Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 01:12, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Однако если взять историю – то как было не всегда. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Файлы: 1 файл

Теория и история налогообложения для НиН-2009.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

7. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

    • общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от уровня бюджета, в который они поступают.
    • Факультативные налоги, которые предусмотрены общегосударственным законодательством , но их введение и взимание является компетенцией региональных органов и органов местного самоуправления.

8. В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на:

    • пропорциональные;
    • прогрессивные;
    • регрессивные.

9. По срокам уплаты  налоги делятся на:

    • срочные, т.е. уплачиваемые до определенного законом срока;
    • периодично-календарные (декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

Современные государства с развитой рыночной экономикой в основном действуют в рамках двух моделей налоговых доктрин, вытекающих из двух моделей рыночной экономики:

    • либеральной модели;
    • социально-ориентированной модели.

Перед тем как рассматривать различие видов налоговых доктрин, остановимся вкратце на сути двух наиболее распространенных моделей рыночных экономик.

Эти модели различаются прежде всего по степени государственного регулирования экономики ( нерегулируемый рынок остался в экономической истории XIX века и в ряде развивающихся стран конца XX века).

К признакам либеральной модели, основанной на ограниченном вмешательстве государства, относятся:

    • минимальное число предприятий государственного сектора;
    • максимальная свобода хозяйствующих субъектов;
    • минимальное участие государства в решении социальных задач.

При этом регулирование носит монетаристский характер и ограничивается как правило макроэкономическими показателями. Такая модель экономики ( при достижении исходного высокого уровня развития экономики) позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинству граждан. Государственный патернализм (от лат. Paternus – отцовский, отеческий) охватывает только беднейшие слои населения, гарантируя им достаточно приличные условия жизнеобеспечения.

 

Эта модель действует в США, близки к ним модели Англии, Канады.

Социально-ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики:

    • здесь довольно значительный государственный сектор;
    • рыночные «правила игры» отличаются высокой степенью регламентации: государство регулирует не только макроэкономические процессы, но и отдельные сферы деятельности хозяйствующих объектов;
    • государственный патернализм охватывает практически всех членов общества, гарантируя определенный уровень удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, образовании, культуре, обеспечение занятости.

Опыт Германии, Швеции, Норвегии, Австрии показывает жизнеспособность этой экономической модели, механизм которой обеспечивает сочетание экономической эффективности и социальной ориентации хозяйства.

С этой моделью много общего имеет и японская модель, которая также базируется на политике активного вмешательства государства в экономику, но ориентируется не на интересы отдельного человека, а на интересы коллектива (благополучия компании) и семьи.

Таким образом, суть той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того какая модель рыночной системы хозяйствования реализуется, в государстве зависит и вид налоговой доктрины.

Либеральной модели рыночной экономики соответствует налоговая доктрина, предполагающая относительно умеренный уровень налогообложения, при достаточно сдержанной политике социального обеспечения.

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает налоговую доктрину с достаточно высоким уровнем налогообложения, гарантирующим систему широких социальных гарантий для всех слоев населения.

Налоговая нагрузка (налоговое бремя) является одним из важнейших показателей налоговой доктрины и соответственно налоговой политики государства. Проблема количественной оценки налоговой нагрузки имеет два аспекта:

а) внешний – исчисление тяжести налоговой нагрузки страны в целом и сравнение значений налогообложения в разных странах (макроуровень);

б) внутренний – распределение налогового бремени между разными отраслями народного хозяйства, предприятиями и социальными группами населения внутри страны (микроуровень).

Надо сказать, что до сих пор отсутствует строгая методика решения этих проблем. Причиной является отсутствие даже сейчас точных статистических данных, а также нерешенность проблемы переложения налогов.

В мировой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне используется показатель, предложенный американским ученым Эдвином Селигменом еще в начале ХХ века.

Налоговую нагрузку оценивают как отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд он поступает, к объему валового внутреннего продукта (ВВП).

Данные о степени налоговых изъятий в разных странах приведены в таблице 1.2.

Как видно уровень налоговых изъятий в разных странах различается достаточно сильно в зависимости от выбранной модели социально-экономического развития и национальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2. Налоговая нагрузка зарубежных стран

(общие  государственные налоговые доходы  в % от ВВП)

п/п

Страна

1965

1975

1985

1995

2000

2005

2007

1.

Германия

31,6

34,6

36,1

37,2

37,2

34,8

36,2

2.

Дания

29,9

38,4

46,1

48,8

49,4

50,7

48,9

3.

Франция

34,5

35,4

42,8

42,0

42,9

43,9

43,6

4.

Швеция

35,0

41,2

47,3

47,5

51,8

49,5

48,2

5.

Великобритания

30,4

35,2

37,6

34,5

37,1

36,3

36,6

6.

Испания

14,7

22,9

27,6

32,1

34,0

36,6

37,2

7.

Канада

25,9

32,0

32,5

35,6

35,6

33,4

33,3

8.

США

25,0

25,6

25,6

27,9

29,9

27,3

28,3

9.

Норвегия

29,6

39,6

42,6

41,0

42,6

43,5

43,4

10.

Финляндия

34,5

36,5

39,7

45,7

47,2

43,9

43,0

11.

Италия

25,5

25,4

33,6

40,1

42,3

40,9

43,3

12.

Корея

12,6

17,7

21,5

25,3

27,5

25,5

25,4

13.

Япония

18,3

20,9

27,4

26,8

27,0

27,4

-

14.

Турция

10,6

11,9

11,5

16,8

24,2

24,3

23,7

15.

Австралия

22,3

25,8

28,3

28,8

31,1

30,8

-

16.

Исландия

26,2

30,0

28,2

31,2

37,2

40,7

41,4

17.

Польша

-

-

-

36,2

31,6

32,9

-

18.

Чехия

-

-

-

37,5

35,3

37,5

36,4

19.

В среднем по странам ОЭСР

-

29,4

32,7

34,8

36,1

35,8

-

20.

ОЭСР: Европейская зона

-

30,9

35,3

37,1

38,4

38,0

-

21.

ОЭСР: Американская зона

-

28,8

25,0

26,7

28,0

26,9

27,4

22.

ОЭСР: тихоокеанская зона

-

22,6

25,6

27,9

28,8

30,5

-

23.

Российская Федерация

-

-

-

28,5

33,5

35,8

36,3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Теория и история налогообложения