Современная система налогообложения доходов физических лиц:достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:
Рассмотрение теоретических аспектов налога на доходы физических лиц, таких как понятие, сущность, история возникновения и развития НДФЛ, а так же характеристика основных элементов налога.
Изучение особенностей исчисления и уплаты НДФЛ.
Проведение анализа действующей системы налогообложения доходов физических лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты налогообложения физических лиц………………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и цели взимания НДФЛ………………………………………………………………………………5
1.2 История возникновения и развития НДФЛ в РФ…………………………………………………………………………………6
1.3 Основные элементы НДФЛ………………………………………………………………………………8
2. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ…………………………..12
2.1 Особенности применения налоговых вычетов при исчислении НДФЛ…………………………………………………………………………..…12
2.2 Налоговые ставки по НДФЛ……………………………………………………………………………..20
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога отдельными категориями физических лиц…………………………………………………………………24
2.3.1 Порядок исчисления и уплаты налога через налогового агента……………………………………………………………………………..24
2.3.2 Порядок исчисления и уплаты налога непосредственно физическим лицом……………………………………………………………………………..28
3. Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц…………………………………………………………………..31
3.1 Достоинства и недостатки современной системы налогообложениядоходов физических лиц в РФ………………………………………………..…31
3.2 Перспективы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ…………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение……………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Статья 3 Гл.1 НК РФ гласит: «При установлении налогов  учитывается фактическая способность  налогоплательщика к уплате налога». В отношении НДФЛ можно утверждать, что этот принцип не выполняется, т.к. зачастую 13% составляют существенную часть бюджета налогоплательщика или даже целой семьи. В данном случае целесообразным является введение практики семейного налогообложения, что позволит учесть такие особенности социального и экономического положения граждан, как наличие в семье иждивенцев, постоянно или временно нетрудоспособных членов семьи и т.п..

На основании  этого в 2011 году так же был подготовлен  очередной законопроект, предусматривающий  внесение изменений в главу 23НК РФ, в частности, введение пяти ставок, зависящих от размера получаемого дохода: при доходе менее 120 000 в год – 10%; при доходе от 120 001руб до 500 000руб. – 12 000руб. + 15% с суммы, превышающей 120 000руб; для доходов от 500 001 руб. до 1100 000руб. – 69 000руб.+ 25% суммы, превышающей 500 000руб.; от 1100 001руб. до 2900 000руб.-219 000руб. +35% суммы превышающей 1100 000руб; для доходов свыше 2900 000руб. – 849 000руб. + 45% суммы, превышающей 2 900 000руб. Кроме того, данным законопроектом так же устанавливается отдельная прогрессивная шкала налоговых ставок по доходам, полученным в порядке наследования и (или) дарения.

Однако необходимо учесть, что такой резкий переход  на столь высокие ставки прогрессии может повлечь за собой ряд  негативных последствий, в том числе уход от налогообложения, рост объемов скрытой оплаты труда, использование различного рода схем, оптимизация налогообложения и, наконец, эффект так называемой «ловушки бедности», когда по причине высоких налогов у налогоплательщика исчезает стимул зарабатывать больше. Кроме того, законопроект предлагает, что налог останется взимаемым не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям с разделением источников дохода, в  то время как общеподоходная система налогообложения более справедлива, т.к. позволяет учесть реальную способность налогоплательщика к уплате налога.

В настоящее  время, по моему мнению, реформа налога на доходы физических лиц может выглядеть  следующим образом. Как уже было сказано, реформа, чтобы она имела  успех, должна быть постепенной, в связи  с этим можно разделить ее на 4 этапа:

Первый этап: введение необлагаемого налогом минимума доходов, составляющего в 2012 году 80 460руб. в год. В дальнейшем он подлежит увеличению ежегодно с учетом тенденции изменения размера прожиточного минимума и среднедушевых доходов граждан;

Второй этап: введение повышенной налоговой ставки для сверх доходов, составляющих более трех миллионов рублей в год в размере 20%, модернизация налогового администрирования, предполагающая постепенное создание единой базы данных налоговых органов, позволяющей получать оперативную информацию о всех доходах налогоплательщиков, полученных от различных источников ( в том числе от операций с имуществом, с недвижимостью и т.д..);

Третий этап: введение второй налоговой ставки для  доходов свыше необлагаемого  минимума и менее 300 000руб. в год- 10%; создание возможности заполнения налоговых деклараций самими налоговыми органами по итогам года на основании разработанной на предыдущем этапе базы данных. На этом этапе так же целесообразно осуществить коренной пересмотр налоговых вычетов, упразднить стандартный налоговый вычет, заменив его льготами по уплате налога для групп граждан, перечисленных в пп.1,2 п. 1 ст.218 НК РФ. Представляется целесообразным увеличить размеры имеющихся имущественных и социальных налоговых вычетов, а так же установить льготы по уплате налога для граждан, на содержании которых находятся престарелые родители, несовершеннолетние дети, усыновленные дети, нетрудоспособные члены семьи, инвалиды;

Четвертый этап: введение двух новых налоговых ставок: для доходов размером от 300 001 руб. до 1,2млн. руб. в год – 13%; для доходов, составляющих от 1,2 млн. руб. до 3млн. руб. в год -17%. На данном этапе необходимо активно проводить мероприятия по усилению налогового контроля, ориентированного на выявление и предупреждение возможных действий налогоплательщиков, направленных на уклонение от уплаты налога, а так же повысить размер штрафов за его неуплату.[18] А именно следует ужесточить контроль формирования формы оплаты труда в этой связиФНС России планирует придать дополнительный импульс деятельности комиссий по легализации налоговой базы в части заработной платы и убыточных организаций, а так же еще более активно привлекать к указанной работе органы власти субъектов РФ, поскольку с введением страховых взносов с 2011 года предусматривается рост нагрузки на фонд оплаты труда с 26 до 34%, тем самым увеличиваются риски увода части зарплат в тень и снижение налоговой базы по НДФЛ.

Так, величина средней  заработной платы в организации  должна быть не ниже этой величины в  среднем по отрасли, соответствующей основному виду деятельности налогоплательщика. В случае обнаружения заниженных величин указанного показателя целесообразно предусмотреть в НК РФ право налоговых органов пересчитывать налоговую базу по НДФЛ и страховым взносам, исходя из величины заработной платы не ниже прожиточного минимума и не выше средней по отрасли, с доначислением соответствующих налогов и платежей, а так же применением налоговых санкций.[19]

Применение  мер ответственности должно привести к сокращению количества лиц, уклоняющихся от уплаты налога и в конечном счете, повлечет за собой рост налоговых платежей по НДФЛ.

Для достижения этого результата представляется справедливым увеличение размера штрафной санкции  за допущение гражданами аналогичных  нарушений. В соответствии с действующим налоговым законодательством (ст.122 НК РФ) неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если же выше перечисленные деяния совершены умышленно, то они влекут за собой взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога. По этому виду нарушения размер штрафной санкции должен быть установлен исходя из максимальной величины- 40%.[19]

На каждом из перечисленных выше этапов реформы  требуется учет опыта реализации реформы с целью своевременного реагирования на происходящие под ее воздействием процессы и осуществление корректировки проводимых мероприятий в случае необходимости.

Можно сделать  вывод, что реформа налога на доходы физических лиц к настоящему времени стала неизбежной, но она должна быть постепенной, поэтапной, способной к учету различных сценариев развития экономики.[18]

Осуществляя совершенствование  системы налогообложения доходов  физических лиц, необходимо помнить  о том, что  НДФЛ является мощным рычагом воздействия как на пополнение доходов бюджетов разных уровней, так и на социальную составляющую подоходного налогообложения физических лиц – регулирование уровня жизни населения.[19]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц о чем свидетельствуют постоянные изменения в законодательстве по налогу на доходы физических лиц.

Преимущество  этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в  смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Однако налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

Таким образом, на современном этапе развития налогообложение доходов физических лиц нуждается в совершенствовании путем реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. « Налоги и налогообложение в Российской Федерации», учебник для вузов, «Ростов – на – Дону», 2010г.
  2. Зрелов А.П. «Налоги и налогообложение», конспект лекций, 5-е издание, исправленное и дополненное, «Москва-Юрайт» ,2010г.
  3. Акимова В.М. «Налог на доходы физических лиц», Российский налоговый курьер, 2009г.
  4. Лавник Р.В «НДФЛ: его значение для бюджетов регионов РФ», «Аудит и финансовый анализ», выпуск №4, 2010г.
  5. Ялбулганов А.А « Налоги и сборы Российской Федерации в схемах и таблицах», 2011г.
  6. Молчанов. С. « Налоги за 14 дней», « М «Вершина», 2011г.
  7. Скворцов О.В « Налоги и налогообложение», « М «Академия», 2011г.
  8. Федеральная налоговая служба, http://www.nalog.ru/fl/fl_ndfl/fl_nal_vich/stand_vich/
  9. В.Пансков. « Налоги и налогообложение в Российской Федерации», М "МЦФЕР", 2012г
  10. Березин М.Ю «Развитие системы налогообложения имущества», «Инфотропик», 2012г.
  11. Макурова. Т.В «Самоучитель по налогам на доходы физлиц», «SmartBook», 2013г.
  12. «Шпаргалка по налогам и налогообложению», «Норматика», 2013г.
  13. « В помощь бухгалтеру», © 2004–2013 М.Филиппов,  http://mvf.klerk.ru/
  14. Кузнецова К.В., МБОУ СОШ №7 г.Конаково © 2012 Саватеев ВикторХостинг от uCoz
  15. «Налоговый кодекс РФ: Части 1 и 2 вступающий в силу 01.01.13 года», «Омега-Л».
  16. Ананьева Л.В.«НДФЛ: обоснование позиции в спорных ситуациях. Для налогоплательщиков и налоговых агентов», «Q&A: Правовой консалтинг», 2013г.
  17. Рахманова С.Ю «Актуально о НДФЛ», «Бератор-Паблишинг», 2010г.
  18. Чухнина Г.Я., Голованова В.С. «основные пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ», «Финансы. Бухгалтерский учет», выпуск № 1(18),2011г.
  19. Изотова О.И. «Перспективы совершенствования налогообложения доходов физхических лиц в Росии», «Экономические науки», выпуск 1(86), 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 3 – Социальные налоговые вычеты, предоставляемые различным категориям налогоплательщиков с 01.01.13 г.

 

Сумма

Размер

Примечание

Документы, предоставляемые  в налоговые органы

1.На благотворительные  цели

 

В сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований: 
- благотворительным организациям; 
- социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях; 
- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; 
- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; 
- некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"

В размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного  в налоговом периоде и подлежащего  налогообложению

Вычет предоставляется  за налоговый период.

Если пожертвование  возвращено налогоплательщику, сумму  вычета он обязан включить в налоговую  базу того периода, в котором осуществлен  возврат.

Чтобы получить вычет на благотворительность, нужны  такие документы, как:

-налоговая декларация  по форме 3-НДФЛ;

-документы,  подтверждающие перечисление пожертвований  (например, квитанции к приходным  кассовым ордерам, платежные поручения)  – копия (налоговый орган вправе  запросить оригиналы).

2. За свое  обучение в образовательных учреждениях

 

В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях

В размере фактически произведенных расходов на обучение, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде

Вычет предоставляется  за налоговый период.

Помимо периода обучения, вычет предоставляется и за период академического отпуска, оформленного в установленном порядке.

Вычет может  быть представлен и за те годы, в  которых обучение еще не проводилось, если внесена  предоплата, однако в  последующие периоды налогоплательщик теряет право на вычет, так как обязательное условие предоставления вычета – наличие фактически произведенных расходов в данном периоде.

  • Документы:
  • - налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • - договор на обучение с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы);
  • - документы, подтверждающие оплату обучения (например, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы).

 

    1. За обучение своих детей в образовательных учреждениях
 

В сумме, уплаченной в налоговом периоде: 
- налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях; 
- налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях; 
- налогоплательщиками, осуществлявшими обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты - налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях 
Право на получение социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

В размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который  подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Необходимые документы:

- документ, подтверждающий степень родства и возраст обучаемого (например, свидетельство о рождении, представляется в случае оплаты обучения детей, подопечных, брата (сестры) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы);

- документ, подтверждающий  опеку или попечительство (представляется  в случае оплаты обучения подопечных);

  • - документ, подтверждающий очную форму обучения (например, справка учебного заведения, представляется в случае оплаты обучения детей, подопечных, брата (сестры) если в договоре на обучение не прописана очная форма обучения) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы);
  • - налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • - договор на обучение с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы);
  • - документы, подтверждающие оплату обучения (например, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы).

4. За услуги  по лечению

 

В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом  периоде: 
- за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность; 
- за услуги по лечению своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ); 
- в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств; 
- суммы страховыхвзносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования; 
- суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению

В сумме фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских организациях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданной в соответствии с законодательством РФ, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или уплату страховых взносов.

Документы:

  • - налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • - договор на лечение с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы);
  • - справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации– оригинал;
  • - рецептурный бланк со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» – оригинал;
  • - документы, подтверждающие оплату медикаментов (например, чек ККМ) – копия (налоговый орган вправе запросить оригиналы);
  • - документ, подтверждающий степень родства (например, свидетельство о рождении, пре<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 12pt; text-decoration:

Информация о работе Современная система налогообложения доходов физических лиц:достоинства и недостатки