Тенденции и перспективы налогового контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Сущность налогового контроля 3
1.2 Виды налогового контроля 13
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС
ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА 24
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИИ26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовой1.docx

— 59.36 Кб (Скачать файл)

Планирование выездных налоговых проверок (то есть обоснованный выбор объекта контроля) является важнейшим этапом контрольно-проверочной деятельности налоговых органов и состоит в определении:

- перечня налогоплательщиков, подлежащих контролю;

- сроков проведения выездных  проверок;

- кадровых ресурсов, необходимых  для проведения контроля.

При этом встает один из важнейших вопросов – приносит ли проводимый контроль средств больше, чем государство затрачивает их на организацию этого контроля.

Выездная налоговая проверка – одно из самых затратных мероприятий налогового контроля. Эффективность ее на современном этапе низка, поскольку, в частности, до сих пор отсутствует четкий и эффективный механизм отбора налогоплательщиков для проведения выездного контроля.

Для совершенствования современного налогообложения и повышения эффективности функционирования налоговых органов необходимо создать современный механизм, обеспечивающий высокое качество контроля.

В первую очередь необходима эффективная система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, дающая оптимальное соотношение ограниченных кадровых и материальных ресурсов при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, у которых велика вероятность обнаружения нарушений налогового законодательства.

Кроме того необходимо применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных на прочной законодательной базе, исключающей двоякое толкование норм, и предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

На сегодня можно сделать однозначный вывод, что большинство мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков направлено на контроль трех основных вопросов:

- обоснованность применения сумм НДС к вычету и права на возмещение НДС из бюджета.

- контроль за уровнем заработной платы и борьба с «конвертными» схемами ее выплаты работникам.

- проверка обоснованности отражения убытков в целях исчисления налога на прибыль организации.

Вопросы актуальности и эффективности налоговых проверок, а также совершенствование методов их проведения связаны со следующими факторами:

- увеличение количества  субъектов различных форм малого  бизнеса, в частности индивидуальных  предпринимателей без образования  юридического лица;

- сознательное уклонение  от уплаты основных налоговых  платежей юридическими лицами  – НДС, налог на прибыль, и физическими  лицами – НДФЛ;

- несовершенство и нестабильность  налогового законодательства, порождающего  варианты различного уклонения  от налогообложения.

Именно сейчас происходят кардинальные изменения в налоговом законодательстве, и в частности в целевом назначении налогового контроля и его роли в экономике страны. От его эффективности напрямую зависит успех проводимой государством налоговой политики и функционирование всей налоговой системы. Важным моментом при осуществлении правового и экономического регулирования в области налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

В процессе исследования вопросов сущности и значимости налогового контроля на современном этапе экономического развития РФ важно отметить, что его необходимо рассматривать не только с позиции государства, но и с позиции налогоплательщиков.

С позиции государства одной из наиболее существенных проблем налогового администрирования в целом и налогового контроля в частности является несовершенство процедур регистрации и учета налогоплательщиков.

Подобные проблемы характерны для всех стран с переходной экономикой, Россия не является исключением. Решение данных проблем видится, прежде всего, в совершенствовании государственной регистрации, а именно прекращении регистрации фирм-однодневок, что приведет к разрыву финансово-экономических связей подобных фирм с реальными налогоплательщиками.

С этой целью видится необходимым создание информационного ресурса, содержащего сведения о юридических лицах:

- имеющих руководителей  или учредителей, проживающих за  пределами данного субъекта РФ;

- зарегистрированных по  адресам «массовой» (адрес, сдаваемый  в аренду нескольким фирмам) регистрации;

- имеющих «массового»  руководителя (директор и учредитель  сразу нескольких фирм).

Подобную информацию целесообразно использовать не только в рамках налогового администрирования, но также и в деятельности правоохранительных органов и кредитных учреждений.

Отдельной проблемой, связанной с налоговым администрированием регистрации и учета налогоплательщиков стала миграция. Участились случаи миграции налогоплательщиков из одного налогового органа в другой, путем смены юридического адреса. Нередко такие налогоплательщики имеют значительные суммы задолженности по налогам перед бюджетом. В большинстве случаев такая регистрация является ложной и преследует цель скрыться от контролирующих органов.

В целях борьбы с несовершенством учета и регистрации налогоплательщиков, в процессе налогового контроля целесообразна реализация следующих мер:

- создание информационного  ресурса, содержащего сведения об  организациях, не представляющих  бухгалтерскую и налоговую отчетность;

- установление фактов  несоблюдения порядка оплаты  внесения уставного капитала, либо  внесение уставного капитала  имуществом;

- выявление контрагентов  фирм-однодневок и проведение  в отношении них контрольных  мероприятий;

- законодательно установить  право налоговых органов предъявлять  иски налогоплательщикам, получившим  необоснованную налоговую выгоду  в результате заключения сделок  с фирмами-однодневками;

- публичное информирование  в СМИ информации о результатах  по противодействию создания  фирм-однодневок.

С позиции налогоплательщика также можно выделить ключевые недостатки в механизме налогового контроля.

Большинство налогоплательщиков сталкивается с проведением в отношении них именно камеральных налоговых проверок, в рамках которых налоговые органы истребуют большое число документов, необходимых для проведения проверки. Вместе с тем, было бы целесообразно истребовать только документы, подтверждающие внешнеторговые операции, а также обоснованность предъявленного НДС к возмещению. Во всех остальных случаях, истребование значительного числа документов является неоправданной процедурой.

Проблема досудебного урегулирования налоговых споров также нуждается в совершенствовании. НК РФ предоставляет налогоплательщику право не только оспорить результаты налоговых проверок путем предоставления возражений на акт проверки, но также и подачей апелляционной жалобы на еще не вступившее в силу решение налогового органа. Общая продолжительность данных процедур составляет более 2-х месяцев и не гарантирует налогоплательщику принятия законного решения со стороны налогового органа. Таким образом, налогоплательщик вынужден обращаться в суд. Кроме того не исключается подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на общих основаниях. В результате, рассмотрение споров затягивается на длительный период времени.

Совершенствование досудебного урегулирования налоговых споров по результатам налоговых проверок должно сопровождаться следующими изменениями:

- объединение процедуры  предоставления налогоплательщиком  возражений и подачи апелляционной  жалобы в одну единую процедуру. Принципы и порядок которой, будет  относиться только к результатам  налоговых проверок;

- сокращение сроков досудебного  урегулирования налоговых споров  по результатам налоговых проверок;

- в настоящее время  рассмотрение апелляционной жалобы  осуществляется вышестоящим налоговым  органом. Видится целесообразным  проведение указанной процедуры  в налоговом органе, в котором  состоит на учете налогоплательщик.

Таким образом, первоочередной задачей налогового контроля является выявление проблемных фирм в части исчисления и уплаты налогов с целью сокращение государственных затрат на налоговые проверки; тесное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков во избежание неумышленных ошибок по исчислению и уплате налогов и широкое информирование налогоплательщиков в части изменения налогового законодательства. Государству следует совершенствовать налоговое законодательство с целью исключения лазеек в законе по уклонению от уплаты налогов, а от налогоплательщиков государство ожидает соблюдение налогового законодательства и гражданской ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Подводя итог, можно сказать, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

- форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Таким образом, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

- форм и методов налоговых проверок.

Таким образом, совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон Российской Федерации "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ).

4. Афанасьева Л.В. Камеральные проверки как элемент текущего налогового контроля. Арбитражная налоговая практика. – 2007.

Информация о работе Тенденции и перспективы налогового контроля в России