Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении транспортного налога и определении путей ее совершенствования.
Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
- раскрыть историю транспортного налога;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 
       На сегодняшний  день транспорт, является неотъемлемой  частью экономики России. Современное  реформирование экономических отношений  серьезно усилило значение и  модифицировало механизм исчисления  транспортного налога. Сегодня транспортный  налог является не только неотъемлемым  источником доходов государства,  но и принимают на себя функции  регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации. Это определяет смысл и содержание преобразований региональных налогов в налоговой системе России.

В отношении транспортного  налога особую актуальность вызывает недостаточность налоговых поступлений. Вследствие недостаточности финансирования бюджета, низкое качество дорог увеличивает  износ автомобилей, а низкая проходимость способствует увеличению расхода топлива  от простаивания машин в пробках. Эксперты подсчитали: лишний час движения транспорта по дорогам нашей страны обходится в 1 млрд руб.

В свете данных прогнозов  наиболее остро стоит вопрос об увеличении темпов строительства и ввода  в эксплуатацию новых объектов дорожной инфраструктуры. Так, согласно методике Всемирного банка в России при  темпах роста ВВП на уровне 7% должно ежегодно вводиться в эксплуатацию 17 тыс. км нового дорожного полотна.

Однако за последние годы объем ввода в эксплуатацию построенных  и реконструированных автомобильных  дорог в стране снизился почти  в 2,5 раза - с 7 тыс. км в 2000 г. до 2,84 тыс. км в 2009 г. Объемы ремонтных работ за аналогичный период снизились в 2 раза. Для нормализации деятельности дорожно-строительных организаций необходимо модернизировать систему финансирования дорожных работ.

Финансирование автомобильных  дорог регионального значения (территориальных  дорог) осуществляется за счет средств  бюджетов субъектов Федерации, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на строительство и реконструкцию дорог, при условии софинансирования из бюджетов субъектов Федерации.

В Российской Федерации вследствие отмены налога на пользование автодорогами и общего реформирования налоговой  системы на сегодняшний день основными  источниками целевых бюджетных  поступлений являются транспортный налог.

Цель исследования заключается  в изучении транспортного налога и определении путей ее совершенствования.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

- раскрыть историю транспортного  налога;

- рассмотреть механизм  исчисления и уплаты транспортного  налога 

- выявить проблемы и  обосновать пути развития транспортного  налога.

Объектом исследования является транспортные средства.

Предметом исследования являются теоретический историко-правовой анализ процесса выработки, реализации и последствий  налоговой политики в сфере механизма  исчисления и уплаты транспортного  налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ  В СИСТЕМК НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РФ.

 

1.1 Эволюция транспортного  налога

Современная история налогообложения  транспортных средств начала развиваться  с конца 1991 г., когда был принят Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О  дорожных фондах в Российской Федерации". Статья 6 этого Закона была посвящена  налогу с владельцев транспортных средств, налогоплательщиками которого признавались и организации, и физические лица. Это говорит о том, что изначально транспортные средства облагались универсальным  налогом, имеющим равное действие в  отношении как граждан, так и  юридических лиц. Учитывая то, что  конец 1991 г. был периодом становления  и первоначального формирования современной налоговой системы  России, конструкция налога с владельцев транспортных средств имела весьма ограниченный характер и не раскрывала все особенности механизма его  исчисления. Решающая роль в конкретизации  модели этого налога отводилась инструктивному материалу, издаваемому налоговыми органами.

Исследование проблем, связанных  с налогом с владельцев транспортных средств, целесообразно с той  точки зрения, что выявленные узловые  характеристики этого налога позволяют  объективно оценить параметры действующего в настоящее время транспортного  налога.

Возвращаясь к ст. 6 Закона РФ "О  дорожных фондах в Российской Федерации", можно увидеть, что законодательно установленная модель налога с владельцев транспортных средств состояла из следующих  самостоятельных элементов:

- налогоплательщики;

- объект налога (автомобили, мотоциклы,  мотороллеры, автобусы и другие  самоходные машины и механизмы на пневмоходу), который был совмещен в одной норме с налогоплательщиками;

- налоговый период (ежегодно), который  также включался в формулировку  налогоплательщиков;

- единица налогообложения, являющаяся  качественной характеристикой налоговой  базы (с каждой лошадиной силы), которая также входила в формулировку  налогоплательщиков;

- налоговая ставка;

- сроки уплаты налога;

- налоговые льготы.

Нормы ст. 11 Закона РФ "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" устанавливали, что при  формировании налоговой модели должны быть определены налогоплательщики, объект налога, единица налогообложения, налоговая  ставка, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который  зачисляется налог. При этом данные нормы не обязывали выделять каждый элемент налога отдельно и обособленно  от других элементов устанавливать  его содержание. Поэтому является допустимой такая ситуация, как, например, с налогом с владельцев транспортных средств, у которого юридическое  содержание одних элементов поглощено  формулировками других.

Согласно ст. 19 Закона РФ "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации", налоги, служившие источниками  образования дорожных фондов, относились к налогам федерального уровня. Учитывая статусность налога с владельцев транспортных средств, его модель в соответствии с теми положениями названного Закона, которые определяли универсальный перечень элементов налога, устанавливалась в Законе РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации". Вместе с тем ст. 3 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" поступления от налога с владельцев транспортных средств направляла полностью в территориальные дорожные фонды, или, другими словами, передавала на региональный уровень.

По этим причинам налог с владельцев транспортных средств, оставаясь федеральным  налогом, образовывал в территориальных  дорожных фондах закрепленные налоговые  доходы. Доходы от взимания налога становятся закрепленными налоговыми доходами того или иного бюджета в том случае, когда образующий их налог принадлежит вышестоящему уровню налоговой системы по отношению к уровню бюджета-получателя и нормативы распределения этих налоговых доходов установлены на постоянной основе либо НК РФ (законодательным актом, принятым в отношении этого налога), либо БК РФ.

Поскольку ст. 3 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" устанавливала  на постоянной основе порядок распределения  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы налоговых  доходов, формируемых при взимании налогов, служащих источниками образования  дорожных фондов, и в силу этого  порядка доходы от взимания налога с владельцев транспортных средств (федерального налога) на постоянной основе полностью поступали в бюджет нижестоящего уровня бюджетной системы по отношению к уровню налоговой системы, к которому относился этот налог, следовательно, доходы от взимания налога с владельцев транспортных средств полноправно обладали статусом закрепленных налоговых доходов (федеральных налоговых доходов, закрепленных за территориальным уровнем бюджетной системы).

Рассматриваемый налог с владельцев транспортных средств представляет особый интерес, поскольку доходы от его взимания обладали статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входили элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне. На примере данного налога можно четко показать существовавшие до начала 1999 г. - года вступления в силу части первой НК РФ - и перешедшие в современную налоговую систему проблемы, которые связаны с принципами разграничения налоговых полномочий между разными уровнями власти в условиях федеративного устройства государства.

Придавая доходам от взимания определенного  налога статус закрепленных, законодатель, в случае с налогом с владельцев транспортных средств это федеральный законодатель, обладает правом либо полностью сформировать модель этого налога и передать на постоянной основе весь объем получаемых от него доходов нижестоящим по уровню бюджетам, либо установить все элементы налоговой модели, содержание одних из которых будет детально конкретизировано, а других, необходимых для регулирования объема поступающих налоговых доходов и частоты их поступления в бюджет, определено по принципу рамочной компетенции, когда федеральный законодатель вводит ограничения на количественные параметры этих элементов с предоставлением нижестоящему уровню власти права конкретизации их содержания в установленных пределах.

Это прежде всего относится к таким элементам, как налоговая ставка и сроки уплаты налога. В ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставки налога с владельцев транспортных средств устанавливались по классификационным группам транспортных средств в зависимости от мощности двигателя. Поскольку налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды и формировал финансовую основу дорожного хозяйства на региональном уровне, п. 5 этой статьи законодательным органам субъектов РФ предоставлял право изменять установленные размеры налоговых ставок. Однако предоставленное право не было ограничено какими-либо количественными ориентирами, что позволило субъектам РФ по собственному усмотрению ввести разнообразные налоговые ставки, не подчиняющиеся общефедеральным стандартам налоговой унификации.

Учитывая неограниченное право  региональных органов власти по введению разных по величине ставок налога с  владельцев транспортных средств, те налоговые  ставки, которые были установлены  на федеральном уровне п. 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", утратили значение и представляли собой недействующий механизм налогового регулирования. Эти ставки не влияли на выбор региональными властями конкретных величин налоговых ставок и не приводили к формированию на уровне федерального государства единой налоговой политики в отношении взимания налога с владельцев транспортных средств на территориях разных субъектов РФ. Например, на территории Москвы Законом г. Москвы от 31 мая 2000 г. "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" ставки налога с владельцев транспортных средств по сравнению с федеральными были увеличены на автомобили в среднем в 6,8 раза, на мотоциклы и мотороллеры - в 6,7 раза, на автобусы - в 3 раза, на грузовые автомобили и тракторы - в 2,7 раза.

Федеральным законодателем, ответственным  за формирование системы федеральных  налогов и сборов, при установлении налога с владельцев транспортных средств  был избран первый подход, а именно образование такой модели этого  налога, которая позволяла бы законодательным  органам власти субъектов РФ реагировать  на изменения социально-экономической  ситуации и корректировать в соответствии с ними те элементы данного налога, от которых в наибольшей степени  зависит уровень поступления  запланированных налоговых доходов. В связи с этим п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" позволял региональным органам законодательной власти увеличивать ставки налога с владельцев транспортных средств.

Предоставление этого права  обусловлено прежде всего тем, что доходы от взимания налога с владельцев транспортных средств на постоянной основе и в полном объеме были закреплены за региональным уровнем бюджетной системы. По этой причине целесообразна была передача региональному уровню власти и полномочий по регулированию наиболее эффективных и результативных инструментов дифференциации обременительного эффекта.

Одним из таких инструментов является налоговая ставка, которая обладает наиболее быстрым воздействием на потенциальный  объем финансовых средств, поступающих  в бюджеты разных уровней бюджетной  системы. Поэтому не представляется возможным признать правомерным  вывод Конституционного Суда РФ, что  наделение законодательных органов  власти субъектов РФ правом увеличивать  ставки налога с владельцев транспортных средств, доходы от которого полностью  аккумулируются на региональном уровне бюджетной системы, противоречит Конституции  РФ.

Неправомерность этого вывода заключается, в определенной степени недосказанности  в отношении права субъектов  РФ повышать величину налоговой ставки. Уверены, что предоставленное федеральным законодателем органам законодательной власти субъектов РФ право на увеличение размеров налоговых ставок, имеющее в своей основе экономические причины в виде потребности в межбюджетном распределении и территориальном регулировании потенциально возможного объема налоговых доходов, не может приводить к нарушению конституционных положений, поскольку один уровень власти (федеральный уровень), ответственный за формирование налоговой модели, в данном случае модели налога с владельцев транспортных средств, на основе самостоятельного решения передает весь объем собственных налоговых доходов бюджету другого уровня бюджетной системы.

Следствием передачи федеральным  уровнем собственных налоговых  доходов региональным бюджетам является делегирование региональному законодателю и полномочий воздействовать на величину налоговых доходов от закрепленного  источника финансовых ресурсов - налога с владельцев транспортных средств - путем изменения его налоговых  ставок.

Информация о работе Транспортный налог