанализировать существующую на предприятии учетную политику для целей налогообложения;

- разработать  пути оптимизации налогообложения  данного предприятия.

Объектом исследования является предприятие ООО «ТБС».

Предметом исследования является существующая система налогообложения в ООО «ТБС», а именно учетная политика.

Теоретической основой исследования явились труды  отечественных и зарубежных ученых в области экономики бизнеса, налогообложения предпринимательства, управления финансов,  так же различные  нормативно правовые акты Российской Федерации. В числе авторов следует отметить таких, как: Гусов В.С., Косолапов А.И., Митрофанов Р.А., Петров А.В., Викуленко А.Е., Брызгалин А.В., Блохин К.М., Савченко В.Я., Козлов Д.А., Боброва А.В., Мазуркевич В.Ю., Савченко В.Я., Овсянников М.А. и т.д.

Для достижения цели курсовой работы и реализации поставленных задач были использованы такие методы научного познания как: анализ, обобщение, описание, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.

Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, формируются  ее цели и задачи.

В первой главе курсовой работы рассмотрены общие методологические вопросы учетной политики организаций.

Во второй главе работы дана экономико-производственная характеристика ООО «ТБС». Произведен анализ налоговых платежей предприятия.

В третьей главе рассматриваются пути  налоговой оптимизации ООО «ТБС».

В заключении сделаны  выводы по итогам исследования.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Исторический аспект возникновение учетной политики  и ее нормативное регулирование

Понятие учетной  политики возникло примерно в конце  семнадцатого века, когда учет становится наукой и делится на две ветви  – счетоводство и счетоведение. Я.В. Соколов пишет в своей книге, что экономический смысл учета ввели французские бухгалтеры из парадоксов прибыли1. Один из парадоксов (многочисленных) сформулирован следующим образом: «Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, не может быть равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями норм амортизации и возможными колебаниями в учетной политике…».

Также в своих  трудах учетную политику упоминает  итальянский ученый двадцатого века Джино Дзаппа. Его основной постулат звучит следующим образом: «С бухгалтерской точки зрения доходы предприятия очевидны, а затраты сомнительны». Это обусловлено тем, что доходы вытекают из документов на реализацию товаров и услуг, а величина затрат всегда зависит от учетной политики предприятия и выбора администрацией различных методологических приемов, доходы определяются объективно, расходы, связанные с исчислением себестоимости, - субъективны. Отсюда и величина прибыли условна.

В дальнейшем эту идею развил в своих трудах и подтвердил способность учетной политики влиять на прибыль предприятия сторонники социологического подхода к учету А. Раппапорт, Ф.А. Бимс, П.Е. Фертих, А.Ч. Литтлтон, В.К. Циммерман, Н.М. Бедфорд. В частности, Литтлтон отмечал следующее: «Для целей учета характерно понимание относительности учетных данных. Это усиливается довольно либеральным подходом к учетной политике, что облегчает понимание определенной приблизительности учетных данных, проистекающей не из злой воли, хотя, и такая может иметь место, а из самой методологии, из относительности оценок, с которыми приходится работать банкирам, экономистам, бухгалтерам. Этот релятивизм, к сожалению, мало знаком нашим счетным работникам, многие из которых искренне убеждены, что если они не заняты сознательной фальсификацией учетных данных, то все бухгалтерские регистры отражают безусловную и абсолютную истину, они не сомневаются в точности учетных данных».2

Российские  бухгалтеры-практики узнали о существовании  учетной политики лишь в 1991 году. Понятие учетной политики пришло к нам с Запада.

Сначала об учетной  политике заговорили работники, работающие в банковской сфере. Первым (или одним  из первых) отечественных нормативных  документов, в которых упоминалась  учетная политика, был утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 24 июля 1991 года № 1483-1 Устав Центрального банка Российской Федерации. В нем утверждалось, что Банк России осуществляет на территории РСФСР денежно-кредитное регулирование, в том числе путем проведения своей учетной политики.

До понимания  учетной политики в ее современном  значении применительно к производственной сфере деятельности было еще далеко. Наряду с банкирами наиболее передовыми с точки зрения методологии бухгалтерского учета оказались российские крестьяне: в Рекомендациях по ведению учет производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанных Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» и согласованных с Госкомстатом СССР 6 июня 1991 года, предлагалось метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливать при выработке учетной политики на текущий год исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.

По-настоящему термин «учетная политика» вошел в бухгалтерский лексикон и практику с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 20 марта 1992 года № 10. В Положении о бухгалтерском учете упоминалось об учетной политике всего дважды: формулировался, хотя и оставаясь не названным, принцип последовательности применения учетной политики и в качестве одного из элементов учетной политики устанавливался метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Первоначально учетная политика воспринималась большинством практикующих бухгалтеров как возможность  выбора одного из двух методов определения  выручки от реализации продукции (работ, услуг): «по оплате» либо «по отгрузке», но затем понятие расширилось  и стало употребляться в смысле выбора одного из нескольких допускаемых законодательством способов учета вообще.

9 декабря 1998 года увидело свет первое Положение  по бухгалтерскому учету «Учетная  политика предприятия» ПБУ 1/983 . С тех пор на тему учетной политики стало появляться и появляется множество как журнальных, так и более весомых по объему публикаций.

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой  организации понимается принятая «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

Но если мы откроем  действующий Закон о бухгалтерском  учете № 129-ФЗ  и прочитаем определение, данное бухгалтерскому учету, то увидим, что фактически учетная политика организации и ведущийся ею бухгалтерский учет - это одинаковые понятия4.

С другой стороны, учетная политика может рассматриваться  и в узком смысле, как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и  вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией.

После вступления в силу гл. 21 «Налог на добавленную  стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ  у организаций возникла обязанность по формированию учетной политики для целей налогообложения и включению ее в систему внутреннего нормативного регулирования5. Это вызвано тем, что в налоговое законодательство были введены нормы, позволяющие организациям производить выбор одного из нескольких альтернативных вариантов и методов, учитываемых для целей налогообложения.

Впервые термин «учетная политика для целей налогообложения» был введен ст. 167 гл. 21 НК РФ. Данной статьей на организации была возложена обязанность по формированию учетной политики организации для целей налогообложения.

В соответствии с Налоговым кодексом учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В последнее  время разработка учетной политики принимает все большее значение. Большинство предприятий осознали, что разработка учетная политики в настоящее время является не только обязательным моментом, который навязывает государство, но и реальная возможность предприятия управлять своим финансовым состоянием, путем комбинирования тех или иных методов в учете, которые позволяют снизить налоги,

Разработка  и осуществление учетной политики для российских организаций –  дело сравнительно новое и во многих случаях недостаточно освоенное  для финансового управления и  маневрирования. Редко оценивается  она и в аудиторских заключениях.

Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчетности.

По мнению В.Б. Ивашкевича (президента ИПБиА Республики Татарстан, доктора экономических наук) одним из существенных назначений учетной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приемов и методов бухгалтерского учета по возможности выровнять кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объемов производства и (или) сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени, как внутри отчетного года, так и в течение ряда лет6.

Ивашкевич указывает  на то, что при разработке и реализации учетной политики должны приниматься во внимание обстоятельства связанные с оптимизацией налогообложения, снижением трудоемкости учета, экономией затрат на его ведение. А главным по его мнению остается необходимость определенного, заранее объявленного регулирования затрат и результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности для обеспечения долговременного функционирования субъекта. Речь идет не о вуалировании отчетных показателей, а об умелом в рамках действующего законодательства применении правил (стандартов) и положений учредительных документов, допускающих перемещение тех или иных затрат доходов из одного отчетного периода в другой, путем создания резервов, использования дифференцированных методов оценки и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Ученый утверждает, что такой подход вполне устраивает собственников (владельцев), которые  стремятся получать более или  менее устойчивый доход (дивиденды), по возможности не зависящий от рыночной ситуации. Это важно для наемных  менеджеров и персонала, поскольку у них в период удачного с точки зрения финансовых результатов бизнеса остаются в распоряжении и обороте значительные средства для закупки материалов, оплаты труда и других расходов, реанимации и активации деятельности в менее удачные периоды, для предотвращения банкротства, сохранения и увеличения числа рабочих мест, поддержания нормального уровня заработной платы и социальных выплат. Для собираемости налогов и сборов, поступающих в государственную казну, также предпочтительнее сравнительно равномерный приток денежных средств от организации, а не существенно изменяющийся при росте или падении объемов продаж, доходов и расходов.

Также в последнее  время приобретает актуальность такого термина, как налоговое планирование.

О.А. Красноперова дает следующее определение данного термина: «налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направлены на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы»7.

О.А. Красноперова отмечает, что принятие учетной политики является важнейшим этапом текущего налогового планирования, осуществляемого  в организации. Учетная политика должна строиться не для упрощения ведения бухгалтерского учета, а, прежде всего в целях оптимизации налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, и снижения налогового давления.

С учетом этих факторов каждой организации необходимо подходить  к обоснованию и выбору своей  учетной политики. Практически все положения, содержащиеся в учетной политике, имеют налоговые последствия и позволяют оптимизировать налоговые платежи.

Информация о работе Учетная политика организации для целей налогообложения