Тенденции и перспективы налогового контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Сущность налогового контроля 3
1.2 Виды налогового контроля 13
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС
ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА 24
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИИ26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовой1.docx

— 59.36 Кб (Скачать файл)

- проверка соблюдения  сроков уплаты налогов и представления документов;

- сопоставление различных документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые связаны с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов (платежные документы, выписки и т.д.). В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, налоговый орган устанавливает срок (в пределах срока проведения налоговой проверки), в который налогоплательщик должен внести соответствующие исправления.

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать  совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налогового правонарушения. В таком случае очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении.

Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.

Если считать, что по итогам камеральной проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику в том случае, когда камеральные проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.

Таким образом, по результатам камеральной проверки в случае необходимости направления требования и привлечения к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает срока и порядок принятия такого решения.

 

По степени осуществления выделяют:

- непосредственный налоговый контроль;

- опосредованный.

В первом случае контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика либо по месту ведения им предпринимательской деятельности. Кроме того, при непосредственном налоговом контроле проверяющие исследуют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету. Это осуществляется, как правило, при проведении выездной налоговой проверки.

Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что проверяющие и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией.

По времени проведения налоговый контроль в теории налогового права дифференцируется на:

- предварительный,

- текущий,

- последовательный.

Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какой-либо деятельности, влекущей в последующем возникновение налоговых обязательств. Задача предварительного контроля состоит в том, чтобы предотвратить и не допустить возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, предварительный контроль начинает действовать еще до возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Формой предварительного налогового контроля является учет налогоплательщиков, направленный на обеспечение контроля последующей их деятельности.

Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какой-либо финансовой деятельности. В ходе этого контроля выясняется вопрос, является ли проводимая операция законной. Задача текущего контроля заключается в пресечении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Последующий налоговый контроль осуществляется после завершения налогового (отчетного) периода либо после истечения иного срока, отведенного для исполнения той или иной обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах. Иными словами, в рамках последующего контроля проверяются уже совершенные хозяйственные операции. Такой контроль всегда имеет ретроспективный характер. В ходе его выясняется вопрос о том, была ли налоговая обязанность выполнена, имело ли место нарушение законодательства о налогах и сборах.

В зависимости от степени охвата исследуемых предметов налоговый контроль можно подразделить на:

- сплошной

- выборочный.

 При сплошном контроле  исследуются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов  и сборов, а также иных установленных  законом налоговых обязанностей. Выборочный контроль предполагает  проверку только части специально  отобранных документов.

В зависимости от запланированности следует выделить:

- плановый 

- внеплановый налоговый  контроль.

Плановый - это такой контроль, который осуществляется в соответствии с ранее составленным планом (например, плановая выездная налоговая проверка). Напротив, внеплановый налоговый контроль осуществляется не в соответствии с планом, а при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом (например, выездная налоговая проверка организации, проводимая в связи с ее ликвидацией или реорганизацией).

В зависимости от статуса проверяемых лиц бывает налоговый контроль: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, в зависимости от субъектов, проводящих контроль, выделяют контроль налоговых органов; таможенных органов; органов государственных внебюджетных фондов. Данная классификация представляется несколько устаревшей. Дело в том, что действующая редакция НК РФ не предусматривает возможности осуществления налогового контроля каким-либо иными властными структурами, кроме налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА

 

«За 6 месяцев 2013 года налоговыми органами Еврейской автономной области по результатам контрольной работы дополнительно начислено 112,2 млн. рублей, в том числе по результатам выездных налоговых проверок дополнительно начислено платежей на сумму 92,5 млн. рублей.

В отчетном периоде проведено 13 выездных проверок, результативность которых составила 100 процентов (средний по России – 99,4%, 7 группа управлений – 99,7%).

В среднем на 1 проверку организации начислено 9,7 млн. рублей, что выше, чем в среднем по России и по 7 группе управлений (Россия – 9,6 млн. рублей, 7 группа – 4,4 млн. рублей).

На 1 проверку индивидуального предпринимателя начислено 2,9 млн. рублей, что больше, чем в среднем по России, и 7 группе управлений (Россия – 1,5 млн. рублей, 7 группа – 0,7 млн. рублей).

В 1 полугодии 2013 взыскано по результатам контрольной работы 58,6 млн. рублей, что больше 1 полугодия 2012 на 22,5 млн. рублей (1 полугодие 2012 взыскано 36,1 млн. рублей). Процент взыскания от начисленной суммы составил 52,3 % , что больше, чем в среднем по России, и 7 группе управлений (Россия – 35,8 %., 7 группа –24,6 %)

Процент взыскания по результатам выездных налоговых проверок составил 52,5 от начисленной суммы, что значительно выше, чем в среднем по России и 7 группе управлений (Россия – 32,3 %, 7 группа –23,3 %)». [18]

Как видно из вышесказанного эффективность налоговых проверок бесспорна, она позволяет дополнительно пополнить бюджеты разных уровней, выявляя нарушения по исчислению и уплате налогов. Причем сумма доначисленных сумм налогов выше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 22,5 млн. рублей. Так же видно, что результаты работы УФНС по ЕАО по некоторым позициям выше, чем в среднем по России: например по итогам выездных проверок  на 20,2 %. С учетом того, что бюджет ЕАО является дотационным такое высокое качество работы УФНС по ЕАО заслуживает самой высокой оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

 

Действующее налоговое законодательство подразумевает обязательное участие государственных органов в налоговых правоотношениях. На сегодня вопросами налогового администрирования занимается Федеральная налоговая служба РФ. Весьма молодая служба, которая пришла на смену Министерству по налогам и сборам.

Одной из главных задач в области налогового администрирования, является проведение налогового контроля в отношении плательщиков налогов и сборов, основной формой которого являются налоговые проверки – камеральные и выездные.

В современном понимании, налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными органами в рамках контроля за правильностью исчисления и уплаты обязательных платежей в бюджет.

 Большинство исследователей  данного вопроса схожи во мнении, что налоговый контроль по  времени его проведения подразделяется  на предварительный, текущий и  последующий. Именно такая классификация  имеет отношение к реальному  положению в области налогового  контроля и методов его проведения.

Предварительный контроль осуществляется при подготовке контрольных действий в отношении налогоплательщика. Этот этап характерен проведением анализа имеющейся информации у налогового органа и выявлением иных источников информации о деятельности конкретного налогоплательщика. В рамках предварительного контроля определяется группа лиц, которая, по мнению налоговых органов, подвержена наивысшему риску наличия нарушений налогового законодательства.

 Предварительный контроль  не учитывает современные требования  предъявляемые к контрольной  работе. В первую очередь налоговые  органы должны проводить работу  по предупреждению совершения  налоговых правонарушений и воспитанию  в налогоплательщиках налоговой  дисциплины. Должно происходить  сближение интересов государства  и интересов хозяйствующих субъектов. Необходимо уходить от фискальности  налогообложения и создавать  условия, при которых налогоплательщики  будут чувствовать себя равноправными  участниками налоговых правоотношений.

Результатом такой работы будет сокращение числа уклоняющихся от уплаты налогов, за счет сознательного выхода из тени, и сосредоточение контрольной функции на тех группах налогоплательщиков, которые допускают существенные нарушения сознательно и учитывают при этом только свои собственные экономические интересы.

Вместе с тем, предварительный контроль используется, как правило, на стадии планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений по выбору объектов контроля. В этих случаях он осуществляется путем изучения дополнительной информации с целью определения направлений в контрольной работе налоговых органов.

Цель текущего контроля заключается в постоянном мониторинге соблюдения действующего налогового законодательства и выявлении нарушений, не приводящих к серьезным потерям бюджета. Большинство задач текущего контроля выполняются в рамках камеральных налоговых проверок, посредством которых налоговые органы имеет право проводить проверку абсолютно всех налогоплательщиков, которые предоставили налоговые декларации (расчеты).

Фактически речь идет только о проверках тех налогоплательщиков, которые самостоятельно определяют факт возникновения у них обязанности по уплате конкретного налога. То есть отсутствует возможность определить за налогоплательщика факт возникновения у него обязанности по уплате какого-либо налога, за исключением операций связанных с реализацией имущества. В этом случае задействованы другие государственные органы, которые в соответствии с НК РФ обязаны сообщать о совершении подобных сделок.

Вместе с тем, в рамках проведения камеральных проверок налоговые органы весьма ограничены в своих правах, что не позволяет им установить серьезные нарушения налогового законодательства, а дает возможность лишь предполагать какой именно налогоплательщик и в рамках какой именно финансово-хозяйственной операции мог совершить то или иное нарушение.

Последующий контроль подразумевает непосредственную проверку и ревизию деятельности плательщиков налогов и сборов. Проверяются все документы налогоплательщика, необходимые для исчисления сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, в том числе бухгалтерские и финансовые документы.

Основной формой последующего контроля является выездная налоговая проверка. С ее помощью возможно выявление существенных нарушений в учете и отчетности, приводящих к занижению сумм уплаченных налогов, в рамках выездной проверки налоговые органы могут осуществлять все мероприятия налогового контроля, поименованные в НК РФ в полном объеме, в отличие от камеральной проверки. Именно по результатам такой проверки бюджет получает наибольшие поступления, по сравнению с другими формами налогового контроля.

Информация о работе Тенденции и перспективы налогового контроля в России