Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Российской Федерации, ее становление, проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) изучение понятий налоги, налоговая система, налогообложение;
2) рассмотрение особенностей налоговой системы Российской Федерации;
3) анализ классификации налогов;
4) определение роли и функций системы налогообложения;
5) оценка сущности налоговой системы Российской Федерации и принципов налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности налоговой системы 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Принципы, в соответствии с которыми формируются национальные налоговые системы 6
1.3. Целевые установки налоговых систем 8
2. Налоговая система Российской Федерации 9
2.1. Классификация налогов в РФ 18
2.2. Роль налогов 22
2.3. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения 22
3. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества 25
Заключение 29
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Оправдана потребность в перераспределении  средств в регионы, подвергшиеся воздействию чрезвычайных обстоятельств. Для этих целей во всех государствах формируется особый страховой (резервный) фонд финансовых ресурсов.

Стабильность  налоговой системы характеризуется  не только длительным постоянством в  составе налогов, условиях их сбора, но и закреплением налогов за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы.

Как уже отмечалось, налоговые полномочия федерального центра и регионов (субъектов  РФ) определены Конституцией РФ. Статья 72 становление общих принципов  налогообложения относит к совместному ведению Федерации и её субъектов, а статья 75 гласит о том, что эти принципы определяются на уровне центральной законодательной власти. Затем уже исходя из них и в соответствии с ним формируются территориальные условия функционирования налогового механизма. Предполагается, что в 1998 году будет утверждён закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и на практике будут действовать особые правила построения налоговых и бюджетных взаимоотношений федерального центра и регионов при формировании бюджета. Применение закрытого перечня налогов само по себе является позитивное, однако, выполнение этого положения на практике потребует чёткого разграничения имущественных прав Федерации и её регионов. Решение этого вопроса выходит далеко за рамки налоговых проблем. Это вопрос конституционных прав собственников, разграничение федеральной  и региональной собственности, определения основ государственности и выборы стратегии, и развитие Федерации. Всё это ещё раз подтверждает положение о том, что налогообложение важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами её не решить.

Россия  в конце 90-х годов пережила период становления обновлённых основ государственности, укрепление её федеративных отношений. Учёными и практиками широко обсуждались проблемы бюджетно-налогового федерализма. Предлагались самые различные варианты бюджетно-налоговых отношений, вплоть до полярных. Существовало мнение о необходимости переименования республик и других административных единиц в губернии (А. Солженицын и др.). Напротив, ряд областей и краёв выдвигали себя на статус республик. Процесс суверенизации в России внёс много противоречий в решение бюджетно-налоговых проблем. Негативно оценивалась политиками договорная система решения этих вопросов. Заключение договоров между центром и отдельными республиками ставило последние в приоритетное положение перед другими, которые лишались прежней финансовой помощи из центра в силу того, что республики, заключившие договора, не производили отчислений налогов в федеральный бюджет или отчисляли минимальную долю. Многие учёные и практики, заинтересованные в процессе стабилизации бюджетно-налоговых отношений, видели выход из создавшейся ситуации в принятии Налогового и Бюджетного Кодексов.

В условиях федеративного государства налоговая система состоит из федеральных, региональных и местных налогов. В России местное налогообложение – не только наименее разработанная область научно-практических знаний, но и самая противоречивая область правовых отношений. Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест, Закон о местном самоуправлении проблемы не решает, а Закон о местных налогах так и не принят. Механизм распределения налогов по звеньям бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между центральной властью и властью на местах. Такие же проблемы существуют и во взаимоотношениях региональных и местных властей.

Местные финансы и их составную часть  – местные налоги необходимо относить к государственным и их нельзя сбрасывать со счетов при выработке стратегии экономической политики государства, не совершая при этом большой ошибки. В этой связи следует рассматривать необходимым утверждение в законодательном порядке социального налога в виде суммарной величины отчислений в государственные социальные фонды по типу западных стран. Это будет способствовать сопоставимости уровня налогового гнёта в России и в других странах при установлении закономерностей развития налогообложения, используемых в научном анализе при выработке экономической стратегии.

Современное состояние российского налогообложения  свидетельствует о том, что в  нём переплетены рыночные и административно-командные  принципы организации взаимоотношений  плательщиков с государством.

В основу построения налоговой системы РФ по состоянию на 1 января 1998 года были положены требования, предписываемые положениями новой редакции Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и двусторонними договорами федерального центра и некоторыми регионами.

Способы сочетания принципов единства и децентрализации межбюджетных отношений обычно используются на этапе перехода от централизованной системы управления государством к экономическим методам регулирования экономики. По мере укрепления реальных федеративных основ государственности в России актуальной ставится проблема становления реального налогового федерализма.

Налоговый федерализм представляет собой  правовую систему разграничения  бюджетно-налоговых полномочий между  уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при её изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашён в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, где определена стратегия налогообложения, унифицирующая национальный подход к организации налоговых отношений с требованиями, широко применяемыми в зарубежных странах.

Вместе с тем, как бы ни были унифицированы  национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая и политическая специфика развития общества. Отражает эту специфику реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются 3 основных вопроса:

– С кого брать налоги? Брать их в большей мере с юридических или физических лиц? Или, возможно, равномерно раскладывать налоговое бремя между юридическими и физическими лицами?

– Какими должны быть налоговые основания, то есть базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств?

– Сколько брать с каждого базисного показателя (ставки налогов)?

Решение этих вопросов в разных странах  различно, что не нарушает принципиальных основ организации фиска в  соответствии с классическими правилами  налогообложения.

Исходя из принятых в каждом государстве  условий организации налоговой системы, существуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы.

  1. Налогообложение результатов производства.
  2. Налоги, формирующиеся на основе ренты (земельной, горной, лесной).
  3. Налогообложение торговых оборотов.
  4. Обложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ.
  5. Обложение потребления.

В зависимости от потребления тех или иных видов налогов (больше прямых, меньше косвенных или наоборот) определяются особенности национального налогообложения. Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех или иных налоговых форм (видов налогов), определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства – всё это характеризует зрелость национальных налоговых систем. Налоговая система должна быть свободной и от малоэффективных налоговых форм, то есть таких видов налогов, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников и электронные системы учёта от действительно серьёзных налогов.

С первых лет существования советского государства уже существовали налоговые  платежи в бюджет: подоходный налог  с граждан, налог на одиноких и малосемейных граждан, налог с оборота, сельскохозяйственный налог, налог со строений, налог со зрелищ, подоходный налог с организаций потребительской кооперации, колхозов, налог с владельцев транспортных средств. Кроме них в систему взаимоотношений с государством входили в другие формы: нормативные отчисления от прибыли, плата за фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др. Возникает вопрос – можно ли говорить в данном случае о системе налогообложения, существующей в нашем государстве с 20-х годов? Многие учёные и практики отрицательно отвечают на этот вопрос. По их мнению, система налогообложения начала формироваться с 1991 года. С этим нельзя согласиться, поскольку до 1930 года в казну государства поступало около 80 налогов, а после налоговой реформы 1939 года осталось примерно 20. Разумеется, 1991 год является судьбоносным для налогообложения, поскольку налоги получили системное и законодательное оформление. Но это только этап налогового ренессанса, о чём мы говорили выше.

Главной проблемой в создании рациональных систем налогообложения всегда считался выбор источников обложения ставок налогов, от которых зависит развитие всей хозяйственной системы. Налогообложение  индикативно, поскольку его недостатки неминуемо приводят к перекосам в экономическом базисе и, наоборот, прогресс базисных основ хозяйствования приводит к сбоям в системе налогообложения, требует её совершенствования. В связи с этим большое значение имеет качественный состав платежей, включаемых в налоговую систему.

 

2.1. Классификация налогов в РФ

 

 

 

Вся совокупность законодательно установленных  налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов  была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд капитал), дополнил  доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, – это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров  и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Бюджетное устройство государства  определяет организацию бюджетной  системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В России бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

1) федеральные;

2) налоги республик, краёв, областей  и автономных образований, Москвы  и Санкт-Петербурга;

3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;
  4. налог на операции с ценными бумагами;
  5. таможенная пошлина;
  6. отчисления на воспроизводство минирально-сырьевой базы;
  7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе за загрязнённые окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);
  8. подоходный налог с физических лиц;
  9. налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том числе: налог на реализацию горюче- смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;
  10. транспортный налог;
  11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  12. лицензионный сбор за право производства, розлива и хранения алкогольной продукции;
  13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;
  14. гербовый сбор;
  15. государственная пошлина;
  16. налог с имущества, переходящего в порядок наследования.

Налоги субъектов РФ включают:

  1. налог на имущество предприятий;
  2. лесной доход;
  3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц);

К местным налогам относятся  следующие налоги:

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог;
  3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;
  4. налог на строительство объектов производственного назначения на курортной зоне;
  5. сбор за право торговли (уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента);
  6. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
  7. налог на рекламу;
  8. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
  9. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  10. сбор на парковку автотранспорта;
  11. сбор на право использования местной символики;
  12. сбор со сделок, совершаемых на биржах;
  13. сбор за уборку территории населённых пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений);
  14. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц).

Информация о работе Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации