Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении транспортного налога и определении путей ее совершенствования.
Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
- раскрыть историю транспортного налога;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

Возвращаясь к исследованию системы  налогообложения транспортных средств, необходимо отметить, что параллельно  с налогом с владельцев транспортных средств в России существовали другие налоги, одними из которых действительно облагались транспортные средства, а другие могли быть отнесены к данной системе только из-за их названия.

Налогом, который имел название, позволявшее  его отнести к системе налогообложения  транспортных средств, был транспортный налог, установленный Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых  изменениях в налогообложении и  во взаимоотношениях бюджетов различных  уровней". В соответствии с этим Указом с 1 января 1994 г. вводился новый  федеральный налог - транспортный налог, налогоплательщиками которого признавались только юридические лица.

Вместе с тем этот налог мог  быть связан с налогообложением транспортных средств лишь по своему названию. Фактически объектом его налогообложения являлся  фонд оплаты труда, или, другими словами, выплаты и иные вознаграждения в  пользу физических лиц, выплачиваемые  по трудовым и иным гражданско-правовым договорам. Налоговая ставка определялась в размере 1%. Поскольку у действовавших  в то время страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды объектом обложения также  признавался фонд оплаты труда, рассматриваемый  транспортный налог, по существу, представлял  собой дополнительный налоговый  платеж, взимаемый с того же объекта, что и названные страховые  взносы.

 

1.2 Экономическая сущность  транспортного налога 

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог  взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа  было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме  бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг). 
          Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233). 
         Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались. Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо - сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота. 
      Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств. Статья 6. Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, который зависел от количества лошадиных сил транспортного средства. [11] 
        Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов. 
         В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями. 
      С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены: 
1) налог на пользователей автодорог;  
2) налог с владельцев транспортных средств;  
3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; 
4) налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).

 

1.3 Элементы транспортного  налога

Транспортный налог статьей 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов. То есть, транспортный налог  устанавливается и вводится в  действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов должны быть определены налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При установлении ставок налога законами субъектов Российской Федерации  ставки, установленные главой 28 «Транспортный  налог» НК РФ могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Также  допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Помимо этого к компетенции  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации отнесено установление порядка и сроков уплаты налога, формы отчетности, а так же налоговых льгот, основания и порядка их применения.

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании  статьи 357 НК РФ признаются налогоплательщиками  транспортного налога. Налогоплательщиками  могут быть как физические, так  и юридические лица независимо от того, используют ли они транспортное средство сами или передали другому  лицу на основании доверенности.

Рассмотрим, кто будет  являться плательщиком транспортного  налога в отношении наземных транспортных средств.

Государственная регистрация  автомототранспортных средств и  других видов самоходной техники  осуществляется в соответствии и  в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации  от 12 августа 1994 года №938 «О государственной  регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации утверждены Приказом МВД  Российской Федерации от 27 января 2003 года №59 «О порядке регистрации  транспортных средств» (далее Правила  №59). Пунктом 12 Правил №59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного  средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной  регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин  и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов  техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 года. Пунктом 2.1 Правил №59 установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении  наземных транспортных средств налогоплательщиками  транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

У организаций нередко  возникают вопросы о том, кто  должен платить транспортный налог  в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга.

«Лизинговый» транспорт  по соглашению сторон договора может  быть зарегистрирован либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя, либо одновременно на обе стороны договора. В первом варианте регистрация будет осуществляться на общих условиях и на постоянной основе. В двух других вариантах  у получателя транспортного средства будет временная регистрация  в местной ГАИ, срок которой ограничен  сроками действия договора лизинга (сублизинга).

Пункт 52 Правил №59 посвящен регистрации транспортных средств, приобретенных в собственность  физическим или юридическим лицом  и переданным им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование.

Регистрация транспортных средств  за лизингодателем производится регистрационным  подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях.

Если договором лизинга  или сублизинга предусмотрена регистрация транспортного средства за лизингополучателем, то транспортные средства временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). Основанием для регистрации являются договор лизинга или сублизинга и паспорт транспортного средства.

Если договором лизинга  не предусмотрен переход права собственности  к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с учета и  могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя  на такие транспортные средства, а  также паспортов транспортных средств, в том числе выданных таможенными  органами.

В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем временно зарегистрированных за лизингополучателем транспортных средств на основании  письменного заявления лизингодателя, транспортные средства снимаются с  регистрационного учета.

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые  являются объектом налогообложения  транспортным налогом. Фактически в  этот перечень вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с  владельцев транспортных средств и  налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

- автотранспортные средства;

- водные транспортные средства;

- воздушные транспортные средства.

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Не являются объектами  налогообложения в отношении  всех видов транспортных средств, а  соответственно, и в отношении  автотранспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам  исполнительной власти на праве  хозяйственного ведения или оперативного  управления, для которых законодательно  предусмотрена военная и (или)  приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при  условии подтверждения факта  их угона (кражи) документом, выдаваемым  органами МВД России, осуществляющими  работу по расследованию и  раскрытию преступлений, в том  числе угонов (краж) транспортных  средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган  документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектом налогообложения  по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу.

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

- троллейбусы;

- железнодорожные и трамвайные локомотивы;

- рельсовый подвижной состав;

- прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Не являются объектами  налогообложения в отношении  наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально  оборудованные для использования  инвалидами, а также автомобили  легковые с мощностью двигателя  до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы  социальной защиты населения  в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового  автомобиля объектом налогообложения  по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый  орган документы, подтверждающие получение  либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам  легковых автомобилей с зачетом  стоимости автомобилей «Запорожец»  или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения РФ №1-707-18 и Министерства финансов Российской Федерации №28 от 23 марта 1993 года.

2. Сельскохозяйственные  товаропроизводители не платят  транспортный налог со следующих  транспортных средств, зарегистрированных  на них и используемых при  сельскохозяйственных работах для  производства сельскохозяйственной  продукции:

- тракторы;

- самоходные комбайны всех марок;

- специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Однако данную льготу могут  применять не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а лишь те организации, у которых выручка от продажи  сельхозпродукции составляет более 50 процентов от общего дохода. У рыболовецких предприятий - более 70 процентов. Такой  вывод следует из статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики  осуществляют наряду с производством  сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны  обеспечить раздельный учет выручки  от производства сельскохозяйственной продукции, а так же сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с  производством данной продукции.

Для подтверждения статуса  сельскохозяйственного товаропроизводителя  налогоплательщик должен представить  в налоговый орган расчет стоимости  произведенной продукции, выделив  при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу - год, то и  стоимость сельхозпродукции следует  рассчитывать по итогам года.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно статье 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в кВт, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в кВт, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент 1 кВт =1,35962 л.с. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию  транспортных средств, расходятся с  данными, которые содержатся в технической  документации на транспортное средство. В этом случае при определении  мощности двигателя принимаются  данные, содержащиеся в технической  документации на транспортное средство.

Информация о работе Транспортный налог