Сущность единого сельскохозяйственного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей темы. Налоговая система является одним из важнейших элементов экономического механизма хозяйствования, выполняющим фискальную и регулирующую функции. Основная задача оптимизации налогообложения в сельском хозяйстве состоит в установлении сбалансированного сочетания этих функций, обеспечивающего не только отчисления денежных средств налогоплательщиков в бюджет, необходимых для решения социально-экономических задач, но и формирование благоприятной экономической среды для сельхозтоваропроизводителей, стимулирующей эффективный рост производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………….………………………….3
1 Сущность единого сельскохозяйственного налога………...…………..….4
Единый сельскохозяйственный налог как специальный налоговый режим………………………………………………………………...….….4
История введения единого сельскохозяйственного
налога .………………………………………………..…………...……….5
Порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога………………………………….……………………………………9

2 Учет доходов и расходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога…………………………….…………………...…..15
2.1 Учет доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога………………………………………………………………….….………….15
2.2 Учет расходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога………………………………………………………………..…….…………21
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы………… ……………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………….………………………….3

          1 Сущность единого сельскохозяйственного  налога………...…………..….4

    1. Единый сельскохозяйственный налог  как специальный налоговый режим………………………………………………………………...….….4
    2. История введения единого сельскохозяйственного

       налога .………………………………………………..…………...……….5

    1. Порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога………………………………….……………………………………9

 

          2 Учет доходов и расходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога…………………………….…………………...…..15

2.1 Учет доходов при  исчислении единого сельскохозяйственного  налога………………………………………………………………….….………….15

2.2 Учет расходов при  исчислении единого сельскохозяйственного  налога………………………………………………………………..…….…………21

Заключение……………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………  ……………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На всем протяжении периода  реформирования экономики государство  пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый налог.

Актуальность моей темы. Налоговая система является одним из важнейших элементов экономического механизма хозяйствования, выполняющим фискальную и регулирующую функции. Основная задача оптимизации налогообложения в сельском хозяйстве состоит в установлении сбалансированного сочетания этих функций, обеспечивающего не только отчисления денежных средств налогоплательщиков в бюджет, необходимых для решения социально-экономических задач, но и формирование благоприятной экономической среды для сельхозтоваропроизводителей, стимулирующей эффективный рост производства.

 Цель данной курсовой работы-изучить сущность данного налога и оценить его использование. В связи с этим вытекают следующие задачи:

    • Рассмотреть единый сельскохозяйственный налогкак специальный налоговый режим;
    • Изучить историю введения единого сельскохозяйственного налога;
    • Показать порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога;
    • Учет доходов и расходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога.

 

Современной особенностью налогообложения в сельском хозяйстве  является предусмотренный законодательством  специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

 

 

 

 

1 Сущность единого сельскохозяйственного налога

 

1.1 Единый сельскохозяйственный  налог как специальный налоговый режим

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) на территории РФ применяется  в виде одного из специальных налоговых  режимов. В отличие от ранее действовавшей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей новая система налогообложения действует на всей территории РФ и для ее введения не требуется принятия на уровне региональных органов власти дополнительных правовых актов (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). Таким образом, единый сельскохозяйственный налог является федеральным налоговым режимом.

Данная система налогообложения  представляет собой специальный  налоговый режим и позволяет  соблюдать принцип равенства  при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, взамен ранее установленного порядка обязательного перевода организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога новая редакция главы 26.1 НК РФ предусматривает добровольный переход указанных категорий налогоплательщиков на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возврат к общей системе налогообложения (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Освобождение от уплаты других налогов при применении режима ЕСХН. Переход на уплату единого  сельскохозяйственного налога предпринимателями  предусматривает замену уплаты налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

Однако организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного  налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, отражаемые для целей ЕСХН в составе расходов на обязательное страхование работников и имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История введения единого сельскохозяйственного налога

 

Сельскохозяйственный  налог в СССР существовал давно. Но современное налоговое законодательство России узнала о подобном налоговом  режиме сравнительно недавно. Глава 26(1) "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)" - была введена Федеральным законом РФ от 29 декабря 2001 г. N 187-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

На всем протяжении периода  реформирования экономики государство  пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый налог, воплотившееся в гл. 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-Ф3. При этом согласно ст. 346.1 НК РФ, Единый сельскохозяйственный налог применяется наряду с общим режимом налогообложения. В первоначальной редакции данной статьи (ст. 346.1 НК РФ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом.

Как уже было сказано, ЕСХН существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения. Единый сельскохозяйственный налог облегчает налоговое бремя всех категорий налогоплательщиков, занятых в сельскохозяйственном производстве, избавляя от уплаты большого количества различных налогов и сложности их расчета.

Введение обязанности по исчислению и уплате земельного налога позволило изымать рентный доход, образуемый в сельском хозяйстве, а использование в качестве объекта единого сельскохозяйственного налога доходов, уменьшенных на величину расходов, способствовало учету фактической способности налогоплательщика исполнять свои налоговые обязательства.

Несмотря на позитивные результаты от введения новой редакции специального налогового режима, анализ практики показывает низкую активность сельскохозяйственных производителей при использовании ЕСХН. В связи с этим в исследовании поднимается вопрос о специфических особенностях единого сельскохозяйственного налога, оказывающих влияние на выбор экономическим субъектом режима налогообложения.

Было предложено классифицировать сельскохозяйственных производителей исходя из показателей экономической  независимости, включающих в себя: принятие управленческих решений внешними управляющими, преимущественное изъятие прибыли  в пользу управляющей компании, централизованная поставка ресурсов со стороны управляющей компании, централизованный сбыт продукции в пользу управляющей компании. Такой подход, в отличие от традиционного разделения субъектов сельского хозяйства на сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения позволяет выделить следующие группы сельскохозяйственных производителей:

1) независимые рентабельные сельскохозяйственные производители, имеющие относительно небольшие возможности для расширения своего производства в силу существующих ограничений по привлечению финансовых ресурсов в сельское хозяйство;

2) экономические зависимые интегрированные сельскохозяйственные производители, обладающие высокой продуктивностью производства, использующие современные сельскохозяйственные технологии, высокотехнологичное оборудование, а также имеющие значительные возможности для расширения своего производства;

3) убыточные сельскохозяйственные производители, которые в будущем будут либо присоединены ко второй группе, либо ликвидированы.

В современных условиях использование ЕСХН является наиболее приемлемым для второй группы сельскохозяйственных производителей. Льготный характер налогообложения  является стимулом к применению ими  норм главы 26.1 Налогового кодекса РФ, а единое планирование деятельности в рамках интегрированной структуры позволяет избежать, либо свести к минимуму возможные негативные последствия, связанные с рядом законодательно установленных ограничений на использование единого сельскохозяйственного налога.

В то же время экономически независимые сельскохозяйственные производители в меньшей степени заинтересованы в использовании действующих положений главы 26.1 Налогового кодекса РФ, что, прежде всего, обусловлено негативными последствиями, связанными с освобождением от исполнения обязанностей по налогу на добавленную стоимость.

Это приводит к выводу о целесообразности сохранения двух подходов к налогообложению отрасли.

Анализ положений главы 26.1 Налогового кодекса РФ показал, что  хозяйствующие субъекты, перешедшие на применение единого сельскохозяйственного налога, имеют лишь формальное право на осуществление промышленной переработки сельскохозяйственного сырья. Фактические возможности по осуществлению ими такой переработки весьма ограничены. Расчеты свидетельствуют, что экономический субъект теряет право на использование специального налогового режима в случае, если доля затрат на промышленную переработку сельскохозяйственного сырья превышает 25% от величины затрат на производство и первичную переработку.

Существующая зависимость производственного цикла в некоторых отраслях пищевой промышленности от производственного цикла в сельском хозяйстве является основанием для рассмотрения промышленной переработки сельскохозяйственного сырья в качестве деятельности, подпадающей под действие единого сельскохозяйственного налога. В целях ограничения на использование льготного режима налогообложения субъектами, занимающимися только переработкой сырья, предлагается изложить пункт 1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ в следующей формулировке: «Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из доли собственного сельскохозяйственного сырья, используемого в производственном процессе в общем объеме используемого сельскохозяйственного сырья».

В рамках общего режима налогообложения  также существует значительное количество проблем, оказывающих негативное влияние на деятельность сельскохозяйственных производителей.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 26.1. "Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), которая применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и индивидуальные предприниматели - переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке, о чем должны сообщить в налоговые органы по своему местонахождению (месту жительства)  до 1 февраля 2004 года путем подачи письменного заявления.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного  налога (далее ЕСХН) предусматривает  замену:2

1) уплаты налога на прибыль  организаций (налога на доходы  физических лиц – для индивидуальных  предпринимателей с доходов полученных  от предпринимательской деятельности  КФХ);

2) налога на добавленную стоимость  (за исключением налога на добавленную  стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

3) налога на имущество организаций;

4) единого социального налога (за  исключением страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  РФ).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели (с 2007 года в перечень плательщиков ЕСХН включены сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства составляет в общем объеме доходов не менее 70%.)3. Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (прежде всего в части исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц наемных работников).

Для перехода на ЕСХН необходимо проверить  следующее условие - в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной  сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и выращенной рыбы, должна составлять не менее 70%. Если доля такого дохода составит менее 70%, налогоплательщики должны будут произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь год, но при этом пени и штрафы уплачиваться не будут.

Информация о работе Сущность единого сельскохозяйственного налога