Способы уменьшения риска налоговых ошибок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

2. Задача. Составить налоговый календарь на год для организации, занимающейся пассажирскими перевозками, имеющей в собственности 35 автобусов, здания гаража и ремонтных мастерских. Совокупный годовой доход составляет 175 млн. рублей. Краткая характеристика налоговых режимов рассмотрена в таблице 1. Ограничения в применении налоговых режимов обобщены в таблице 2.

Содержание работы

1. Способы уменьшения риска налоговых ошибок ………………………………3
2. Задача………………………………………………………….…………………..14
Список литературы………………………………….………………………………20

Файлы: 1 файл

U_386_nalogovoe_planirovanie_variant_11.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Способы уменьшения риска налоговых  ошибок ………………………………3

2. Задача………………………………………………………….…………………..14

Список литературы………………………………….………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы уменьшения риска налоговых ошибок

 

Налоговое планирование представляет собой одну из форм избежания налогов и в отличие от уклонения от их уплаты считается законным способом рационализации денежных потоков и максимизации стоимости бизнеса. Следует отметить, что избежание уплаты налогов представляет собой любые действия субъектов хозяйствования, направленные на минимизацию налоговых обязательств всеми законными способами. Это может быть: использование налоговых льгот, в том числе изменение налогового режима в зависимости от выбора места ведения хозяйственной деятельности и регистрации налогоплательщика; различные организационно-правовые формы ведения бизнеса и формы сделок; выбор рациональной учетной политики; наиболее выгодное с налоговой точки зрения размещение прибыли и активов; использование пробелов в законодательстве и даже прекращение легальной предпринимательской деятельности, перевод ее в сферу неформальной экономической активности, так называемой теневой экономики. Причем право налогоплательщика на действия в защиту своих интересов и права собственности обосновано как основными юридическими принципами (такими как неприкосновенность частной собственности), так и экономической политикой демократических государств.1

Под налоговым  риском понимается опасность для  субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для  данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета  которых им принимаются решения  в настоящем.

Виды  налоговых рисков классифицируют по различным признакам, основные из которых  представлены на рис. 1.2

 

 

┌─────────────────────────────┐    ┌──────────────────────────────────────┐

│  Классификационные признаки │    │    Разновидности налоговых  рисков    │

└┬────────────────────────────┘    └─────────────────────────────────────┬┘

 │   ┌─────────────────────────┐    ┌──────────────────────────────────┐  │

 ├──┤по  субъектам, несущим    ├───>│налоговые  риски государства,      ├──┤

 │   │налоговые риски          │    │налогоплательщиков,  налоговых     │  │

 │   └─────────────────────────┘    │агентов, взаимозависимых лиц      │  │

 │                                 └──────────────────────────────────┘  │

 │   ┌─────────────────────────┐    ┌──────────────────────────────────┐  │

 ├──┤по факторам, определяющим├───>│внешние и внутренние (либо        ├──┤

 │   │налоговые риски          │    │систематические                   │  │

 │   └─────────────────────────┘    │и несистематические)              │  │

 │                                 └──────────────────────────────────┘  │

 │                                 ┌──────────────────────────────────┐  │

 │   ┌─────────────────────────┐    │риски, связанные с упущенной      │ │

 ├──┤по  объему связи с другими├───>│выгодой, потерей материальных     ├──┤

 │   │видами рисков            │    │и нематериальных ценностей,       │  │

 │   └─────────────────────────┘    │неплатежеспособностью и др.       │  │

 │                                 └──────────────────────────────────┘  │

 │                                 ┌──────────────────────────────────┐  │

 │   ┌─────────────────────────┐    │налогового контроля, усиления     │  │

 ├──┤по  виду последствий      ├───>│налогового  бремени, уголовного    ├──┤

 │   └─────────────────────────┘    │преследования налогового характера│  │

 │                                 └──────────────────────────────────┘  │

 │   ┌─────────────────────────┐    ┌──────────────────────────────────┐  │

 └──┤по  величине возможных    ├───>│допустимые, критические           ├──┘

    │потерь                   │    │и катастрофические                │

    └─────────────────────────┘    └──────────────────────────────────┘

 

Рис. 1. Классификация  налоговых рисков

 

Налоговые риски предприятия, осуществляющего  предпринимательскую деятельность, можно разделить на следующие  группы:

1. Риски, связанные с проведением конкретной сделки. Каждая сделка имеет налоговые последствия, если она специально не освобождена от налогов. Но риски возникают, когда предприятие заключает крупную или необычную для себя сделку (персонал, системы, базы данных, процедуры контроля не настроены на то, чтобы в полной мере справиться с риском).

2. Риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком и налоговым органом. Опыт показывает, что налоговые риски сопутствуют как раз тем сделкам, которые проведены с целью получения налоговой выгоды. Нужно осознавать, что любое предприятие, которое стремится сэкономить на налогах, находится в зоне потенциального риска и поэтому действовать необходимо крайне осмотрительно.

3. Риски, возникающие из-за простых управленческих ошибок и недосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отдел не вовлечен в процесс принятия управленческих решений. А это означает, что в компании нет четкой организационной структуры, контроль за налогами сосредоточен только в руках главного бухгалтера либо обязанности налогового менеджера определены нечетко.

4. Риски, обусловленные плохой документированностью сделок. Одной из частых причин возникновения негативных налоговых последствий является недостаточное документальное подтверждение того, какую сделку осуществило предприятие. Неслучайно налоговые органы все чаще требуют предоставления полной документации, чтобы удостовериться, что продекларированная сделка имела место. Очень часто этой документации или недостаточно, или она вообще отсутствует.

5. Операционные риски, возникающие в повседневной деятельности компании. Одни сделки несут большие риски, чем другие, и по опасности наступления налоговых рисков нельзя сравнить обычную поставку товаров с торговлей внутри группы, да еще и при пересечении границы.

6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Всегда надо ставить вопросы, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли будет ресурсов, чтобы нейтрализовать их последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Другими словами, нужно всегда быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски, включающие изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, "смену власти", начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором.

Налоговый менеджмент включает организацию надежного  налогового учета и контроль за правильностью расчетов налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

По некоторым  оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть - результат  несовершенства российского законодательства. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются следующие:3

- отсутствие  либо неправильное оформление (с  позиций налогообложения) первичных  документов;

- ошибки, обусловленные неверным толкованием  действующего налогового законодательства;

- несвоевременное  реагирование на изменения в  налогообложении, особенно в местном;

- неверные  арифметические расчеты;

- несвоевременное  представление отчетной налоговой  документации;

- просрочка  уплаты налогов.

Основным  способом уменьшения риска ошибок может  быть использование технологии внутреннего  контроля налоговых расчетов.

Всякая  технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических  схем и карт, а также процедур их реализации. Основополагающими принципами технологии внутреннего контроля являются следующие:

- решения  по налогам принимаются с помощью  определенных процедур, что позволяет  исключить субъективизм в принятии  налогового заключения;

- все  налоговые решения уже зафиксированы  на этапе внедрения технологий, и никакой субъект, включая  руководителя и главного бухгалтера, не может принять ни одного  решения. При изменении ситуации  налоговое заключение принимает  группа экспертов (комиссия);

- предприятие  должно обозначить круг лиц,  имеющих право выполнять определенные  действия и процедуры в отношении  налогов;

- любая  финансово-хозяйственная операция  должна сопровождаться письменным  документом определенного образца;

- все  бухгалтерские проводки и налоговые  расчеты производятся лишь на  основе таблицы типовых хозяйственных  ситуаций (операций). В первичных  документах и бухгалтерских проводках  делается ссылка на номер операции  в этой таблице;

- нетиповая  ситуация требует оформления  карты налоговых решений, которую  заполняет только специальная  экспертная комиссия по налогообложению.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем  субъекте базируется также на жестком  контроле за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции, а также начисление пени.

На практике для слежения за сроками уплаты налогов  целесообразно применение налоговых  календарей.

Конечной  целью налогового контроля является не снижение отдельных налогов, а  увеличение доходов предприятия  после уплаты налогов. В системном  окружении налоги влияют друг на друга  в связи с тем, что их налоговые  базы могут пересекаться. Это положение  должны постоянно иметь в виду руководители, которые принимают  решения в области финансово-хозяйственной  деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы  налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятии  в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.

Для успешного  управления налоговыми рисками и  устранения налоговой неэффективности  необходим комплексный подход к  построению системы управления налоговыми обязательствами в компании. Как  показывает практика крупнейших российских и зарубежных компаний, подобная система должна базироваться на следующих основных принципах.4

1. Разработка единых критериев оценки налоговых рисков. Для обеспечения единообразия оценки налоговых рисков необходимо разработать и согласовать с заинтересованными лицами и органами корпоративного управления определение налогового риска и принципы его оценки с учетом всех факторов риска.

Кроме финансовых аспектов риска (то есть суммы возможных  доначислений налогов и штрафов) при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и  иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.

Также целесообразно  включить в состав налоговых рисков риск неэффективности налогообложения, что позволяет создать необходимую мотивацию для отслеживания налоговой эффективности принимаемых бизнес-решений в компании.

Согласование  принципов оценки рисков внутри компании позволяет более полно учесть интересы бизнеса и вовлечь органы корпоративного управления в принятие решений по ключевым налоговым вопросам.

Информация о работе Способы уменьшения риска налоговых ошибок