Способы уменьшения риска налоговых ошибок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

2. Задача. Составить налоговый календарь на год для организации, занимающейся пассажирскими перевозками, имеющей в собственности 35 автобусов, здания гаража и ремонтных мастерских. Совокупный годовой доход составляет 175 млн. рублей. Краткая характеристика налоговых режимов рассмотрена в таблице 1. Ограничения в применении налоговых режимов обобщены в таблице 2.

Содержание работы

1. Способы уменьшения риска налоговых ошибок ………………………………3
2. Задача………………………………………………………….…………………..14
Список литературы………………………………….………………………………20

Файлы: 1 файл

U_386_nalogovoe_planirovanie_variant_11.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

2. Детальная проработка методологии расчета основных налогов. Для уменьшения рисков неблагоприятной трактовки налогового законодательства целесообразно разработать детальную налоговую учетную политику, в которой необходимо прописать единый подход к спорным моментам налогообложения, например, способу ведения раздельного учета по НДС, выбору момента признания отдельных видов доходов и расходов и пр. Учетная политика может также служить инструментом планирования налоговой нагрузки при грамотном использовании компанией предоставленных налоговым законодательством вариантов налогообложения (например, таких как выбор линейного или нелинейного методов налоговой амортизации и использование амортизационной премии).

Учетная политика должна быть унифицирована  для разных компаний группы, с тем чтобы обеспечить единообразие решений по спорным налоговым вопросам.

3. Определение роли налогового отдела в оргструктуре компании. Важно четко определить сферы ответственности налогового отдела и распределить обязанности между отделами компании за подготовку налоговой отчетности, выявление и оценку налоговых рисков. Это позволяет повысить ответственность соответствующих отделов/подразделений за "свою" часть процесса и общую эффективность процесса принятия решений, а также устранить широко распространенную "внутреннюю конкуренцию" между отделами. Сделать это можно путем разработки и утверждения в компании Положения о налоговом отделе или иного аналогичного внутреннего документа.

4. Единые принципы выявления и оценки рисков с использованием инструментов внутреннего контроля. Претворение в жизнь любых стратегических задач и решений невозможно без эффективного контроля за их выполнением. Инструментами системы внутреннего контроля (СВК) по налогам могут являться:

- внутренние  регламенты, методологические указания  и формализованные процедуры  расчета налогов;

- должностные  инструкции;

- система  ключевых показателей (KPI) для  оценки работы сотрудников, задействованных  в расчете налогов и налоговых  рисков, а также налогового отдела  в целом, которая является необходимым  звеном, мотивирующим сотрудников  исполнять принятые в компании  политики и процедуры;

- автоматизированный  контроль в учетных системах  и пр.

5. Регулярная отчетность по налоговым вопросам перед высшим руководством компании. Руководители любой компании должны быть осведомлены о ключевых налоговых рисках и прочих решениях в области налогов, которые могут существенно повлиять на бизнес, и при необходимости вовлечены в процесс принятия или одобрения таких решений.

Конкретный  формат, который принимает система  управления налоговыми рисками для  разных компаний, может отличаться в зависимости от их особенностей. Большинство компаний реализуют  такую систему за счет большей  формализации принципов и методов  управления рисками (через внутренние приказы, политики, процедуры, регламенты и пр.) и ужесточения требований к документации системы внутреннего  контроля.

Чтобы выявлять как умышленные, так и непреднамеренные ошибки компаний, государство использует различные виды контроля. Основное место среди них занимают выездные и камеральные налоговые проверки. Чтобы пройти проверку с наименьшими  потерями, предприятию необходимо подготовиться  к визиту инспекторов. Самый эффективный  способ - провести налоговый аудит. Расходы на него в подавляющем  большинстве случаев несопоставимы  с выявленными фискальными рисками.

Если  налоговый аудит провести заранее, компания сможет самостоятельно устранить  ошибки, минимизировать возможные риски. Налоговый аудит организации  проводят на добровольной основе, чтобы  оценить степень правдивости  и соответствия налоговому законодательству порядка формирования, отражения  в учете и уплаты в бюджет налогов. Все процедуры этого мероприятия  направлены на достижение основной цели - выявить все возможные фискальные риски предприятия.

Процедуры налогового аудита могут включать 2 элемента:5

1. Предварительную  оценку существующей системы  налогообложения.

Как правило, на данном этапе аудиторы:

- проводят  общий анализ налогового учета,  налоговой политики компании;

- определяют  основные факторы, влияющие на  налогооблагаемые базы;

- анализируют  применяемые методики расчета  налогооблагаемых баз;

- оценивают  документооборот в рамках системы  налогового учета предприятия;

- проводят  правовую и налоговую экспертизу  существующей системы хозяйственных  взаимоотношений применительно  к налоговой политике организации;

- оценивают  систему внутреннего контроля  и т.д.

2. Подтверждение  правомерности расчета конкретных  налогов и сборов.

На данном этапе на основе выборочного исследования первичной документации проверяют, правильно ли формируются налогооблагаемые базы, применяются льготы, а также  составляются декларации.

По результатам  налогового аудита готовится письменный отчет, содержащий:

- характеристику  системы налогового учета организации,  правомерности применения льгот;

- выявленные  в ходе аудита несоответствия  и нарушения налогового законодательства;

- ссылки  на нормативные акты;

- оценку  обнаруженных нарушений с точки  зрения законодательства, возможных  налоговых рисков;

- рекомендации  по исправлению ошибок и устранению  негативных последствий.

Вывод: Управление налоговыми рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних консультантов.6

Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества  факторов: от подхода компании к  данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени вовлеченности персонала  в процесс принятия решений.

Управление  налоговыми рисками за счет внешних  источников осуществляется посредством  привлечения сторонних налоговых  консультантов. Это может быть налоговая экспертиза или налоговый аудит. Также среди подобного рода налоговых проверок, осуществляемых сторонними консультантами, можно выделить налоговый Due Diligence (должная осмотрительность, предварительное обследование). Как правило, данная процедура сопровождает слияние или поглощение бизнеса.

Привлечение сторонних налоговых консультантов - это достаточно эффективный способ, поскольку специалисты с проработанной  методикой управления налоговыми рисками  могут облегчить процесс принятия решения, предупредить организацию  о наличии рисков и выработать рекомендации по их устранению.

Комбинированный способ объединяет в себе внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы.

Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на обеспечение налоговой  безопасности и т.д.

На основании  изложенного обозначим основные аспекты, на которые следует обращать внимание налогоплательщикам при осуществлении налогового планирования, с тем, чтобы избежать претензий налоговых органов.7

1. Фактическое  содержание хозяйственных операций  и организационно-управленческих  актов налогоплательщика всегда  должно соответствовать их документальному  оформлению.

2. Хозяйственные  операции налогоплательщика должны  быть экономически оправданными  и соответствовать "стандартам" предпринимательской деятельности. Так, например, налогоплательщику  весьма проблематично будет обосновать  экономическую разумность заключения  договора поставки товара с  неизвестной фирмой-поставщиком,  при том, что налогоплательщик  является официальным дистрибьютором  соответствующей марки товара  на определенной территории и имеет прямые договорные связи с фирмой-изготовителем этого товара на более выгодных ценовых условиях.

3. Налогоплательщику  следует максимально заботиться  об обосновании цен товаров  (работ, услуг), указанных в сделке, с тем, чтобы исключить возможность  пересмотра налоговыми органами  цены в порядке ст. 40 НК РФ. Достигается  это путем составления в качестве  приложений к хозяйственным договорам  различных детализирующих смет, подробных перечней оказываемых  услуг и т.д. с указанием  цены каждой позиции. Иными  словами заключенный договор  не должен быть сухой констатацией  определенной сторонами итоговой  цены сделки.

4. При  построении различных схем налогового  планирования следует избегать  признаков взаимозависимости между  участниками сделок, определенных  ст. 20 НК РФ.

5. Налогоплательщику  во избежание ненужных конфликтов  с налоговыми органами в обязательном  порядке следует заботиться о  получении максимальной информации  в отношении своих контрагентов. В частности, на этапе заключения  сделки следует:

а) получить от контрагента заверенные копии  учредительных документов (решение  об учреждении, устав, учредительный  договор, свидетельства о регистрации  и о постановке на учет в налоговом  органе);

б) собрать  максимально возможный объем  информации о коммерческой деятельности контрагента (рекламные материалы  и ценовые предложения контрагента, распечатки официальных сайтов контрагента  и т.д.);

в) получить от контрагента документы, подтверждающие полномочия руководителя и главного бухгалтера (протокол об избрании руководителя, приказы о назначении на должность), с образцами подписей указанных  лиц. В случае если счета-фактуры  от контрагента будут подписываться  иными лицами, соответственно, необходимо получить также заверенные копии  доверенностей на данных лиц;

г) нелишней будет также проверка "судебной истории" контрагента. Сделать это можно, во-первых, с помощью справочных правовых систем, в которых публикуются все более-менее значительные решения арбитражных судов округов, а во-вторых, путем направления контрагенту на стадии преддоговорных переговоров соответствующего запроса с просьбой указать все судебные споры контрагента;

д) в отношении "сомнительных" контрагентов следует  направлять запрос в налоговый орган  по месту регистрации контрагента  на предмет его (контрагента) добросовестности. Ответа, скорее всего, не последует, поскольку  подобный запрос действующим законодательством  не предусмотрен (но и не запрещен), однако указанный шаг поможет  налогоплательщику доказать свою "осмотрительность и осторожность".

Правильное применение налогового законодательства, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов.

 

2. Задача. Составить налоговый календарь на год для организации, занимающейся пассажирскими перевозками, имеющей в собственности 35 автобусов, здания гаража и ремонтных мастерских. Совокупный годовой доход составляет 175 млн. рублей

Краткая характеристика налоговых режимов  рассмотрена в таблице 1.8

Таблица 1

Краткая характеристика налоговых режимов

Налоговый 
   режим

      База    

НДС 

    Налог    
на имущество

Номинальная ставка

 Гибкость 

ОСНО     

Прибыль       

+          

20% (для   юриди- ческих лиц),  
13% (для ИП)     

Гибкий   

УСНО (6%)

Доходы        

-          

6%               

Гибкий   

УСНО (15%)

Доходы минус    
расходы       

-          

15%              

Гибкий   

ЕСХН     

Доходы минус    
расходы       

-          

6%               

Гибкий   

ЕНВД     

Вмененный       
доход         

-          

15%              

Негибкий 

Патент   

Потенциально    
возможный доход

-          

6%               

Негибкий 


 

Ограничения в применении налоговых режимов  обобщены в таблице 2.

Информация о работе Способы уменьшения риска налоговых ошибок