Сравнительный анализ применения НДС в России и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения

Содержание работы

Введение
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Российской федерации
Налог на добавленную стоимость (VAT) в странах ЕС
Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Франции
Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Германии
Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Великобритании
Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Италии
Пути совершенствования налога на добавленную стоимость в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) в Российской федерации  
  2. Налог на добавленную стоимость (VAT) в странах ЕС
    1. Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Франции
    2. Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Германии
    3. Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Великобритании
    4. Налог на добавленную стоимость в налоговой системе Италии
  3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных  налогов. Основой его взимания, как  следует из названия, является добавленная  стоимость, создаваемая на всех стадиях  производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят  к категории универсальных косвенных  налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения  в цену товаров, перенося основную тяжесть  налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налог на добавленную  стоимость (НДС) в Рф

Широкое распространение  НДС в зарубежных странах с  рыночной экономикой создало почву  для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС  были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля над  ценообразованием. Налог с оборота  взимался в основном в виде разницы  между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и  его ставка колебалась от 20 до 30% для  различных видов продукции. Налог  с продаж устанавливался в процентах  к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%. В связи  с возросшей инфляцией налог  с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную  стоимость. 

Новый налог выгодно отличался  от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка.  
Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны. 
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом виде налог и просуществовал до наших дней. Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов: 
1. Пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях; 
2. Создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики; 
3. Присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм. 
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступление НДС в бюджеты превысили поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль. 
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому при исчислении и уплате НДС у налогоплательщиков возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, как уже говорилось, по объему платежей НДС занимает первое место в бюджете страны. 
Согласно НК РФ плательщиками НДС признаются: 
1) Организации; 
2) Индивидуальные предприниматели; 
3) Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. 
Согласно п.2 ст. 143 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. 
При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. 

Добавленная стоимость –  это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Логически, это и  является объектом обложения. Однако действующее  налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом.

Первоначально ставка НДС  были установлены на чрезвычайно  высоком уровне – 28%. В последующие  годы ставки НДС были снижены. На сегодняшний  день существует 3 вида ставок: 0%, 10% и 18%, в зависимости от товара (услуг, работ) и условий их реализации. 

Налогообложение по ставке 0% осуществляется при реализации: 
— товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов в соответствии с налоговым законодательством; 
— работ и услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, помещаемых под таможенный режим транзита; 
— услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; 
— работ и услуг, выполняемых непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ; 
— драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, банкам; 
— товаров, работ (услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравниваемыми к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала, включая проживающих вместе с ними членов их семей; 
— припасов, вывезенных с российской территории в таможенном режиме перемещения припасов. Припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, а также судов смешанного плавания. 
Налогоплательщик обязан подтвердить право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. 
Ставка НДС в размере 10% установлена на ограниченную группу товаров.

Согласно НК РФ в перечень включены следующие товары: 
— скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, включая сахар-сырец, соль, зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы, маслосемена и продукты их переработки, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба живая, море- и рыбопродукты (за исключением деликатесных), продукты детского и диабетического питания, овощи (включая картофель); 
— отдельные товары для детей, в т. ч. трикотажные и швейные изделия, обувь, кровати детские, коляски, тетради школьные, игрушки и др.; 
— периодические печатные издания, за исключением периодических изданий рекламного характера, книжная продукции, связанная с образованием, наукой; 
— медицинские товары отечественного и зарубежного производства, включающие лекарственные средства, в т. ч. внутриаптечного изготовления, а также изделия медицинского назначения. 
По всем остальным товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольственные товары, ставка НДС составляет 18%.

2.Налог  на добавленную стоимость (VAT) в странах ЕС

Широкое распространение  НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые  системы в интересах создания общего рынка. С самого начала вопросам гармонизации косвенного налогообложения  в ЕС уделялось пристальное внимание, так как именно расхождение в  регулировании косвенного налогообложения, по мнению основоположников европейской  интеграции, представляли собой существенную преграду на пути свободного передвижения товаров, работ и услуг.

В 1967 году вторая директива  Совета ЕЭС провозгласила НДС  главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые  системы до конца 1972 года. 
В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень  колеблется от 15 до 25%. В некоторых  странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и  его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются  к продовольственным, медицинским  и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. 
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. 
Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы:

Во-первых, недостатки, имеющиеся  у прямых налогов. К их числу можно  отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянная потребность  в увеличении доходов бюджета  путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности.

В-третьих, потребность в  усовершенствовании существующих налоговых  систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

Среднее значение ставки НДС в странах Европейского Сообщества составляет 20%.

2.1 Налог  на добавленную стоимость в  налоговой системе Франции

Налог на добавленную стоимость  имеет французское происхождение. Фраза “налог на добавленную стоимость” (Taxe sur la Valeur Ajoutée - «TVA») впервые была сформулирована в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Впервые в бюджете Франции НДС появился в 1958 г.

В отличие от большинства  западных стран, где ведущее место  в доходах бюджета принадлежит  подоходному налогу с физических лиц, во Франции, как и в России, сегодня ведущим звеном бюджетной  системы выступает НДС. Его доля в доходах бюджета превышает 40%.  
Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены.

Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву. 
Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины, исключая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Действуют 4 вида ставок: 
19,6% - основная ставка на все виды товаров и услуг; 
22% - повышенная (предельная) ставка применительно к некоторым видам товаров: автомобилям, кино- и фототоварам, алкоголю, табачным изделиям, парфюмерии, отдельным предметам роскоши, например ценным мехам; 
5,5 %- пониженная ставка на товары культурного обихода (в это понятие входят книги), большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкогольных напитков, продукция сельского хозяйства, жилье, транспорт, туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий; 
2,1% - самая низкая ставка - на товары и услуги первой необходимости: медикаменты.

По НДС имеются значительные льготы. Прежде всего, льготируется малый бизнес. 
Кроме этого, от НДС освобождаются:

  • медицина и образование;
  • деятельность людей некоторых свободных профессий; частных преподавателей, частнопрактикующих врачей, людей, занимающихся духовным творчеством.

Информация о работе Сравнительный анализ применения НДС в России и других странах