Теория и история налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 01:12, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Однако если взять историю – то как было не всегда. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Файлы: 1 файл

Теория и история налогообложения для НиН-2009.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

 

1.6. Налоговая система.

В законе от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» дано определение налоговой системы, как «совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке».

Это слишком упрощенное понятие. Более правильным будет следующее определение:

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также методов привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы большинства стран складывались в течение длительного периода времени под воздействием различных исторических, экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга. Вместе с тем с конца XIX века началось формирование налоговых систем с учетом научных принципов налогообложения, сформулированных в разделе 1.5. В современных условиях эти фундаментальные принципы с учетом мирового и национального опыта используются при разработке и проведении налоговых реформ.

В зависимости от принципа построения государства (унитарное, федеративное, конфедеративное) налоговые системы могут строится в следующем виде:

    1. двухуровневые системы;

    1. трехуровневые системы.

Двухуровневые налоговые системы применяются, как правило, в унитарных государствах (например: Великобритании, Франции, Швеции, Японии и др.). В такой налоговой системе взимаются два вида налогов:

    • общегосударственные налоги;
    • местные налоги.

В странах с федеративным или конфедеративным государственным устройством обычно используют трехуровневые налоговые системы (например: США, Канада, Швейцария, Российская Федерация, ФРГ и др.). В таких системах налоги разделяются на:

    • федеральные налоги;
    • налоги субъектов федерации (региональные);
    • местные налоги.

Уровни налоговой системы различаются по следующим принципам:

а) местом поступления налога (как правило, бюджет соответствующего уровня);

б) уровнем принятия закона о налоге и обязательностью его исполнения.

Например, федеральные (общегосударственные) налоги устанавливаются общегосударственными законами, принимаемыми законодательными органами государства, и обязательны для взимания на всей территории государства. Порядок установления региональных и местных налогов в разных странах может иметь свои особенности, зависящие от степени централизации или децентрализации систему управления государством вообще, и налогообложением в частности. Возможны несколько вариантов:

  1. На общегосударственном уровне законодательно принимается закрытый перечень региональных (местных) налогов, которые могут взиматься в регионах. По некоторым из региональных налогов принимается «рамочные» законы, которые регулируют общие принципы взимания налогов.

Законодательные органы субъектов федерации наделены правом вводить или не вводить этот налог, а также устанавливать сроки уплаты, ставки и льготы.

  1. Законодательные органы субъектов федерации в рамках закрытого перечня разрешенных налогов самостоятельно устанавливают порядок взимания налогов, в том числе налоговую базу, ставки, льготы, сроки и т.п. независимо от других регионов и унитарных органов власти.
  2. Перечень налогов, взимаемых регионами на общегосударственном уровне, является открытыми, т.е. региональные (и местные) законодательные органы самостоятельно решают, какие налоги и каким образом взимать.

При этом на общегосударственном уровне вводятся некоторые ограничения на общий объем налоговых изъятий.

Порядок установления и взимания местных налогов аналогичен порядку на региональном уровне и определяется характером децентрализации налоговой системе в государстве.

 

1.7. Элементы налога.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налога, которые являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Через эти элементы в законах о налогах и сборах соответственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия исчисления налоговой базы и самой суммы налога, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения. Важно подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально и используется в налоговых системах всеми странами мира.

Важнейшими элементами налога являются:

    • субъект налога;
    • объект и источник налога;
    • единица обложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • налоговая льгота;
    • налоговый оклад.

Субъект налога (налогоплательщик) – это лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, которое является тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве могут выступать различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки купли-продажи товаров и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Источником налога является доход субъекта налога или носителя налога, у которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога – заработная плата, дивиденды, проценты по вкладам и т.п.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара). Единицей обложения является, например, по уплате акциза – объем добытого газа, нефти, количество штук папирос; по земельному налогу – гектар, квадратный метр; по транспортному налогу – мощность двигателя, объем двигателя; по налогу на доходы – рубль и т.п.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет обычно только часть выраженной в облагаемых единицах объекта налогообложения, к которой применяется законодательно установленная ставка. Налоговая база и порядок ее определения по каждому из налогов устанавливается соответствующим законом.

Налоговый период – это отрезок времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате. Это может быть год, квартал, месяц.

Налоговая ставка или ее еще называют норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы.

В зависимости от предмета (объекта) обложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. В российском законодательстве они нашли широкое применение при взимании акцизов.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Налоговые льготы представляют собой полное или частичное освобождение от налогов субъекта налога в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – часть объекта обложения, освобождаемая от налога. Налоговые льготы могут выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога (вплоть до нулевой ставки), скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами:

  • уплата налога у источника выплаты дохода, т.е. моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; осуществляется в основном при обложении доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов;
  • уплата налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения, при этом на налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговый орган в установленный срок официальное заявление о полученных доходах;
  • кадастровый способ уплаты налога предполагает взимание налога  на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности с использованием кадастры. Данный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельных участков, имущества, транспортных средств и некоторых других.

 

1.8. Классификация налогов.

Созданная на основе указанных выше принципов налоговая система состоит из различных видов налогов, классифицируемых по разным признакам. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии. Классификация налогов помогает составить более полное представление об изучаемом предмете. Он предполагает классификацию по следующим признакам.

1. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называют налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные по принципу учета или неучета финансового состояния плательщика:

  • Реальными называют налоги, взимание которых не зависит от индивидуальных возможностей налогоплательщика. К ним относится в частности земельный налог, налог на имущество, государственная пошлина и некоторые другие.
  • Личными называют налоги, учитывающие финансовое состояние налогоплательщика и его платежеспособность, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и пр.

Косвенными называют налоги, взимаемые в процессе движения доходов, обороте товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в цену товара и перекладываются в конечном итоге на потребителя. Учитывая сложность процесса переложения, под косвенными налогами с конца XIX века стали понимать налоги, взимаемые с расходов плательщика, поэтому косвенные налоги еще называют налогами на потребление.

Примером косвенных налогов могут служить акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины.

Косвенные налоги в свою очередь подразделяются:

    • акцизы индивидуальные;
    • акцизы универсальные;
    • государственные фискальные монополии;
    • таможенные пошлины.

 

Индивидуальным акцизом облагаются строго определенные группы товаров, например, нефть, газ, спирт, табачные изделия, предметы роскоши и пр.

Универсальным акцизом облагаются в основном все товары. Примером такого акциза является налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии представляют вид косвенного налогообложения товаров, производство и реализация которых сосредоточено в рамках государства.

Ряд развитых стран активно использует фискальные монополии, например в ФРГ существует фискальная монополия на производство спирта, в Италии на производство макарон, в Норвегии на добычу нефти и газа, в Японии на производство медикаментов. В Российской империи и Советском Союзе существовала «винная» монополия, которая давала до 30-40% всех доходов бюджета.

Таможенные пошлины в большинстве государств устанавливаются в основном на импортные товары.

2. В зависимости от субъекта налога налогоплательщики выделяют следующие виды налогов:

    • налоги, взимаемые с физических лиц;
    • налоги, взимаемые с организаций (юридических лиц);
    • смежные лица, которые уплачивают физические и юридические лица.

3. По объекту обложения налоги разделяются:

налоги на:

    • доходы;
    • имущество;
    • земля;
    • капитал;
    • рента;
    • средства потребления;
    • и др.

4. В зависимости от уровня власти, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

5. По целевой направленности налогов разделяют:

    • общие налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    • специальные (целевые) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

6. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

    • закрепленные налоги, которые целиком непосредственно поступают в тот или оной бюджет или внебюджетный фонд;
    • регулирующие налоги – платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Информация о работе Теория и история налогообложения