Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Залогом устойчивого и поступательного развития экономики во всех развитых странах является наличие широкого слоя частных предпринимателей и малых предприятий. Традиционно наибольшее их количество присутствует в таких сферах, как бытовое обслуживание, торговля, производство продуктов питания. Частные предприниматели и малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных отношений, которая быстро реагирует на потребности рынка и имеет возможность приспосабливаться к его быстро меняющимся условиям.
Опыт ведущих мировых государств показывает, что малому предпринимательству принадлежит значительная роль в экономике, в насыщении рынка разнообразными товарами и услугами. Вместе с тем следует отметить, что эта часть участников экономических отношений является и самой незащищенной.

Содержание работы

Введение2
Глава I. Общая характеристика специальных налоговых режимов4
1.1.Понятие и сущность налоговых режимов 4
1.2.Организационные принципы формирования специальных налоговых режимов.7
1.3.Гарантия обеспечения специальных налоговых режимов9
Глава II. Виды специальных налоговых режимов11
2.1.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей11
2.2.Упрощенная система налогообложения 14
2.3.Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход18
2.4.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции20
2.5.Патентная система налогообложения (ПСН) 24
Заключение30
Список литературы32

Файлы: 1 файл

Специальные налоговые режимы.docx

— 89.97 Кб (Скачать файл)

 

    1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход (сокращ. ЕНВД) — система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем — то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. До 2013 года налог был обязательным, с 1 января 2013 года он добровольный.

Тем не менее, ему посвящен не специальный закон, а глава 26.3 НК РФ, которую всем, начинающим небольшой бизнес, настоятельно рекомендуется внимательно прочесть.

С 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

С 1 января 2013 года переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности осуществляется по желанию налогоплательщика (Федеральный закон № 94-ФЗ). Кроме того, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности действует до 1 января 2018 года.

При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы от ЕНВД зачисляются в бюджеты городских округов и муниципальных районов.

Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели.

Преимущества ЕНВД:

  • плательщики ЕНВД не платят налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), НДС, налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • вправе не применять контрольно-кассовую технику.

Посредством правовых актов, принятых представительными органами муниципальных районов и городских округов, определяются:

  • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налогового кодекса Российской Федерации;
  • значения корректирующего коэффициента базовой доходности.

Условия применения ЕНВД:

  • средняя численность наемных работников – не более 100 человек;
  • 14 видов деятельности (глава 263 Налогового кодекса).

Налоговая ставка: 15 процентов.

Сроки уплаты: по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговая база: величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности и значения корректирующих коэффициентов.

Организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Заполнить декларацию можно вручную на имеющихся бланках, а также с помощью специальных программ под распечатку, в том числе и предлагаемой бесплатно ГНИВЦ ФНС. Отчитаться можно, отправив декларацию при помощи почты. При количестве сотрудников более 50 человек отчитываться необходимо в электронном виде через специальные организации.

 

    1. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

Сторонами соглашения являются:

  • Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого исполняется СРП;
  • Инвестор, представленный юридическим лицом либо объединением юридических лиц, которые осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в разработку месторождения.

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный в наши дни случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги и сборы, предполагаемые для каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Указанный платеж нельзя считать льготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключением некоторых налогов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

  1. Согласно первому традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.

При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

  • НДС;
  • налог на прибыль организаций;
  • единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • плату за пользование водными объектами;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • земельный налог;
  • акцизы.

При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Законодатель также установил, что при данном варианте соглашения налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношений основных средств, нематериальных активов, использующихся исключительно для предусмотренной соглашением деятельности. В случаях, когда имущество организации используется в целях, не предусмотренных соглашением, налогообложение такого имущества производится в общем порядке. Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога за исключением тех случаев, когда транспортные средства используются в непредусмотренных соглашением целях. Исключение в данном случае составляют легковые автомобили.

  1. Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

Второй вариант раздела продукции предполагает уплату налогоплательщиком следующих налогов и платежей:

  • НДС;
  • единый социальный налог (с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование);
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;

Второй вариант раздела продукции, в отличие от первого, уже не предусматривает возмещение уплаченных налогов. Аналогично, как и при традиционном разделе продукции, инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов, если законодательные органы субъекта РФ и местного самоуправления примут соответствующие решения.

Глава 26.4 НК РФ освобождает инвестора от уплаты таможенных пошлин (для обоих вариантов) в части товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для выполнения работ по заключенному соглашению, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российской таможенной территории.

Налоговая база: денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. По каждому соглашению она определяется раздельно и исчисляется по итогам каждого отчетного периода. НК РФ установлено, что в случае, если налоговая база является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она признается равной нулю. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, но не более срока действия соглашения.

Особенностью СРП является то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ, запрещающих проведение повторных проверок.

 

    1. Патентная система налогообложения (ПСН)

Патентная система налогообложения введена с 2013 года ( Федеральный закон 94-ФЗ от 26.06.2012 года) и заменяет действующую до конца 2012 года Упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Патентная система налогообложения (далее ПСН) является разновидностью специального налогового режима, ей посвящена глава 26.5 Налогового кодекса.

Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

Налоговый период: налоговым периодом в общем случае признается календарный год, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 346.49 Кодекса.

Патентная система налогообложения может применяться в том регионе, где она введена законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 346.43 Кодекса).

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года (пункт 5 статьи 346.45 Кодекса). При этом патент выдается с любой даты.

Налоговым кодексом предусмотрен перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения (пункт 2 статьи 346.43 Кодекса).

Виды деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения указаны в п. 2 ст. 346.43 НК РФ:

1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных  уборов и изделий из текстильной  галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

Информация о работе Специальные налоговые режимы