Структура налоговых органов Российской Федерации и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение структуры налоговых органов Российской Федерации и возможные пути ее совершенствования. При этом ставятся следующие задачи:
- рассмотреть принципы построения налоговой системы РФ;
- представить иерархическую структуру налоговых органов;
- выявить проблемы налоговой системы РФ;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Основные принципы налогообложения в России…………………………5
Глава II. Иерархическая структура налоговых органов РФ………………………..9
2.1.Центральный аппарат: структура и функции…………………………….9
2.2.Территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ………..13
Глава III. Основные проблемы налоговой системы России и пути их совершенствования…………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая по налоговому администрированию конечный вариант.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Воркутинский филиал

Сыктывкарского государственного университета

 

Финансово – экономический  факультет

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Налоговое администрирование»

Тема: «Структура налоговых органов Российской Федерации

и пути ее совершенствования»

 

 

 

                                                                 Выполнил:

                                                                         студент 3 курса

                                                                            очного отделения

                                                                         группы № 4359

                                                                       Кабанова Т.Д.

 

Научный руководитель:

                                                                        преподаватель

                                                                           Адарченко И.А.

 

 

 

 

 

Воркута

2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Основные принципы налогообложения в России…………………………5

Глава II. Иерархическая структура налоговых органов РФ………………………..9

2.1.Центральный аппарат:  структура и функции…………………………….9

2.2.Территориальные органы  Федеральной налоговой службы  РФ………..13

Глава III. Основные  проблемы  налоговой системы России и пути их совершенствования…………………………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………………………………...29

 

 

Введение

 

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах  для своего содержания, но методы привлечения  этих средств менялись в зависимости  от обстоятельств и уровня развития общества.

Функционирование Государственных  органов характеризуется наличием высоких издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее  сложную структуру и методологию  взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

Действующая ныне налоговая  система России практически введена  с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все  сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и  формируют бюджеты всех уровней  государства. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, и система налоговых органов  зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны. В связи с мировым экономическим кризисом и его завершением, необходимо произвести изменения в структуре налоговых органов РФ для наилучшего функционирования отечественной экономики, поэтому выбранная тема работы  является актуальной на сегодняшний день.

Целью курсовой работы является рассмотрение структуры налоговых органов Российской Федерации  и возможные  пути ее совершенствования. При этом ставятся следующие задачи:

-      рассмотреть принципы построения налоговой системы РФ;

-      представить  иерархическую структуру налоговых  органов;

-      выявить проблемы налоговой системы РФ;

-   сформулировать предложения  по совершенствованию налоговой  системы в России.

 Объектом исследования являются структура налоговых органов и  налоговые отношения, возникающие в процессе взимания разных видов налогов. Предметом исследования является развитие, изменение структуры налоговых органов РФ и возможные пути ее совершенствования в настоящее время, а также воздействие на  современную экономику России.

 

Глава I. Основные принципы налогообложения в России

 

Жизнедеятельность любого государства  находится в прямой зависимости  от налоговых и иных поступлений  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный  взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц. Конституционная  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в  силу разных причин, допускают нарушения  налогового законодательства - от несвоевременной  уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

Федеральная налоговая служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

Основные принципы налогообложения  в России определены в Налоговом Кодексе РФ. Это следующие принципы: [17]

1. Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13—15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога:

•  объект налогообложения;

•  налоговая база;

• налоговый период;

•  налоговая ставка;

•  порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

2. Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.

3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям

5. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

6. Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. Не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. Согласно этому принципу не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

7. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для:

• государственного бюджета;

• развития экономики;

• налогоплательщика.

8. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации граж данами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

9. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

10. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в  законодательные акты о налогах  и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ), в  соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового  года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64) [12,c.201].

11. Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.

12. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

13. Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

14. Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

15. Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Глава II. Иерархическая структура налоговых органов РФ

 

2.1.Центральный аппарат:  структура и функции

 

В соответствии с Законом  РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.

Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, которым было предусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации единая централизованная система органов Государственной налоговой службы РФ состояла из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления. Налоговое правоотношение (Государственная налоговая служба РФ) и государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах [10,c.134].

Информация о работе Структура налоговых органов Российской Федерации и пути ее совершенствования