Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:
Рассмотрение теоретических аспектов налога на доходы физических лиц, таких как понятие, сущность, история возникновения и развития НДФЛ, а так же характеристика основных элементов налога.
Изучение особенностей исчисления и уплаты НДФЛ.
Проведение анализа действующей системы налогообложения доходов физических лиц.
Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты налогообложения физических лиц………………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и цели взимания НДФЛ………………………………………………………………………………5
1.2 История возникновения и развития НДФЛ в РФ…………………………………………………………………………………6
1.3 Основные элементы НДФЛ………………………………………………………………………………8
2. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ…………………………..12
2.1 Особенности применения налоговых вычетов при исчислении НДФЛ…………………………………………………………………………..…12
2.2 Налоговые ставки по НДФЛ……………………………………………………………………………..20
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога отдельными категориями физических лиц…………………………………………………………………24
2.3.1 Порядок исчисления и уплаты налога через налогового агента……………………………………………………………………………..24
2.3.2 Порядок исчисления и уплаты налога непосредственно физическим лицом……………………………………………………………………………..28
3. Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц…………………………………………………………………..31
3.1 Достоинства и недостатки современной системы налогообложениядоходов физических лиц в РФ………………………………………………..…31
3.2 Перспективы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ…………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение……………………………………………………………….45
Статья 3 Гл.1 НК
РФ гласит: «При установлении налогов
учитывается фактическая
На основании этого в 2011 году так же был подготовлен очередной законопроект, предусматривающий внесение изменений в главу 23НК РФ, в частности, введение пяти ставок, зависящих от размера получаемого дохода: при доходе менее 120 000 в год – 10%; при доходе от 120 001руб до 500 000руб. – 12 000руб. + 15% с суммы, превышающей 120 000руб; для доходов от 500 001 руб. до 1100 000руб. – 69 000руб.+ 25% суммы, превышающей 500 000руб.; от 1100 001руб. до 2900 000руб.-219 000руб. +35% суммы превышающей 1100 000руб; для доходов свыше 2900 000руб. – 849 000руб. + 45% суммы, превышающей 2 900 000руб. Кроме того, данным законопроектом так же устанавливается отдельная прогрессивная шкала налоговых ставок по доходам, полученным в порядке наследования и (или) дарения.
Однако необходимо учесть, что такой резкий переход на столь высокие ставки прогрессии может повлечь за собой ряд негативных последствий, в том числе уход от налогообложения, рост объемов скрытой оплаты труда, использование различного рода схем, оптимизация налогообложения и, наконец, эффект так называемой «ловушки бедности», когда по причине высоких налогов у налогоплательщика исчезает стимул зарабатывать больше. Кроме того, законопроект предлагает, что налог останется взимаемым не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям с разделением источников дохода, в то время как общеподоходная система налогообложения более справедлива, т.к. позволяет учесть реальную способность налогоплательщика к уплате налога.
В настоящее время, по моему мнению, реформа налога на доходы физических лиц может выглядеть следующим образом. Как уже было сказано, реформа, чтобы она имела успех, должна быть постепенной, в связи с этим можно разделить ее на 4 этапа:
Первый этап: введение необлагаемого налогом минимума доходов, составляющего в 2012 году 80 460руб. в год. В дальнейшем он подлежит увеличению ежегодно с учетом тенденции изменения размера прожиточного минимума и среднедушевых доходов граждан;
Второй этап: введение повышенной налоговой ставки для сверх доходов, составляющих более трех миллионов рублей в год в размере 20%, модернизация налогового администрирования, предполагающая постепенное создание единой базы данных налоговых органов, позволяющей получать оперативную информацию о всех доходах налогоплательщиков, полученных от различных источников ( в том числе от операций с имуществом, с недвижимостью и т.д..);
Третий этап: введение второй налоговой ставки для доходов свыше необлагаемого минимума и менее 300 000руб. в год- 10%; создание возможности заполнения налоговых деклараций самими налоговыми органами по итогам года на основании разработанной на предыдущем этапе базы данных. На этом этапе так же целесообразно осуществить коренной пересмотр налоговых вычетов, упразднить стандартный налоговый вычет, заменив его льготами по уплате налога для групп граждан, перечисленных в пп.1,2 п. 1 ст.218 НК РФ. Представляется целесообразным увеличить размеры имеющихся имущественных и социальных налоговых вычетов, а так же установить льготы по уплате налога для граждан, на содержании которых находятся престарелые родители, несовершеннолетние дети, усыновленные дети, нетрудоспособные члены семьи, инвалиды;
Четвертый этап: введение двух новых налоговых ставок: для доходов размером от 300 001 руб. до 1,2млн. руб. в год – 13%; для доходов, составляющих от 1,2 млн. руб. до 3млн. руб. в год -17%. На данном этапе необходимо активно проводить мероприятия по усилению налогового контроля, ориентированного на выявление и предупреждение возможных действий налогоплательщиков, направленных на уклонение от уплаты налога, а так же повысить размер штрафов за его неуплату.[18] А именно следует ужесточить контроль формирования формы оплаты труда в этой связиФНС России планирует придать дополнительный импульс деятельности комиссий по легализации налоговой базы в части заработной платы и убыточных организаций, а так же еще более активно привлекать к указанной работе органы власти субъектов РФ, поскольку с введением страховых взносов с 2011 года предусматривается рост нагрузки на фонд оплаты труда с 26 до 34%, тем самым увеличиваются риски увода части зарплат в тень и снижение налоговой базы по НДФЛ.
Так, величина средней заработной платы в организации должна быть не ниже этой величины в среднем по отрасли, соответствующей основному виду деятельности налогоплательщика. В случае обнаружения заниженных величин указанного показателя целесообразно предусмотреть в НК РФ право налоговых органов пересчитывать налоговую базу по НДФЛ и страховым взносам, исходя из величины заработной платы не ниже прожиточного минимума и не выше средней по отрасли, с доначислением соответствующих налогов и платежей, а так же применением налоговых санкций.[19]
Применение мер ответственности должно привести к сокращению количества лиц, уклоняющихся от уплаты налога и в конечном счете, повлечет за собой рост налоговых платежей по НДФЛ.
Для достижения этого результата представляется справедливым увеличение размера штрафной санкции за допущение гражданами аналогичных нарушений. В соответствии с действующим налоговым законодательством (ст.122 НК РФ) неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если же выше перечисленные деяния совершены умышленно, то они влекут за собой взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога. По этому виду нарушения размер штрафной санкции должен быть установлен исходя из максимальной величины- 40%.[19]
На каждом из перечисленных выше этапов реформы требуется учет опыта реализации реформы с целью своевременного реагирования на происходящие под ее воздействием процессы и осуществление корректировки проводимых мероприятий в случае необходимости.
Можно сделать вывод, что реформа налога на доходы физических лиц к настоящему времени стала неизбежной, но она должна быть постепенной, поэтапной, способной к учету различных сценариев развития экономики.[18]
Осуществляя совершенствование
системы налогообложения
Заключение
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц о чем свидетельствуют постоянные изменения в законодательстве по налогу на доходы физических лиц.
Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Однако налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
Таким образом, на современном этапе развития налогообложение доходов физических лиц нуждается в совершенствовании путем реформирования.
Список использованных источников
Приложение
Таблица 3 – Социальные налоговые вычеты, предоставляемые различным категориям налогоплательщиков с 01.01.13 г.
Сумма |
Размер |
Примечание |
Документы, предоставляемые в налоговые органы | ||||||||||
1.На благотворительные цели |
|||||||||||||
В сумме доходов,
перечисляемых |
В размере фактически
произведенных расходов, но не более
25 процентов суммы дохода, полученного
в налоговом периоде и |
Вычет предоставляется за налоговый период. Если пожертвование возвращено налогоплательщику, сумму вычета он обязан включить в налоговую базу того периода, в котором осуществлен возврат. |
Чтобы получить вычет на благотворительность, нужны такие документы, как: -налоговая декларация по форме 3-НДФЛ; -документы,
подтверждающие перечисление | ||||||||||
2. За свое
обучение в образовательных |
|||||||||||||
В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях |
В размере фактически произведенных расходов на обучение, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде |
Вычет предоставляется за налоговый период. Помимо периода обучения, вычет предоставляется и за период академического отпуска, оформленного в установленном порядке. Вычет может
быть представлен и за те годы, в
которых обучение еще не проводилось,
если внесена предоплата, однако в
последующие периоды налогоплат |
| ||||||||||
|
|||||||||||||
В сумме, уплаченной
в налоговом периоде: |
В размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). |
Предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. |
Необходимые документы: - документ, подтверждающий степень
родства и возраст обучаемого (например,
свидетельство о рождении, представляется
в случае оплаты обучения детей, - документ, подтверждающий
опеку или попечительство (представляется
в случае оплаты обучения
| ||||||||||
4. За услуги по лечению |
|||||||||||||
В сумме, уплаченной
налогоплательщиком в налоговом
периоде: |
В сумме фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде |
Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских организациях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданной в соответствии с законодательством РФ, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или уплату страховых взносов. |
Документы:
|