Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 08:51, курсовая работа
Актуальность курсовой работы состоит в том, что налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Сущность налогового контроля 3
1.2 Виды налогового контроля 13
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС
ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА 24
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИИ26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
- проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;
- сопоставление различных документов.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые связаны с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов (платежные документы, выписки и т.д.). В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, налоговый орган устанавливает срок (в пределах срока проведения налоговой проверки), в который налогоплательщик должен внести соответствующие исправления.
В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налогового правонарушения. В таком случае очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении.
Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.
Если считать, что по итогам камеральной проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику в том случае, когда камеральные проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.
Таким образом, по результатам камеральной проверки в случае необходимости направления требования и привлечения к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает срока и порядок принятия такого решения.
По степени осуществления выделяют:
- непосредственный налоговый контроль;
- опосредованный.
В первом случае контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика либо по месту ведения им предпринимательской деятельности. Кроме того, при непосредственном налоговом контроле проверяющие исследуют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету. Это осуществляется, как правило, при проведении выездной налоговой проверки.
Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что проверяющие и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией.
По времени проведения налоговый контроль в теории налогового права дифференцируется на:
- предварительный,
- текущий,
- последовательный.
Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какой-либо деятельности, влекущей в последующем возникновение налоговых обязательств. Задача предварительного контроля состоит в том, чтобы предотвратить и не допустить возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. Таким образом, предварительный контроль начинает действовать еще до возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Формой предварительного налогового контроля является учет налогоплательщиков, направленный на обеспечение контроля последующей их деятельности.
Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какой-либо финансовой деятельности. В ходе этого контроля выясняется вопрос, является ли проводимая операция законной. Задача текущего контроля заключается в пресечении нарушений законодательства о налогах и сборах.
Последующий налоговый контроль осуществляется после завершения налогового (отчетного) периода либо после истечения иного срока, отведенного для исполнения той или иной обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах. Иными словами, в рамках последующего контроля проверяются уже совершенные хозяйственные операции. Такой контроль всегда имеет ретроспективный характер. В ходе его выясняется вопрос о том, была ли налоговая обязанность выполнена, имело ли место нарушение законодательства о налогах и сборах.
В зависимости от степени охвата исследуемых предметов налоговый контроль можно подразделить на:
- сплошной
- выборочный.
При сплошном контроле
исследуются все имеющиеся
В зависимости от запланированности следует выделить:
- плановый
- внеплановый налоговый контроль.
Плановый - это такой контроль, который осуществляется в соответствии с ранее составленным планом (например, плановая выездная налоговая проверка). Напротив, внеплановый налоговый контроль осуществляется не в соответствии с планом, а при наступлении обстоятельств, предусмотренных законом (например, выездная налоговая проверка организации, проводимая в связи с ее ликвидацией или реорганизацией).
В зависимости от статуса проверяемых лиц бывает налоговый контроль: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, в зависимости от субъектов, проводящих контроль, выделяют контроль налоговых органов; таможенных органов; органов государственных внебюджетных фондов. Данная классификация представляется несколько устаревшей. Дело в том, что действующая редакция НК РФ не предусматривает возможности осуществления налогового контроля каким-либо иными властными структурами, кроме налоговых органов.
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА
«За 6 месяцев 2013 года налоговыми органами Еврейской автономной области по результатам контрольной работы дополнительно начислено 112,2 млн. рублей, в том числе по результатам выездных налоговых проверок дополнительно начислено платежей на сумму 92,5 млн. рублей.
В отчетном периоде проведено 13 выездных проверок, результативность которых составила 100 процентов (средний по России – 99,4%, 7 группа управлений – 99,7%).
В среднем на 1 проверку организации начислено 9,7 млн. рублей, что выше, чем в среднем по России и по 7 группе управлений (Россия – 9,6 млн. рублей, 7 группа – 4,4 млн. рублей).
На 1 проверку индивидуального предпринимателя начислено 2,9 млн. рублей, что больше, чем в среднем по России, и 7 группе управлений (Россия – 1,5 млн. рублей, 7 группа – 0,7 млн. рублей).
В 1 полугодии 2013 взыскано по результатам контрольной работы 58,6 млн. рублей, что больше 1 полугодия 2012 на 22,5 млн. рублей (1 полугодие 2012 взыскано 36,1 млн. рублей). Процент взыскания от начисленной суммы составил 52,3 % , что больше, чем в среднем по России, и 7 группе управлений (Россия – 35,8 %., 7 группа –24,6 %)
Процент взыскания по результатам выездных налоговых проверок составил 52,5 от начисленной суммы, что значительно выше, чем в среднем по России и 7 группе управлений (Россия – 32,3 %, 7 группа –23,3 %)». [18]
Как видно из вышесказанного эффективность налоговых проверок бесспорна, она позволяет дополнительно пополнить бюджеты разных уровней, выявляя нарушения по исчислению и уплате налогов. Причем сумма доначисленных сумм налогов выше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 22,5 млн. рублей. Так же видно, что результаты работы УФНС по ЕАО по некоторым позициям выше, чем в среднем по России: например по итогам выездных проверок на 20,2 %. С учетом того, что бюджет ЕАО является дотационным такое высокое качество работы УФНС по ЕАО заслуживает самой высокой оценки.
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Действующее налоговое законодательство подразумевает обязательное участие государственных органов в налоговых правоотношениях. На сегодня вопросами налогового администрирования занимается Федеральная налоговая служба РФ. Весьма молодая служба, которая пришла на смену Министерству по налогам и сборам.
Одной из главных задач в области налогового администрирования, является проведение налогового контроля в отношении плательщиков налогов и сборов, основной формой которого являются налоговые проверки – камеральные и выездные.
В современном понимании, налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными органами в рамках контроля за правильностью исчисления и уплаты обязательных платежей в бюджет.
Большинство исследователей
данного вопроса схожи во
Предварительный контроль осуществляется при подготовке контрольных действий в отношении налогоплательщика. Этот этап характерен проведением анализа имеющейся информации у налогового органа и выявлением иных источников информации о деятельности конкретного налогоплательщика. В рамках предварительного контроля определяется группа лиц, которая, по мнению налоговых органов, подвержена наивысшему риску наличия нарушений налогового законодательства.
Предварительный контроль
не учитывает современные
Результатом такой работы будет сокращение числа уклоняющихся от уплаты налогов, за счет сознательного выхода из тени, и сосредоточение контрольной функции на тех группах налогоплательщиков, которые допускают существенные нарушения сознательно и учитывают при этом только свои собственные экономические интересы.
Вместе с тем, предварительный контроль используется, как правило, на стадии планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений по выбору объектов контроля. В этих случаях он осуществляется путем изучения дополнительной информации с целью определения направлений в контрольной работе налоговых органов.
Цель текущего контроля заключается в постоянном мониторинге соблюдения действующего налогового законодательства и выявлении нарушений, не приводящих к серьезным потерям бюджета. Большинство задач текущего контроля выполняются в рамках камеральных налоговых проверок, посредством которых налоговые органы имеет право проводить проверку абсолютно всех налогоплательщиков, которые предоставили налоговые декларации (расчеты).
Фактически речь идет только о проверках тех налогоплательщиков, которые самостоятельно определяют факт возникновения у них обязанности по уплате конкретного налога. То есть отсутствует возможность определить за налогоплательщика факт возникновения у него обязанности по уплате какого-либо налога, за исключением операций связанных с реализацией имущества. В этом случае задействованы другие государственные органы, которые в соответствии с НК РФ обязаны сообщать о совершении подобных сделок.
Вместе с тем, в рамках проведения камеральных проверок налоговые органы весьма ограничены в своих правах, что не позволяет им установить серьезные нарушения налогового законодательства, а дает возможность лишь предполагать какой именно налогоплательщик и в рамках какой именно финансово-хозяйственной операции мог совершить то или иное нарушение.
Последующий контроль подразумевает непосредственную проверку и ревизию деятельности плательщиков налогов и сборов. Проверяются все документы налогоплательщика, необходимые для исчисления сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, в том числе бухгалтерские и финансовые документы.
Основной формой последующего контроля является выездная налоговая проверка. С ее помощью возможно выявление существенных нарушений в учете и отчетности, приводящих к занижению сумм уплаченных налогов, в рамках выездной проверки налоговые органы могут осуществлять все мероприятия налогового контроля, поименованные в НК РФ в полном объеме, в отличие от камеральной проверки. Именно по результатам такой проверки бюджет получает наибольшие поступления, по сравнению с другими формами налогового контроля.
Информация о работе Тенденции и перспективы налогового контроля в России