Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических основ налогообложения ПИФов. Достижение цели исследования связано с решением следующих задач: анализ нормативно - правовой базы регулирования деятельности ПИФов; определение содержание понятия ПИФов и выявление их классификации; изучение особенностей налогообложения ПИФов в момент создания, в процессе функционирования и при погашении, реализация пая; выявление наиболее типичных проблем возникающих на практике при налогообложении ПИФов, а так же путей их решения. Объектом исследования является механизм налогообложения ПИФов.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Паевые инвестиционные фонды: понятие и сущность………………4
1.1 Понятие паевого фонда………………………………………………………4
1.2 Инвестиционные паи и операции с ними…………………………………...6
1.3 Классификация паевых фондов…………………………………………........9
Глава 2. Специфика налогообложения паевых инвестиционных фондов......12
2.1Особенности налогообложения паевого фонда…………………………….12
2.2 Налогообложение в момент создания паевого инвестиционного фонда……………………………………………………………………………..14
2.3 Налогообложение в процессе деятельности паевого фонда……………...16
2.4 Налогообложение при реализации и погашении пая……………………...19
Глава 3. Анализ проблем в сфере налогообложения паевых инвестиционных фондов и пути их решения……………………………………………………...22
3.1 Проблемы налогообложения в сфере паевых инвестиционных фондов…………………………………………………………………………..23
3.2 Совершенствование налогообложения паевых инвестиционных фондов…………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Глава3. Анализ проблем в сфере налогообложения паевых инвестиционных фондов т пути их решения.
3.1Проблемы налогообложений в сфере паевых инвестиционных фондов.
В нормативном определении паевого инвестиционного фонда отсутствует признак правового статуса юридического лица. Таким образом, в силу нормативных положений ст. 19 Налогового кодекса РФ ПИФ не является налогоплательщиком в силу отсутствия у него правового статуса организации или юридического лица. Поэтому налоговое бремя может быть возложено на учредителей доверительного управления или управляющую компанию. Паевые инвестиционные фонды создавались в отличие от акционерных фондов с целью избежания двойного налогообложения.
1. Проблема исчисления
и уплаты налога на доходы
физических лиц. Налогом
Однако при исчислении
налоговой базы по НДС также, как
и в налоге на имущество, возникают
проблемы с отнесением расходов, которые
могут уменьшать налоговую
3.2 Совершенствование налогообложения паевых инвестиционных фондов.
Любое государство, особенно в условиях мирового финансового кризиса, заинтересовано в привлечении на свой финансовый рынок долгосрочных инвесторов. Одним из способов решения данной задачи является совершенствование инструментов коллективного инвестирования, к которым, в частности, относятся паевые инвестиционные фонды.
Паевые инвестиционные фонды, вошедшие в российскую экономику в 1996 г.[1, c. 3097 ], в настоящее время в соответствии с Федеральным законом N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [2, c. 4562] представляют собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Основу правовой конструкции паевого инвестиционного фонда, не являеющегося юридическим лицом, составляет доверительное управление обезличенным и неделимым имуществом объединенных между собой пайщиков фонда, а доля каждого инвестора в праве общей долевой собственности подтверждается ценной бумагой (паем).
Такая конструкция паевого фонда была заимствована из американского и отчасти из английского права. Во многом именно этим и объясняются налоговые проблемы, возникшие в ходе дальнейшего развития и реализации законодательства о паевых инвестиционных фондах.[3, c. 14] Коснемся некоторых проблем в сфере налогообложения налогом на добавленную стоимость деятельности паевых инвестиционных фондов. Первый вопрос возникает в связи с субъектным составом правоотношений паевых инвестиционных фондов (в закрытый паевой инвестиционный фонд может быть переданы не только денежные средства, но также иное имущество) [2, c. 4562]. В силу ст. 13 Налогового кодекса налогоплательщиком НДС в соответствии со ст. 143, пп. 1 ч. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ [4, c. 3340], являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги), принадлежащие им на праве собственности: Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а соответствующей реализацией признается передача на возмездной основе организацией или индивидуальным предпринимателем права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу и т.д. Ни один из субъектов данного вида коллективного инвестирования (пайщик – паевой фонд – управляющая компания) не обладает в полной мере признаками налогоплательщика НДС. Так, пайщиками могут быть как юридические лица, так и физические – не являющиеся в принципе плательщиками НДС; паевой фонд, являясь собственником имущества, не является организацией, т.е. также не является налогоплательщиком НДС; управляющая компания, несмотря на статус юридического лица, не является собственником имущества паевого инвестиционного фонда. Резонно возникает вопрос: в случае, когда управляющая компания реализует принадлежащее паевому инвестиционному фонду имущество, должен ли вообще уплачиваться налог?
До 2006 г. данный вопрос не находил своего законодательного разрешения. Налоговыми органами, судебной практикой, исследователями были предложены три варианта квалификации правоотношений в сфере доверительного управления имуществом вообще и паевого инвестиционного фонда, в частности: 1. НДС должен уплатить доверительный управляющий как плательщик, либо как налоговый агент. 2. НДС уплачивается либо учредителем доверительного управления, либо доверительным управляющим – по их договоренности между собой. 3. НДС должен уплатить сам учредитель доверительного управления.
Другой проблемой является отсутствие последовательной цепочки налоговых вычетов и отнесение НДС на отдельных инвесторов. В правоотношении коллективного инвестирования в паевой инвестиционный фонд, передача права собственности на имущество происходит в двух случаях: 1. передача имущества в закрытый паевой инвестиционный фонд. 2. реализация имущества паевого фонда управляющей компанией в процессе доверительного управления им.
В первом случае в силу п.
4 ст. 39 Налогового кодекса РФ, объекта
налогообложения НДС не возникает.
Соответственно, налоговые органы требуют
с пайщиков возмещения принятого
к зачету НДС [6], а в случае реализации
данного имущества управляющей
компанией, она лишается возможности
произвести налоговый вычет и
обязана в полном объеме уплатить
сумму НДС. Более того, ст. 41 Федерального
закона N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"
устанавливает, что расходы, связанные
с доверительным управлением
имуществом и совершением сделок
с ним, производятся за счет имущества,
составляющего паевой фонд. То есть
расходы, связанные с уплатой
НДС управляющей компанией в
итоге ложатся на пайщиков, среди
которых есть изначально не являющиеся
налогоплательщиками НДС
С другой стороны, можно остаться в рамках существующего государственного регулирования, направив усилия на его совершенствование. В частности, Чулюков Ю. В. предлагает ввести следующий порядок уплаты НДС. Плательщиками налога выступают только юридические лица - пайщики при владении ими паями. Налоговая база определяется исходя из доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, входящее в состав активов фонда, в отношении которого осуществляются операции по реализации. Функции налогового агента возложены на управляющую компанию. После исчисления налога управляющая компания удерживает сумму налога из активов фонда путем уменьшения количества паев, принадлежащих пайщикам - юридическим лицам, соразмерно их доле в праве общей собственности на недвижимое имущество, входящее в состав активов фонда. Разрешить в этих целях дробление паев. Операции с долей в праве общей собственности, соразмерной количеству паев, входящих в состав активов паевого фонда, относящегося к категории фонда фондов, или принадлежащих физическим лицам, НДС не облагаются. Соответственно, исчисление и уплата НДС по операциям управляющей компании паевого инвестиционного фонда с имуществом фонда, в части паев, входящих в состав активов фонда фондов или принадлежащих физическим лицам, производиться не должны. Затраты управляющей компании на выполнение функций налогового агента необходимо учитывать в рамках вознаграждения за доверительное управление [3, c. 16].
Третий вариант: для пайщиков фонда необходимо установить специальный налоговый режим, предполагающий замену некоторых видов налога единым налогом, например единым налогом на доверительное управление в рамках паевого инвестиционного фонда, который юридические и физические лица будут уплачивать по различным ставкам. Плательщиками налога признаются физические и юридические лица, являющиеся пайщиками паевых фондов. Налоговая база определяется исходя из доли в праве общей собственности на основании данных реестра пайщиков паевого фонда и информации регистрирующих органов. Функции налогового агента возложить на управляющую компанию. Все виды налогов (налог на имущество, НДС и прочие), кроме налога на прибыль (доходы), заменить единым налогом. Налог исчислять по различным для физических и юридических лиц ставкам. Для осуществления расчетов можно предложить следующий путь: налог будет исчисляться в процентном соотношении ежегодно, исходя из стоимости налогооблагаемого имущества, входящего в состав активов ПИФ, и сумм, полученных от его реализации в течение года.
Таким образом, можно говорить о необходимости формирования легальной правовой конструкции, обеспечивающей достаточно льготный налоговый режим работы паевых инвестиционных фондов, позволяющей аккумулировать сэкономленные на налогах средства в фонде, реинвестировать их, приумножая имущество фонда, увеличивая стоимость пая - увеличивать инвестиционный доход пайщиков фонда, а также приток частных инвесторов в экономику.
Информация о работе Специфика налогообложения инвестиционных паевых фондов