Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольной работы - раскрыть тему "Специальные налоговые режимы".
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие специального налогового режима;
изучить экономическое содержание и основные параметры специальных налоговых режимов;
изучить понятие малого предпринимательства;
рассмотреть виды специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание и основные параметры специальных налоговых режимов …………4
2. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в Российской Федерации …………………6
2.1 Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения ………………….6
2.2 Виды специальных налоговых режимов для малого бизнеса ………………………………….........8
2.2.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) …………………………………………………………………………………..8
2.2.2 Упрощенная система налогообложения ………………………………………………………………..9
2.2.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ……………………………………………………………………………………………………...11
2.2.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции ……………….13
Заключение ………………………………………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы ………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 38.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3

1. Экономическое содержание  и основные параметры специальных  налоговых режимов …………4

2. Специальные налоговые  режимы для малого бизнеса  в Российской Федерации …………………6

2.1 Характеристика малого  предпринимательства как субъекта  налогообложения ………………….6

2.2 Виды специальных налоговых  режимов для малого бизнеса  ………………………………….........8

2.2.1 Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) …………………………………………………………………………………..8

2.2.2 Упрощенная система  налогообложения ………………………………………………………………..9

2.2.3 Система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности ……………………………………………………………………………………………………...11

2.2.4 Система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции ……………….13

Заключение ………………………………………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы ………………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 2

 

Введение

Понятие "специальный  налоговый режим" занимает очень  важное место в курсе налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) рассматривает возможность  введения четырех специальных налоговых  режима. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий  режим налогообложения, но, если они  имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости  от особенностей деятельности, они  могут применять какой-либо специальный  налоговый режим.

Налоговая система, которая  представляет собой совокупность действующих  налогов и сборов; принципов их установления, введения, отмены; организации  налогового контроля, налоговой ответственности  необходима для государства и  разных бюджетов. В налоговую систему  Российской Федерации входят федеральные, установленные федеральным собранием (налоговым кодексом РФ); региональные, устанавливаемые регионами и  местные налоги, устанавливаемые  законодательством местных органов  власти.

Организации и индивидуальные предприниматели платят налоги либо по общему режиму налогообложения, либо по одному из четырех специальному налоговому режиму. Согласно ст.18 НК РФ, специальные налоговые режимы устанавливаются  настоящим Кодексом и применяются  в случаях и порядке, которые  предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные  налоговые режимы могут предусматривать  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов, предусмотренных  статьями 13 - 15 НК РФ. Эти специальные  налоговые режимы:

1) упрощенная система  налогообложения;

2) система налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Цель контрольной работы - раскрыть тему "Специальные налоговые  режимы".

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

рассмотреть понятие специального налогового режима;

изучить экономическое содержание и основные параметры специальных  налоговых режимов;

изучить понятие малого предпринимательства;

рассмотреть виды специальных  налоговых режимов для малого бизнеса.

Методической базой контрольной  работы являются нормативно-правовые документы, специальная литература в области налогообложения, а  также материалы интернет источников.

 

 

 

                                                                                                                                                       3

 

1. Экономическое содержание  и основные параметры специальных  налоговых режимов

Предпринимательство нуждается  в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев  и в создании упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Специальные  налоговые режимы это важный элемент  налоговой системы, оказывающий  стимулирующее воздействие на предпринимательскую  активность отдельных групп налогоплательщиков. Для выявления особенностей специального налогового режима, его места и  роли в налоговой системе государства  необходимо выделить наиболее характерные  параметры налоговых режимов  и на основании них проводить  классификацию.

В России первым образцом специального налогового режима стала упрощенная система налогообложения для  субъектов малого предпринимательства, введенная в 1995 году, в 1999 году на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход, с 2003 года действуют различные специальные  налоговые режимы. Первые годы применения специальных налоговых режимов  выявили целый ряд проблем  и недостатков, требующих разработки научного обоснования этого понятия, раскрытия его экономического содержания и характеристики основных параметров.

В экономической литературе термины "система" и "режим" налогообложения рассматриваются  как синонимы, но практически отсутствует  понятие налоговый режим. В словаре  Ожегова "система" представляет собой  определенную взаимосвязь и классификацию  элементов чего-либо, а термин "режим" предполагает установление порядка  функционирования того или иного  процесса. Применительно к налогообложению  налоговая система представляет собой совокупность налогов и  сборов, а налоговый режим устанавливает  меры и нормы по достижению целей  налоговой политики государства.

Согласно ст. 18 НК РФ специальный  налоговый режим подразумевает  особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение  определенного периода времени. Существующее определение не полностью  отражает экономическую сущность и  параметры специальных налоговых  режимов.

Налоговое регулирование  с помощью специального налогового режима может быть представлено в  виде упрощения общей системы  налогообложения и снижения налоговой  нагрузки налогоплательщика. На мой  взгляд в рамках специального налогового режима должен формироваться специфический порядок налогообложения, адресованный определенному кругу налогоплательщиков. Так, в российской налоговой практике существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности, групп налогоплательщиков.

Установление упрощенной системы налогообложения часто  относят к отдельному виду льгот. При этом следует учитывать, что  упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах деятельности, в других, напротив, создает возможности  для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов. Поэтому  важность вопроса заключается еще  и в создании продуманной и  рационально организованной системы, по возможности исключающей злоупотребления. В связи с этим специальный  режим налогообложения должен включать ответы на следующие вопросы. Каковы критерии признания плательщика  субъектом упрощенного налогообложения? Какие виды деятельности не должны подлежать упрощенному режиму? Как  может налогоплательщик избежать возможных  потерь от произвола или непродуманных  действий властей? Какой конкретно  режим налогообложения применять  и какие выбрать критерии для  отнесения налогоплательщика к  имеющим право на данный режим? Специальный налоговый режим устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты. К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращения числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.

Специальный налоговый режим  характеризуется рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход  из режима налогообложения, продолжительность  применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.

                                                                                                                                                                      4

В мировой практике налогообложения  существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов. Первый заключается в сохранении всех видов налогов из общепринятой системы налогообложения, но предусматривает  упрощение порядка расчета налогов (упрощенный порядок определения  налоговой базы, учета и отчетности, пониженные ставки, уменьшение суммы  налога для отдельных налогоплательщиков) и взимания (периодичность и характер платежей). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика  на основании косвенных признаков  и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько  традиционных налогов. Первый подход применяется  на практике в ряде стран ОЭСР. Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками  используются в тех случаях, когда  налоговая администрация имеет  основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Налоговое регулирование  в форме специального налогового режима может быть представлено в  виде упрощения общей системы  налогов, налогообложения, учета и  отчетности и в виде реального  снижения налоговой нагрузки по сравнению  с общим налоговым режимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         5

 

2. Специальные налоговые  режимы для малого бизнеса  в российской Федерации

2.1 Характеристика малого  предпринимательства как субъекта  налогообложения

Согласно Федеральному закону "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие  субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим  Федеральным законом, к малым  предприятиям, в том числе к  микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать  пять процентов (за исключением  активов акционерных инвестиционных  фондов и закрытых паевых инвестиционных  фондов), доля участия, принадлежащая  одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства. [3]

Предусмотренные 3 пунктом  предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.Сфера деятельности предприятий малого бизнеса довольно многообразна и, в сущности, не отличается от предприятий агропромышленного комплекса и промышленной сферы деятельности. Т.е. это производственная деятельность, сбытовая (реализация произведенной и приобретенной продукции) и снабженческая деятельность.

Информация о работе Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в Российской Федерации