Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении транспортного налога и определении путей ее совершенствования.
Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
- раскрыть историю транспортного налога;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 356 НК РФ ставки налога, порядок и сроки  уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти в регионах могут также  предусматривать налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиками.

Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица (как российские, так и иностранные, а также лица без гражданства), которые являются владельцами транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации на имя владельцев в законодательно установленном  порядке.

Согласно нормам пункта 1 статьи 362 НК РФ физические лица, владеющие  транспортными средствами, уплачивают налог после получения уведомления  из налоговой инспекции. К уведомлению  прилагается платежный документ, в соответствии с которым следует  перечислить налог в бюджет. То есть обязанность по расчету налога для физических лиц лежит на налоговых  органах.

Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму транспортного  налога, подлежащую перечислению в  бюджет.

Транспортный налог должны уплачивать организации, которые являются собственниками транспортных средств  или пользуются ими на основании  доверенности на право владения и  распоряжения, даже если данное транспортное средство принадлежит физическому  лицу. Но эта доверенность должна быть оформлена до 30 июля 2002 года. Если доверенность оформлена позднее, плательщиком транспортного  налога признается собственник автомобиля.

Предприятия, которые применяют  специальные налоговые режимы (ЕНВД, упрощенную систему налогообложения  или единый сельскохозяйственный налог), не освобождаются от уплаты транспортного  налога.

Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения  транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 НК   РФ.

Объектами налогообложения  являются следующие виды транспортных средств: 

- наземные (автомобили, мотоциклы,  мотороллеры, автобусы и другие  самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);

-   воздушные (самолеты, вертолеты и др.);

- водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные  лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

В пункте 2 статьи 358 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения. Согласно этому перечню от транспортного  налога освобождаются:

- легковые автомобили, специально  оборудованные для использования  инвалидами, а также легковые  автомобили с мощностью двигателя  до 100 л. с., полученные через органы  социальной защиты населения  в порядке, установленном законом;

- тракторы, самоходные комбайны  всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные  машины для перевозки птицы,  машины для перевозки и внесения  минеральных удобрений, ветеринарной  помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных  товаропроизводителей и используемые  при сельскохозяйственных работах  для производства сельскохозяйственной  продукции;

- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления  федеральным органам исполнительной  власти, где законодательно предусмотрена  военная и (или) приравненная  к ней служба;

-  транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

- весельные лодки, а  также моторные лодки с двигателем  мощностью не свыше 5 л. с.;

-  промысловые морские  и речные суда;

-  пассажирские и грузовые  морские, речные и воздушные  суда, находящиеся в собственности  (на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления) организаций,  основным видом деятельности  которых являются пассажирские  и (или) грузовые перевозки;

-  самолеты и вертолеты  санитарной авиации и медицинской  службы;

-  суда, зарегистрированные  в Российском международном реестре  судов.

Порядок определения налоговой  базы установлен в статье 359 НК РФ. Расчет налоговой базы производится отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база определяется как:

- мощность двигателя в  лошадиных силах —для транспортных средств, имеющих двигатели;

-  валовая вместимость  в регистровых тоннах — для  водных несамоходных (буксируемых)транспортных средств;

-  паспортная статическая  тяга реактивного двигателя (суммарная  паспортная статическая тяга  всех реактивных двигателей) воздушного  транспортного средства на взлетном  режиме в земных условиях в  килограммах силы — для воздушных  транспортных средств, для которых  определяется тяга реактивного  двигателя;

-  единица транспортного средства — для остальных облагаемых транспортным налогом водных и воздушных средств (в частности, плавучих кранов или землечерпальной техники, дебаркадеров, не имеющих двигателей для самостоятельного передвижения).

Показатели мощности двигателя  и валовой вместимости указаны  в технической документации на соответствующее  транспортное средство. Эти же данные содержатся в регистрационных документах на транспортное средство.

Базовые размеры налоговых  ставок установлены статьей 361 НК РФ. Величина налоговых ставок зависит  от категории транспортного средства, мощности двигателя или валовой вместимости.

Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены соответствующим  региональным законом, но не более чем  в пять раз. Субъект Российской Федерации  может также установить дифференцированные налоговые ставки в отношении  каждой категории транспортных средств, а также в зависимости от срока  их эксплуатации.

 

3  ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ  ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И ПУТИ  ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1  Проблемы исчисления  и уплаты транспортного налога

Для того чтобы определить круг проблем, рассмотрим действующий  механизм исчисления и взыскания  транспортного налога с физических  лиц  .

Уже на первых двух этапах возникают  проблемы. Во-первых, не в полном объеме зарегистрированы права на объекты  транспортных средств, приобретенные  как до возникновения обязанности  по их регистрации, так и после  ее возникновения. Во-вторых, прием и обработка сведений затруднены из-за несовпадения формата передаваемых сведений, а в ряде случаев - из-за некорректного (неполного) их оформления

Плательщики транспортного  налога зачастую попадают в спорную  ситуацию из-за того, что выбирают неверную, с точки зрения налоговых органов, ставку налога. Происходит это, как  правило, по той причине, что они  иначе, чем налоговые органы, определяют вид транспортного средства. В  результате налогоплательщики получают требование о доплате сумм налога.

При выборе ставки транспортного  налога оказывается, что определить вид транспортного средства, а  значит и объект налогообложения  не так-то просто.

Согласно ст. 358 НК РФ к  объектам обложения транспортным налогом  относятся, в частности, автомобили. Причем в Кодексе они разделены  на легковые, грузовые, автобусы и т.д. Но расшифровки этих понятий в  целях налогообложения в НК РФ нет. Вместе с тем и региональные власти не наделены полномочиями трактовать не определенные в Кодексе термины. В результате между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры по поводу того, к какой конкретно категории и к какому виду относится тот или иной автомобиль.

Можно, конечно, ссылаться  на ПТС (паспорт транспортного средства), где указана категория транспортного  средства. Но дело в том, что этот документ содержит и другую информацию, которая как раз и порождает  разногласия. Так, в графе "Наименование транспортного средства" ПТС на автомобиль УАЗ-39099, относящийся к  категории "B", может быть указано "грузопассажирский". Довольно часто  при проверке правильности расчета  транспортного налога налоговые  органы на этом основании настаивают на применении ставок, установленных  для грузовых автомобилей. А расчет, который произвел налогоплательщик по ставке, установленной для легковых автомобилей, не принимают.

При определении видов  автомототранспортных средств и  отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует  руководствоваться:

Общероссийским классификатором  основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ);

Конвенцией о дорожном движении.

Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию о дорожном движении, национальные правовые акты в этой сфере должны учитывать ее положения. Именно в  Конвенции определен ряд критериев, которые позволяют отнести конкретное транспортное средство к соответствующей  категории. Среди них разрешенный  максимальный вес, предназначение (для  перевозки грузов или перевозки  пассажиров), количество сидячих мест .

Вид транспортного средства :

Категория А – Мотоциклы.

Категория В - Автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми .

Категория C - Автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг(7700 фунтов)

Категория D - Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров иимеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя          

Категория E - Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории E

Общероссийский классификатор, в отличие от Конвенции, не содержит критериев, достаточных для того, чтобы перечисленные в нем  транспортные средства можно было соотнести  с теми, которые предусмотрены  гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Таким образом, для целей налогообложения  он может применяться лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Надо заметить, что именно этот аргумент чаще всего используют суды, когда необходимо выбрать, к  легковым или грузовым автомобилям  относится конкретное транспортное средство.

А вот при разрешении вопроса  о том, может ли та или иная спецтехника (автокраны, вахтовые и бурильные  установки, автоцистерны, подметально-уборочные  машины, аварийные, передвижные автомастерские, вакуумные, грузовые спецлаборатории, контейнеровозы, топливозаправщики) рассматриваться как грузовые автомобили, суды ссылаются на Общероссийский классификатор, согласно которому перечисленные транспортные средства не входят в подкласс "грузовые автомобили".

Анализируя судебную практику, бросалось в глаза то, что количество споров, связанных с применением  ставки транспортного налога, стало  снижаться. Осмелимся предположить, что причина тому - изменившаяся позиция финансового ведомства. Теперь Минфин России стал трактовать ситуацию в пользу налогоплательщика, о чем были поставлены в известность  налоговые органы.

В отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГИБДД МВД России, при исчислении транспортного налога должна применяться  налоговая ставка в зависимости  от категории транспортных средств  по классификации Конвенции о  дорожном движении, заключенной в  Вене 08.11.1968. Эта же классификация  приведена в Приложении N 3 к Положению  о паспортах транспортных средств  и паспортах шасси транспортных средств.

Это означает, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "B" - легковой, то налоговую ставку следует применять  в соответствии с законом области "О транспортном налоге" по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного  средства.

 

 

 


Информация о работе Транспортный налог