Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 01:12, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Однако если взять историю – то как было не всегда. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
7. По порядку введения налоговые платежи делятся на:
8. В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на:
9. По срокам уплаты налоги делятся на:
Современные государства с развитой рыночной экономикой в основном действуют в рамках двух моделей налоговых доктрин, вытекающих из двух моделей рыночной экономики:
Перед тем как рассматривать различие видов налоговых доктрин, остановимся вкратце на сути двух наиболее распространенных моделей рыночных экономик.
Эти модели различаются прежде всего по степени государственного регулирования экономики ( нерегулируемый рынок остался в экономической истории XIX века и в ряде развивающихся стран конца XX века).
К признакам либеральной модели, основанной на ограниченном вмешательстве государства, относятся:
При этом регулирование носит монетаристский характер и ограничивается как правило макроэкономическими показателями. Такая модель экономики ( при достижении исходного высокого уровня развития экономики) позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинству граждан. Государственный патернализм (от лат. Paternus – отцовский, отеческий) охватывает только беднейшие слои населения, гарантируя им достаточно приличные условия жизнеобеспечения.
Эта модель действует в США, близки к ним модели Англии, Канады.
Социально-ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики:
Опыт Германии, Швеции, Норвегии, Австрии показывает жизнеспособность этой экономической модели, механизм которой обеспечивает сочетание экономической эффективности и социальной ориентации хозяйства.
С этой моделью много общего имеет и японская модель, которая также базируется на политике активного вмешательства государства в экономику, но ориентируется не на интересы отдельного человека, а на интересы коллектива (благополучия компании) и семьи.
Таким образом, суть той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того какая модель рыночной системы хозяйствования реализуется, в государстве зависит и вид налоговой доктрины.
Либеральной модели рыночной экономики соответствует налоговая доктрина, предполагающая относительно умеренный уровень налогообложения, при достаточно сдержанной политике социального обеспечения.
Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает налоговую доктрину с достаточно высоким уровнем налогообложения, гарантирующим систему широких социальных гарантий для всех слоев населения.
Налоговая нагрузка (налоговое бремя) является одним из важнейших показателей налоговой доктрины и соответственно налоговой политики государства. Проблема количественной оценки налоговой нагрузки имеет два аспекта:
а) внешний – исчисление тяжести налоговой нагрузки страны в целом и сравнение значений налогообложения в разных странах (макроуровень);
б) внутренний – распределение налогового бремени между разными отраслями народного хозяйства, предприятиями и социальными группами населения внутри страны (микроуровень).
Надо сказать, что до сих пор отсутствует строгая методика решения этих проблем. Причиной является отсутствие даже сейчас точных статистических данных, а также нерешенность проблемы переложения налогов.
В мировой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне используется показатель, предложенный американским ученым Эдвином Селигменом еще в начале ХХ века.
Налоговую нагрузку оценивают как отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд он поступает, к объему валового внутреннего продукта (ВВП).
Данные о степени налоговых изъятий в разных странах приведены в таблице 1.2.
Как видно уровень налоговых изъятий в разных странах различается достаточно сильно в зависимости от выбранной модели социально-экономического развития и национальных особенностей.
№ п/п |
Страна |
1965 |
1975 |
1985 |
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
1. |
Германия |
31,6 |
34,6 |
36,1 |
37,2 |
37,2 |
34,8 |
36,2 |
2. |
Дания |
29,9 |
38,4 |
46,1 |
48,8 |
49,4 |
50,7 |
48,9 |
3. |
Франция |
34,5 |
35,4 |
42,8 |
42,0 |
42,9 |
43,9 |
43,6 |
4. |
Швеция |
35,0 |
41,2 |
47,3 |
47,5 |
51,8 |
49,5 |
48,2 |
5. |
Великобритания |
30,4 |
35,2 |
37,6 |
34,5 |
37,1 |
36,3 |
36,6 |
6. |
Испания |
14,7 |
22,9 |
27,6 |
32,1 |
34,0 |
36,6 |
37,2 |
7. |
Канада |
25,9 |
32,0 |
32,5 |
35,6 |
35,6 |
33,4 |
33,3 |
8. |
США |
25,0 |
25,6 |
25,6 |
27,9 |
29,9 |
27,3 |
28,3 |
9. |
Норвегия |
29,6 |
39,6 |
42,6 |
41,0 |
42,6 |
43,5 |
43,4 |
10. |
Финляндия |
34,5 |
36,5 |
39,7 |
45,7 |
47,2 |
43,9 |
43,0 |
11. |
Италия |
25,5 |
25,4 |
33,6 |
40,1 |
42,3 |
40,9 |
43,3 |
12. |
Корея |
12,6 |
17,7 |
21,5 |
25,3 |
27,5 |
25,5 |
25,4 |
13. |
Япония |
18,3 |
20,9 |
27,4 |
26,8 |
27,0 |
27,4 |
- |
14. |
Турция |
10,6 |
11,9 |
11,5 |
16,8 |
24,2 |
24,3 |
23,7 |
15. |
Австралия |
22,3 |
25,8 |
28,3 |
28,8 |
31,1 |
30,8 |
- |
16. |
Исландия |
26,2 |
30,0 |
28,2 |
31,2 |
37,2 |
40,7 |
41,4 |
17. |
Польша |
- |
- |
- |
36,2 |
31,6 |
32,9 |
- |
18. |
Чехия |
- |
- |
- |
37,5 |
35,3 |
37,5 |
36,4 |
19. |
В среднем по странам ОЭСР |
- |
29,4 |
32,7 |
34,8 |
36,1 |
35,8 |
- |
20. |
ОЭСР: Европейская зона |
- |
30,9 |
35,3 |
37,1 |
38,4 |
38,0 |
- |
21. |
ОЭСР: Американская зона |
- |
28,8 |
25,0 |
26,7 |
28,0 |
26,9 |
27,4 |
22. |
ОЭСР: тихоокеанская зона |
- |
22,6 |
25,6 |
27,9 |
28,8 |
30,5 |
- |
23. |
Российская Федерация |
- |
- |
- |
28,5 |
33,5 |
35,8 |
36,3 |