Тенденции и перспективы налогового контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
1.1 Сущность налогового контроля 3
1.2 Виды налогового контроля 13
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС
ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА 24
3 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИИ26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовой1.docx

— 59.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ                              

    1. Сущность налогового контроля                                                                  3
    2. Виды налогового контроля                                                                      13
  1. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ УФНС

ПО ЕАО ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА                                            24

  1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В РОССИИ                                                                                                  26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы состоит в том, что налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов.

Основной задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

 Налоговый контроль - это специализированный (только  в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не  только в проверке соблюдения  налогового законодательства, но  и в проверке правильности  исчисления, полноты и своевременности  уплаты налогов и сборов, а  также в устранении выявленных  нарушений.

 Налоговый контроль  как одна из функций государственного  управления представляет собой  систему наблюдения за финансово-хозяйственной  деятельностью налогоплательщиков  с целью ее оптимизации для  качественного исполнения законодательства  о налогах и сборах.

 Налоговый контроль  использует разнообразные формы  практической организации для  наиболее эффективного выполнения  стоящих перед ним задач.

 Проводимое государством  все последние годы облегчение  налогового бремени путем снижения  налоговых ставок, отмены отдельных  налогов и снятия неоправданных  ограничений создает оптимальные  условия для ведения бизнеса  и исполнения налоговых обязательств. Качественное налоговое администрирование  является одним из условий  эффективного функционирования  налоговой системы и экономики  государства.

Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Все эти обязанности должны выполняться исходя из вышеуказанных нормативных актов. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Таким образом, камеральная и выездная налоговые проверки имеют общую цель и направлены на достижение одинакового результата. Различие состоит в задачах и средствах их достижения, так как камеральная и выездная налоговые проверки имеют самостоятельные правовые режимы.

Целью данной курсовой работы является изучение необходимости и сущности налоговых проверок как элемента налогового контроля.

 Предметом дипломной  работы является совокупность  теоретических и практических  аспектов налоговых проверок.

 Объектом исследования курсовой работы является контрольная деятельность УФНС РФ по ЕАО.

В курсовой работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение теоретических  основ налогового контроля в  России;

- анализ контрольной  деятельности налоговых органов  на примере УФНС РФ по РД;

- исследование путей  совершенствования методики налоговых  проверок.

При написании курсовой работы были использованы такие методы как: анализ, обобщение, описание.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В  РОССИИ

 

    1. Сущность налогового контроля

 

Налоговый контроль является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.

В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Прежде всего, необходимо отметить, что налоговый контроль является разновидностью государственного контроля (надзора), а точнее - это специализированный вид государственного контроля (надзора). Вообще под контролем как таковым понимается наблюдение или проверка с целью надзора. Контроль, как неотъемлемая составляющая любого процесса управления, призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. Контроль за соблюдением законодательства позволяет не только устранять недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения следует внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям развития регулируемых общественных отношений.

В сфере государственного правового регулирования контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности хозяйствующих субъектов правовым предписаниям.

Государственный контроль осуществляется специально уполномоченными органами государства в особых, установленных законом, формах и процедурах. При этом указанные органы наделяются достаточно мощными односторонне-властными полномочиями, имеющими властный характер, в частности:

- давать подконтрольным субъектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков;

- ставить перед компетентными инстанциями вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях;

- непосредственно применять в необходимых случаях меры государственного принуждения.

Налоговый контроль осуществляется не только в отношении граждан и их объединений, но и в отношении государственных органов, а также органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными субъектами, выступая в отношениях по налоговому контролю в качестве юридических лиц. В этом смысле налоговый контроль может рассматриваться как своеобразный универсальный государственный контроль.

Также необходимо отметить, что налоговый контроль является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. Помимо налогового контроля, можно назвать такие виды финансового контроля, как бюджетный, банковский, валютный, таможенный и др.

В процессе осуществления налогового контроля проверке подвергается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

Основным законодательным актом, регулирующим контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно ст.2 которого государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Основными элементами налогового контроля являются:

- субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

- объект контроля;

- формы и методы контроля;

- порядок осуществления налогового контроля;

- мероприятия налогового контроля;

- направления налогового контроля;

- техника и технология налогового контроля;

- категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;

- периодичность и глубина налогового контроля;

Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.

Участники налоговых проверок – это лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки.

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно подразделить на следующие группы:

- субъекты, осуществляющие налоговую проверку, - уполномоченные органы: налоговые органы;

- субъекты, деятельность которых проверяется в ходе налоговой проверки: налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

- субъекты, которые могут быть привлечены к участию в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые.

В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д.; а в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д. Такое понимание предметов налоговых проверок вполне соответствует контексту самого Налогового кодекса РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

При проведении налоговых проверок можно выделить следующие этапы:

- подготовка к проведению налоговой проверки, включающая изучение дела налогоплательщика, т.е. документов, имеющихся у налоговых органов (деклараций, балансов, отчетов, расчетов по налогам и т.д.);

Информация о работе Тенденции и перспективы налогового контроля в России