Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Российской Федерации, ее становление, проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) изучение понятий налоги, налоговая система, налогообложение;
2) рассмотрение особенностей налоговой системы Российской Федерации;
3) анализ классификации налогов;
4) определение роли и функций системы налогообложения;
5) оценка сущности налоговой системы Российской Федерации и принципов налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности налоговой системы 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Принципы, в соответствии с которыми формируются национальные налоговые системы 6
1.3. Целевые установки налоговых систем 8
2. Налоговая система Российской Федерации 9
2.1. Классификация налогов в РФ 18
2.2. Роль налогов 22
2.3. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения 22
3. Функции и роль налогообложения в экономической системе общества 25
Заключение 29
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)



Министерство  образования Российской Федерации

Красноярский государственный  аграрный университет

 

Экономический университет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил:

                                                                                    группы № 

                                                                                 

                                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Красноярск 2008

Содержание

 

 

Введение

 

 

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время имеет важное значение потому, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Взимание налогов определяют как древнейшую функцию и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы  Российской Федерации, ее становление, проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) изучение понятий налоги, налоговая система, налогообложение;

2) рассмотрение особенностей налоговой системы Российской Федерации;

3) анализ классификации налогов;

4) определение роли и функций системы налогообложения;

5) оценка сущности налоговой  системы Российской Федерации  и принципов налогообложения.

Данная тема является актуальной в  силу того, что на сегодняшний день на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений и именно налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

 

 

1. Особенности налоговой системы

1.1. Понятие налоговой системы

 

 

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания власти». В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредствам налогов.

Налогом называют обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор определяют как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Наряду с  налогами в структуре  налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определённое место занимают пошлины и сборы. Пошлиной называют соответствующую обязательную плату за совершение государственными и другими органами юрисдикции действий в интересах заявителя. Сбор – платёж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В настоящее время для России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены её неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.

Экономические законы отражают фундаментальные  тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. Это определяет объективный характер основных экономических законов. Система налогообложения строится исходя из знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс создания общественного богатства. Основу налоговедения как науки определяют положения системы экономических законов:  возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства. Это позволяет выявить социальные последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов и однотипных налоговых групп (прямых налогов, косвенных налогов, имущественных налогов, налогов в сфере природопользования, местных налогов) на производство, товарообмен и личное потребление.

Налоговедение, постигая эти закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует методики исчисления отдельных налоговых платежей. Несмотря на то, что эти процедуры регламентируются объёмом совокупного дохода общества, а также расстановкой политических сил, законодателям не следует забывать об обязанности учёта при проведении налоговых реформ требований объективных рыночных законов.

 

1.2. Принципы, в соответствии с которыми формируются национальные налоговые системы

 

 

Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения подразделяется на две подсистемы:

  1. Классические или общенациональные принципы. Данные принципы идеализируют налогообложение в целом. Если налоговая система строится строго на основе использования, то её можно считать оптимальной;
  2. Организационно-экономические (правовые) или внутринациональные принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

Каждая новая реформа национальных систем налогообложения приближает их к состоянию, наиболее полно отвечающему вышеназванным принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две сферы:

1. Всеобщие или фундаментальные принципы, которые,  так или иначе, используются в податных системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были охарактеризованы видными русскими налоговедами Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко. Это и есть подсистема общенациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства;

2. Функциональные или экономические организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определённый период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие – лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.

 

 

1.3. Целевые установки налоговых систем

 

 

Налоговая система, построенная и  функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой. Такие податные системы многофункциональны и имеют следующие целевые установки:

- создание условий инвестированию  сбережений корпораций и                                          частных лиц  для формирования  новых рабочих мест и борьбы  с   безработицей;

  • обеспечение конкурентоспособности продукции путём стимулирования научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;
  • проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
  • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
    • обеспечение социальных потребностей всех слоёв населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая система Российской Федерации

 

 

Характерным признаком научной  обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашённых в законе и реально действующих налоговых норм. В российском налогообложении вплоть до 1997 года такого соответствия не было достигнуто, что связано с трудностями периода перехода к рынку и обновлением основ государственности. Провозглашённые в 1990 году принципы организации налогообложения в России остаются не реализованными на практике, а зачастую налоговые действия серьёзно нарушают положения законодательства. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряжённости налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.

Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» утвердил принцип единства российской налоговой системы. Этот Закон играет ключевую роль в системе правового обеспечения правового обеспечения налогового процесса. В нём определены принципы построения, структура и механизм функционирования налоговой системы. Данный Закон разработан исходя из положений Конституции РФ, которые определяют норму правовых взаимоотношений субъектов налоговых отношений. Так, статья 72 Конституции РФ гласит, что «становление общих принципов налогообложения – объект совместного ведения Российской Федерации и её субъектов», статьёй 75 закреплён принцип единства, на основе которого строится налоговая система. Вместе с тем реально действующая система налоговых отношений отклоняется в сторону её децентрализации. Так, Указами Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами РФ в 1994 году» и № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» разрешено введение на местах дополнительных налогов, предоставление льгот, изменение ставок и сроков уплаты налогов в доле, зачисляемой в территориальные бюджеты. Данное регионам право самостоятельно дополнять и изменять налоговые правила свидетельствуют не только о нарушении принципа единства налогообложения. Опыт самостоятельного налоготворчества оказался негативным: систему бюджетно-налоговых взаимоотношений внесены элементы хаотичности, бесконтрольности, затраты на обеспечение сбора дополнительно введённых налогов превышали размер этих налоговых поступлений.

Принятие этих мер преследовало скорее политические, чем экономические цели. Они были введены в надежде предотвратить сепаратистские настроения мест. Как показала практика, принятых мер оказалось недостаточно для создания подлинно федеративных отношений между центром и субъектами Российской Федерации. Более того, противоречия в системе межбюджетных отношений ещё более обострились. Утверждение федеральных властей о том, что создаются региональные условия защиты экономических интересов субъектов РФ, практика не подтвердила. Напротив, такие условия как раз и стали препятствием к укреплению федеральных основ общественно-политического развития, стабилизации экономики, оптимизации налогообложения. В результате не достигалось необходимого сочетания экономических интересов государства, административно –   территориальных единиц, корпораций и отдельных граждан.

Негативные  тенденции в развитии межбюджетных отношений предопределили необходимость  введения в 1995 году более жёстких форм контроля за нормотворчеством региональных властей. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 641 и в соответствии с ранее опубликованным письмом ГНС РФ от 19 апреля 1994 года № ВГ-4-13/26н было запрещено принимать к исполнению решения территориальных органов государственной власти, не соответствующее налоговому законодательству РФ. Со второго полугодия 1998 года налоговой службой РФ были приняты новые нормативные акты об отмене льгот, противоречащих установленным принципам взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и нарушающих единую политику в финансово-бюджетных отношениях с регионами.

С 1997 года в соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 года № 1214 местным органам власти было предписано устранить самодеятельные местные налоги и строить налоговые отношения в соответствии с положениями федерального законодательства.

Неупорядоченность бюджетно-налоговых отношений проявляется и в том, что многие регионы не выполняют налоговых обязательств перед федеральным бюджетом, в то время как пользуются федеральными средствами в виде дотаций, субсидий, субвенций, сумм целевой трансфертной финансовой помощи, бюджетными кредитами и другими видами федеральной финансовой помощи. Многим регионам предоставлено право не участвовать в формировании доходов федерального бюджета. Такого рода договорные отношения противоречат основам Конституции России как федеративного государства.

В этой связи встает проблема бюджетно-налогового федерализма. Создание гибкой системы  бюджетно-налоговых отношений центра и мест предлагает наличие равного правового статуса между субъектами РФ и разграничение полномочий между центральной и региональной властями сообразно их экономическим задачам. В настоящее время эту проблему не решают ни трансферты, ни двусторонние договора о разграничении полномочий, ни другие фрагментарные изменения сути федеративных отношений. Перед местными органами власти и управления встаёт в то же время трудная задача, – каким образом финансировать растущие объёмы социальных потребностей, строить дороги, коммуникационные сети, улучшать жилищные условия и многое другое. Здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой собственности. Разграничение имущественных прав цента и регионов, определение собственности на недра, леса, земли в соответствии с региональными социально-экономическими  потребностями – вот те условия, не выполнив которые нельзя ставить вопрос о стабильности региональных бюджетов. Имущественные права регионов определяют  и право распоряжаться собственной налогооблагаемой базой. Перераспределение доходных, в том числе налоговых источников бюджета может распространяться на регионы, которые не имеют богатых сырьевых ресурсов. Определение целесообразности состава и  структуры перераспределения финансовых ресурсов от центра к регионам требуют в свою очередь тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов, как уже отмечалось, - одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.

Информация о работе Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации