Структура налоговых органов Российской Федерации и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение структуры налоговых органов Российской Федерации и возможные пути ее совершенствования. При этом ставятся следующие задачи:
- рассмотреть принципы построения налоговой системы РФ;
- представить иерархическую структуру налоговых органов;
- выявить проблемы налоговой системы РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Основные принципы налогообложения в России…………………………5
Глава II. Иерархическая структура налоговых органов РФ………………………..9
2.1.Центральный аппарат: структура и функции…………………………….9
2.2.Территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ………..13
Глава III. Основные проблемы налоговой системы России и пути их совершенствования…………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая по налоговому администрированию конечный вариант.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой  службы по федеральному округу.

Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы по федеральному округу не ведет налогового администрирования налогоплательщиков. Его сфера - координация и контроль деятельности территориальных налоговых  органов и межведомственная координация  в определенных предметных областях, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.

Так, она принимает участие  по согласованию с ФНС России в  проверках, организуемых полномочным  представителем Президента Российской Федерации в соответствующем  федеральном округе, организует взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в  соответствующем федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, организует и проводит проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов и осуществления финансово-хозяйственной деятельности, проводит выездные (повторные выездные) налоговые проверки, назначаемые ФНС России, проводит анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем, выполняет ряд других полномочий [13,c. 223].

Инспекции ФНС по районам, по районам в городах, по городам без районного деления

Основные функции и права  инспекции ФНС изложены в Типовом  положении об инспекции Федеральной  налоговой службы по району, району в городе, городу без районного  деления и инспекции Федеральной  налоговой службы межрайонного уровня, которое было утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений  о территориальных органах Федеральной  налоговой службы».

Инспекция Федеральной налоговой  службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция  Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее по тексту Инспекция) является территориальным органом  Федеральной налоговой службы России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция  находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна  ФНС России и Управлению.

Инспекция является территориальным  органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за:

    • соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
    • производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции
    • соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция:

    • осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств,
    • представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам [13,c. 225].

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС  России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, и  названным Положением.

 Инспекция осуществляет  свою деятельность во взаимодействии  с территориальными органами  федеральных органов исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления и государственными  внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности руководителем ФНС  России. Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.

 Руководитель Инспекции  имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности руководителем Управления  по представлению руководителя  Инспекции.

Инспекция в соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации от своего имени  приобретает и осуществляет имущественные  и личные неимущественные права  в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суд [17].

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в  федеральном бюджете.

Инспекция является юридическим  лицом, имеет бланк и печать с  изображением Государственного герба  Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Инспекции ФНС межрайонного уровня

Положения о межрайонных инспекциях разрабатываются и утверждаются на региональном уровне на основе Типового положения об инспекции Федеральной  налоговой службы по району, району в городе, городу без районного  деления и инспекции Федеральной  налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений  о территориальных органах Федеральной  налоговой службы».

Межрайонную инспекцию возглавляет  руководитель, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  руководителем ФНС России.

Можно выделить два типа таких инспекций:

  1. Инспекции ФНС, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов.
  2. Инспекции ФНС, контролирующие крупнейших налогоплательщиков региона, либо, выполняющие определенные виды работ для всех других инспекций региона и Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Функции, полномочия и права межрайонной  инспекции ФНС первого типа абсолютно  аналогичны правам, обязанностям, задачам  и функциям обычной, районной, инспекции ФНС [17].

Межрайонные инспекции ФНС второго  типа стали возникать из-за необходимости  усиления налогового контроля за крупнейшими  налогоплательщиками, а также –  для выполнения некоторых специфических  работ в целях всех налоговых  органов региона, централизация  выполнения которых позволяет получить существенную экономию государственных  средств.

 

Глава III. Основные  проблемы  налоговой системы России и пути их

совершенствования

 

Действующая в  течение  последних лет в России налоговая  система создавалась практически  заново.  Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда  дается простор рыночным отношениям,  очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает  множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности  физических и юридических лиц  за выполнение налогового законодательства,  прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов  и сборов нашей страны на современном  этапе её развития. Среди этих проблем  можно выделить следующие:  [10,c. 364]

- неэкономичность и неэффективность  налоговой системы по решению  задач собираемости налоговых  платежей и формированию бюджетов  соответствующих территориальных  образований;

- значительное количество  налоговых платежей, большие налоговые  ставки, что в значительной мере  способствует уклонению от уплаты  налогов налогоплательщиками;

- большое количество законодательных  актов, огромное количество льгот  по объектам и субъектам каждого  вида налога делает налоговую  систему России сложной и противоречивой  в понимании законодательной  базы, а отсутствие методик и  алгоритмов не позволяет оперативно  производить налоговые вычисления;

- субъективная недооценка  или переоценка роли и значения  отдельных видов налогов способствует  частому изменению налогового  законодательства, налоговой базы, налоговых ставок, внесения других  изменений в налоговые акты, что  не делает налоговую систему  стабильной, снижает привлечение  инвестиционных проектов, особенно  иностранных, в российскую экономику;

- несовершенство законодательной  базы в отношении обложения  налоговыми платежами природных  ресурсов способствует не только  снижению благосостояния российских  граждан, но и «уводу» денежных  сумм в зарубежные банки и  снижению инвестиций в российскую  экономику, что не стимулирует  уровень развития национальной  экономики;

- громоздкость налоговых,  таможенных служб и государственного  аппарата всех уровней и ветвей  власти, участвующих в налоговом  процессе, делают систему децентрализованной, неоперативной, неэкономичной, неэффективной,  не ответственной за собираемость  налоговых платежей.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат, углублению и расширению сети теневой экономики. Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод о необходимости  реформирования налоговой системы  России  [12,c. 247].

Роль государства в  реформировании налогообложения, налоговой  системы и налоговых отношений  между органами власти и налогоплательщиками  должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности  граждан и органов власти перед  обществом и государством. Для реформирования налоговой системы следует стремиться не к увеличению объемов собираемости налогов, а к следующему:

1. По мере снижения  обязательств государства в сфере  оптимизации расходов на нужды  государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок.

2. Сделать налоговую систему  более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3. Налоговая система должна  обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога.

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически  решить проблемы:

1) законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

2) законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

3) ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

4) законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  или ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Разрешение данных проблем  должно осуществляться в результате принятия координальных изменений в действующем налоговом законодательстве. Такой путь будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

1) выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога посредством отмены исключений и налоговых льгот;

2) добиться отмены налогов  и сборов, взимаемых без учета результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;

3) привести налоговую  базу по взимаемым налогам  в соответствие с экономическим  содержанием деятельности субъекта налога;

4) провести комплекс мер  организационного характера по  повышению уровня собираемости  налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

Информация о работе Структура налоговых органов Российской Федерации и пути ее совершенствования