Ставка налога, групаровка, таможенная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:15, контрольная работа

Описание работы

Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Содержание работы

1.Налог на прибыль: ставка, налоговый и отчетный период, группировка
расходов организации, учитываемых при формировании налога на прибыль……3
2. Экономическое содержание таможенных пошлин и сборов………………………5
3. Экономическое содержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ)……….12

Файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажение отправить.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с  потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен  разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета  от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

В такой ситуации логичной представляется простая система  подоходного налогообложения, в которую входил бы экономически обоснованный не облагаемый налогом минимум и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.

Например, одной из наиболее важных черт фискальной системы США  является отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогообложением потребления. Однако такая структура приоритетов сформировалась лишь постепенно, под воздействием сочетания различных внешних и внутренних факторов. Американская налоговая система довольно гибка и, в целом, способствует экономическому развитию страны, но, скорее, это сложилось в силу исторической необходимости, чем является следствием экономической мудрости налоговых властей.

Наличие льгот и вычетов  в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при  низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы – не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами – земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т.д.

Уклонения от налогов  не могут избежать даже страны с  развитыми правовой и налоговой  системами. В Швеции, например, по некоторым  оценкам, не декларируется примерно четверть доходов, а во Франции – треть. В такой ситуации не вызывает сомнений важность четкого определения налогооблагаемой базы.

По мере совершенствования  налоговой системы государство, как правило, все чаще предоставляет  льготы определенным слоям населения, с тем чтобы смягчить социальное неравенство. В частности, широкое распространение имеют налоговые льготы многодетным семьям, студентам, лицам, повышающим свою квалификацию, мелким и средним предпринимателям, фермерам.

Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как вычет части доходов, направляемых на жилищное строительство, строительство или покупку загородного дома, дачи. Социальная направленность этих льгот очевидна, хотя использовать их могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Регулирующая функция состоит в том, что оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, способствует росту занятости населения, а через некоторое время ведет и к увеличению потребительского спроса на группу товаров, необходимых для обустройства жилья.

Российское законодательство, например, позволяет налогоплательщику  уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, израсходованные на новое  строительство или приобретение дома или квартиры и уплату процентов по ипотечным кредитам.

Кроме того, российский налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на сумму, полученную при продаже  жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, земельного участка или иного  имущества, находящегося у него в собственности не менее трех лет. По желанию налогоплательщика можно вместо такого вычета уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая  часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки  зрения есть противники, считающие, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

Типичными примерами  льгот и вычетов являются: не облагаемый налогом минимум, величина которого определяется в абсолютном значении и может изменяться, вычеты на детей и иждивенцев, расходы на социально значимые цели, расходы на образование, государственные пособия, профессиональные льготы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе  РФ есть некоторая особенность в порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года. Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет больше, чем если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.

Такое неравенство в  отношении причитающегося к уплате налога с одинаковых сумм дохода некоторые  критики называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет  равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой  же доход в конце года.

В подобных ситуациях  в некоторых странах облагают доход по ставке, рассчитанной особым образом с учетом фактора времени получения дохода. Этот подход сложнее, чем применяемый в нашей стране, и требует хорошо развитых структур налогового контроля.

Многие страны используют систему семейного налогообложения, когда семья рассматривается как налоговая единица. Например, во Франции налог взимается со всей суммы доходов семьи. Взрослые дети, не проживающие с родителями, могут присоединиться к ним со своими детьми и составить одно целое. Для расчета налога используется специальная таблица, учитывающая семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи применяется семейный коэффициент, выражающий доход, приходящийся на одну долю. Количество долей увеличивается на половину доли на каждого инвалида, если они есть в семье.

В США доход семьи  не делится, на него может заполняться  общая декларация. Семейный доход  облагается по специальной шкале. В  Малайзии, например, замужняя женщина  вправе выбирать: облагать свои доходы отдельно или вместе с доходами своего мужа, который в этом случае увеличивает свой необлагаемый минимум.

В российском законодательстве не предусмотрено семейное налогообложение, а некоторые страны – бывшие советские  республики, например Эстония, – ввели  такую норму.

Во многих странах с помощью налога на доходы государством стимулируется развитие той или иной отрасли хозяйства, создаются условия для того, чтобы налогоплательщики своими силами обеспечивали себе материальный достаток.

Так, в Малайзии предоставляется  льгота на определенную сумму при покупке компьютера налогоплательщиком или его женой, а для нерезидентов установлены льготы в отношении некоторых доходов: от технической помощи и консультаций, установки и сборки заводов и оборудования, от обслуживания нематериальных активов, от публичных развлечений.

На Кипре только 40% дохода от профессиональных услуг, предоставленных  за границей, и 10% ввезенных в страну дивидендов (при соблюдении некоторых  условий) облагаются налогом.

В Монголии доход, полученный частными скотоводами, не облагается налогом в пределах двух стад, приходящихся на одного члена семьи. Одним стадом считается одна корова или одна лошадь, или один верблюд, или девять коз, или семь овец. Но в сумму налога на доходы включается по 50 тугриков на каждое стадо. Если же в течение налогового года по причине климатических катастроф, несчастных случаев или инфекционных болезней будет утеряна часть скота, налог за эту часть не платится.

Для экономически развитых стран характерны также возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, в Германии у лиц, достигших возраста 64 лет, не облагаемый налогом минимум увеличивается более чем в два раза.

Чем бы ни отличались налоговые  системы разных стран, в одном  они схожи: в конце налогового периода (в России это год) проводится декларационная кампания. Суть ее состоит в том, что налогоплательщики сообщают государству о суммах полученного дохода и уплаченного (или еще не уплаченного) налога и заявляют свои права (если таковые имеются) на льготы и вычеты.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без  учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6% (см. таблицу 1.1 приложение 1).

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль  организаций – 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых – 21,5%, налога на доходы физических лиц – 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 12,6% (см. рисунок 2).

В 2008г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации (консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1665,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 31,6% больше, чем в 2007 году. Доли налогов с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации снизились на 0,1 и 0,2 процентного пункта (соответственно 96,8% и 2,1%). В декабре 2008г. поступление налога на доходы физических лиц составило 215,1 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце (см таблицу 1.2 приложение 2).

Рис.2. Структура поступивших  налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2008 г.

 

Таким образом, можно  с уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Дашков и К, 2006. – 40 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. [URL] / Официальный текст // Справочная система «Консультант плюс».
  3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Александров И.М. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 314 с.
  4. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистики, 2008. – 448 с.: ил.
  5. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения. / Барулин С.В. – М.: Экономистъ, 2008. – 319 с.
  6. Велькер, Л.В. НДФЛ: налоговые вычеты и льготы (социальный аспект): Практическое пособие. / Велькер Л.В. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2006. – 175 с.
  7. Галанина, Е.И. Бухгалтер и налоги. / Галанина Е.И. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 675 с.
  8. Дмитриева, Н.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. / Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. – М.: Феникс, 2006. – 507 с.
  9. Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Евстигнеев Е.Н. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  10. Ильичева, М.Ю. Налоги с физических лиц и частных предпринимателей. Нормативные акты. Комментарии и рекомендации. Судебная практика. / Ильичева М.Ю. – М.: Право и Закон, 2007. – 496 с.
  11. Клочкова, И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. / Клочкова И.В. – М.: Экзамен, 2007. – 159 с.
  12. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России. / Лыкова Л.Н. – М.: Дело, 2006 – 399 с.

Информация о работе Ставка налога, групаровка, таможенная пошлина