Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 01:12, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Однако если взять историю – то как было не всегда. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Файлы: 1 файл

Теория и история налогообложения для НиН-2009.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Экономическая сущность налогов.

Основы налогообложения.

1.1. Возникновение и развитие  налогообложения.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Однако если взять историю – то как было не всегда. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Первым официальным источником о налогах можно считать законы царя Вавилона Хаммурапи, который жил с 1795 до 1750 г. до н.э. Сохранились глиняные таблички, на которых написаны законы о податях, о земле, о собственности, о правах. В соответствии с законом налогом облагались доходы от имущества, в первую очередь от земли. Налог взимался в натуральной и денежной формах и составлял одну десятую дохода. Были определены и плательщики: крестьяне-землевладельцы и ремесленники.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до средних веков (XVI век) налоги не являлись основным источником доходов, налоги носили характер разрозненных и несистематизированных платежей, государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручался чаще всего городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи так называемых «откупщиков», которые выкупали у государства право собирать налоги. При этом очень часто сумма реально взимаемых налогов во много раз превышала сумму уплаченного откупа. Из источника известно, что в период царствования французского короля Людовика XIV государственная казна получала лишь 30 миллионов ливров дохода, тогда как народ уплачивал 150 миллионов ливров.

На втором этапе (XIV-XIX вв.) налоги становятся одним из главных источников доходов государственной казны. Возникают государственные учреждения, в том числе финансовые, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков в этот период все еще велика.

Этот период характеризуется многочисленностью как прямых, так и косвенных налогов. Так в Англии в середине XVII в. было введено более 200 видов акцизов. Прямые налоги так же были многочисленны, а иногда и очень странны. В этот период появляются первые попытки научного осмысления налогообложения. Возникает финансовая наука, делаются попытки создания научных теорий налогообложения и принципов налогообложения.

Третий современный этап (от начала XIX в. до наших дней) – отличается гораздо меньшим количеством налогов и большим однообразием: формы налогов становятся более определенными, правила администрирования – более выработанными. Государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

В этот период возникает понятие налоговой системы, формулируются принципы ее формирования. Финансовая наука теоретически разрабатывает принципы распределения налогового бремени, переложения налогов, которые используются на практике при проведении налоговых реформ.

На самых ранних ступенях государственной организации начальной и самой древней формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, то оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка была достаточно определенной. Так в Библии сказано: «и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

Итак, первоначальная ставка налога, как и в случае с законом Хаммурапи, составляла 10% от всех полученных доходов, которая впоследствии получила название «церковной» десятины.

По мере развития государства возникла и «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью определения в зависимости от получаемого дохода. За двенадцать веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный (или подушный) налог.

В Древней Греции VII – IV вв. до Рождества Христова были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и косвенные налоги в виде торговых пошлин и пр. Однако в Афинах считалось, что свободный гражданин не должен платить налоги. Личные налоги считались печатью рабства. Поэтому обычно свободные граждане не платили налоги в обычное время, а при возникновении чрезвычайных обстоятельств народное собрание города устанавливало размер чрезвычайных сборов.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме, в том числе и налогообложение. Первоначально в Древнем Риме свободные граждане не платили налогов. Основным источником доходов государства были доходы от сдачи в аренду общественных земель, а также добровольные пожертвования граждан, избранных на государственные должности. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Поскольку Рим вел постоянные войны, то фактически налоги взимались почти постоянно.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как мы видим, уже тогда закладывались основы современной декларации о доходах.

В завоеванных Римом провинциях налоги носили постоянный характер и составляли основной источник государственных доходов, за счет чего собственно и достигалось освобождение свободных гражданин Рима от налогообложения.

Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную функцию, но и имели роль дополнительного стимулятора развития товарного хозяйства, т.к. взимались в денежной форме. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углубляло процесс разделения труда.

Кроме того, уже при императоре Октавиане Августе была сделана попытка использовать налоги для решения социальных задач. В 6 г. н.э. был введен налог на наследство, которым облагались по ставке 5% лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер и все средства направлялись на пенсионное обеспечение римских профессиональных солдат-легионеров.

 

1.2. Налоги в системе доходов  государства.

В средние века в Европе налоги вплоть до XVI – XVII веков не были основным источником доходов казны.

Так известный философ и церковный деятель XIII века Фома Аквинский (1225-1274 гг.) полагал, что наиболее богоугодной формой финансирования государственных расходов являются пожертвования богатых людей. Налоги он определил как «дозволенную форму грабежа». Хотя он и не отрицал их необходимости в определенных случаях. Ф. Аквинский писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, что обеспечивает их благополучие».

Таким образом, критерием установления налогов по мысли Ф. Аквинского является здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.

Диодеме Карафа (умер в 1487 г.) – министр финансов неаполитанского королевства считал, что основой государственных доходов должны быть так называемые «домены».

Под «доменом» он, и за ним, и все последующие ученые, и практики-финансисты, понимали государственное имущество, которое имеет своим назначением приносить доход государственной казне:

    1. всякая земля, назначенная для культурной обработки;

    1. леса;

    1. вещные права на пользование частным имуществом;

    1. всякого рода капиталы, принадлежащие правительству.

По мысли Карафы налоги должны быть чрезвычайным источником доходов. Государь не должен истощать народ большими поборами.

Эти мысли нашли свое развитие в дальнейшем в работах выдающегося французского экономиста Жоржа Бодена (1530-1597). В своем труде «Шесть книг о республике» (1577 г.) он называет семь основных источников доходов государства:

    1. домены;

    1. военная добыча;

    1. подарки дружественных государств;

    1. сборы с союзников;

    1. доходы от торговли;

    1. пошлины с вывозы и ввоза товаров;

    1. дань с покоренных народов.

В его системе доходов налоги отсутствуют. По мнению Бодена к налогам следует прибегать только в исключительных случаях. Он считал «налоги средством опасным, ссорящим короля с подданными, побуждающими к восстаниям». Основой хороших финансов Ж. Боден считал доходы от доменов и таможенных пошлин.

Однако недостаток средств в государственной казне заставил государства искать новые источники доходов. В конце XVI в начале XVII вв. появился новый источник доходов, а именно: регалии (монополии). Под регалиями (монополиями) принято понимать такие промысловые источники доходов, которыми государство пользуется преимущественно или исключительно для себя, совершенно не допуская частной конкуренции или значительно ограничивая последнюю [2.5].

Известны следующие виды регалий:

    • казенные фабрики;

    • регалии фискальные:

      • соляная;

      • табачная;

      • винная;

    • горная;

    • монетная;

    • почтовая;

    • телеграфная;

    • железнодорожная;

    • и другие.

Дальнейшее развитие государства, расширение его функций потребовало дальнейшего расширения источников доходов. В связи с этим вопрос о месте налогов в системе окончательно был решен в конце XVII начале XVIII века: налоги были признаны важнейшим источником доходов казны. Уже к концу XIX века они составляли в разных странах от 60% до 90% всех получаемых государством доходов.

Помимо перечисленных источников были другие (чаще всего чрезвычайные источники) доходы, которые используются и в современных условиях:

  1. продажа доменов и казенных предприятий (в настоящее время это называется: доходы от приватизации);

  1. использование запасной казны (резервный фонд, золотой запас);

  1. заключение займов;

  1. повышение установленных или введение новых налогов;

  1. конфискация имущества (использовалась еще в Древнем Риме в правлении Л.К. Суллы (138-78 гг. до Рождества Христова), во Франции и Англии в XII – XVII вв., в России Петром I и его преемниками в XVIII в.).

1.3. Понятие и сущность налога.

Что же такое налог? Одно из определений налога, данное в XVIII веке Фомой Аквинским было приведено выше.

Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни. За более чем трехтысячелетнюю историю понятие налога прошло сложную эволюцию: от идей дара или жертвования до сегодняшнего понятия, как обязательного безвозмездного принудительного платежа.

На протяжении всей своей истории государство сталкивалось с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Поэтому одной из главных задач финансовой науки, возникшей значительно позднее самих налогов (в XV – XVI веке), было теоретическое обоснование налогов и выработка принципов справедливого их распределения.

Существовало довольно много теорий налогообложения, которые давали обоснование налога и его определение. Когда налоги стали основным источником государственных доходов (XVII – XVIII вв.), появились так называемые индивидуалистические теории налогообложения. Они основывались на учениях о государстве, как результате соглашения между гражданами, невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государства.

Информация о работе Теория и история налогообложения