Современная система налогообложения доходов физических лиц:достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:
Рассмотрение теоретических аспектов налога на доходы физических лиц, таких как понятие, сущность, история возникновения и развития НДФЛ, а так же характеристика основных элементов налога.
Изучение особенностей исчисления и уплаты НДФЛ.
Проведение анализа действующей системы налогообложения доходов физических лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты налогообложения физических лиц………………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и цели взимания НДФЛ………………………………………………………………………………5
1.2 История возникновения и развития НДФЛ в РФ…………………………………………………………………………………6
1.3 Основные элементы НДФЛ………………………………………………………………………………8
2. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ…………………………..12
2.1 Особенности применения налоговых вычетов при исчислении НДФЛ…………………………………………………………………………..…12
2.2 Налоговые ставки по НДФЛ……………………………………………………………………………..20
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога отдельными категориями физических лиц…………………………………………………………………24
2.3.1 Порядок исчисления и уплаты налога через налогового агента……………………………………………………………………………..24
2.3.2 Порядок исчисления и уплаты налога непосредственно физическим лицом……………………………………………………………………………..28
3. Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц…………………………………………………………………..31
3.1 Достоинства и недостатки современной системы налогообложениядоходов физических лиц в РФ………………………………………………..…31
3.2 Перспективы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ…………………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………41
Список использованных источников……………………………………43
Приложение……………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Выше указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Так же декларация подается в пятидневный срок:

а) со дня прекращения выплат, если источники доходов до истечения года перестали существовать для физических лиц;

б) по истечении месяца со дня, в котором у налогоплательщика появился доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой. В данной декларации налогоплательщик указывает суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Общая сумма  налога, подлежащая уплате в соответствующий  бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

В случае сдачи  налоговой декларации в пятидневный  срок налог, доначисленный по такой  декларации, уплачивается не позднее  чем через 15 дней с момента подачи такой декларации.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых  налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

Авансовые платежи,уплачиваемые отдельными категориями лиц, уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего  года в размере половины годовой  суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь  - не позднее 15 января следующего  года в размере одной четвертой  годовой суммы авансовых платежей.

Если в налоговом  периоде доход значительно увеличился или уменьшился (более чем на 50 %), то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления соответствующей деятельностина текущий год. В этом случае налоговый орган в пятидневный срок производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.[15]

Что касается иностранных  граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента (ст.227.1 НК РФ), то уплата налога осуществляется ими в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 рублей в месяц. Данный авансовый платеж в свою очередь подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и уплачивается налогоплательщиком по месту его жительства (месту пребывания) до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента.

Общая сумма  налога, подлежащая уплате в соответствующий  бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей. Особенностью исчисления налога данными лицами заключается в том, что если сумма уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей превысила сумму налога, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Так же стоит  отметить, что в некоторых случаях  налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

1) общая сумма  налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

2) налогоплательщик  выезжает за пределы Российской  Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

3) патент аннулирован.[17]

Таким образом, физические лица - налогоплательщики, получившие доход, при получении которого не был удержан налоговым агентом налог на доходы физических лиц, на основании положений ст. ст. 227, 228 и 229 НК РФ самостоятельно исчисляют и уплачивают соответствующую сумму налога на доходы физических лиц и представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).

 

3 Анализ  действующей системы налогообложения  доходов физических лиц

3.1 Достоинства  и недостатки современной системы  налогообложения доходов физических  лиц в РФ

Любая система несовершенна и имеет свои преимущества и недостатки.

На мой взгляд, основными недостатками налогообложения  доходов физических лиц, существующими  в настоящее время являются:

1. Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.

2. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

3. Происходит рост региональной поляризации доходов, так как прожиточный минимум во всех регионах неодинаков: решение об определении конкретного прожиточного минимума принимаются местными властями децентрализовано.

4. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно острой проблемой  в этом направлении является борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

5. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему неэффективной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

6. Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, работников государственных предприятий.[17]

К основным достоинствами налогообложения доходов физических лиц относятся:

1. Налоговая  база определяется как конкретный  доход налогоплательщика, а не  как усредненный (т.к этот налог  относится к группе личных  налогов), ставки фиксированы, объект  конкретен.

2. Основной способ взимания этого налога – у источника выплаты – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

3. Налог в  наибольшей степени отвечает  основным принципам налогообложения  – всеобщности, равномерности и эффективности.

Чрезмерно высокие  налоги - это негативное явление, порождающее  спад производства, снижение предпринимательской  активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в России

В современных  условиях системы налогообложения  доходов физических лиц выполняет  несколько социально-экономических  функций по регулированию доходов  населения, стимулированию предпринимательской  деятельности и обеспечению накопления доходов бюджета.

Налог на доходы физических лиц является одним из важнейших федеральных налогов. С точки зрения доходов бюджета  этот налог занимает третье место  после налогов на добавленную  стоимость и на прибыль организаций. Его удельный вес в налоговых  поступлениях в консолидированные бюджет превышает 30 %. НДФЛ по своей природе имеет всеобъемлющий характер и касается каждого работающего жителя страны.

На современном  этапе развития налогообложение  доходов физических лиц нуждается  в совершенствовании путем реформирования.

В настоящее  время взимаемый налог на доходы физических лиц способствует дальнейшему  расслоению российского общества на богатых и бедных, причем пропасть между ними становится все глубже. Согласно данным статистики, в  настоящее  время на 2 % наиболее обеспеченных граждан приходится около 30% населения, в то время как на 20% наименее обеспеченных граждан приходится порядка 5-6% доходов. Решением данной проблемы может служить введение налоговых ставок, увеличивающихся по мере роста дохода налогоплательщика, т.е. прогрессивной ставки.

Введение прогрессивной  ставки  налога неизбежно, однако данное преобразование необходимо осуществлять поэтапно, для того что бы минимизировать риски переходного периода, как  финансовые для бюджетной системы, так и социально-психологические для граждан.

Ставки прогрессии целесообразно устанавливать с  учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан, проживающих  в соответствующих регионах, а  так же с учетом платежеспособности различных групп налогоплательщиков. Максимальная ставка налога не должна превышать 20-25% - это тот уровень, который не будет побуждать налогоплательщиков к уходу в «тень» и не будет снижать стимулы для получения высоких доходов. Кроме того, нежелательны резкие разрывы в размерах ставок прогрессии, целесообразно введение большего количества ставок, например, варьирующихся от 10 до 20%. Ставки прогрессии в дальнейшем могут быть увеличены для более высоких доходов, но на начальных этапах реформы резкое введение высоких налоговых ставок может произвести обратный эффект. Реформа должна быть комплексной, подразумевающей не просто переход на новую систему исчисления налога, подлежащего уплате, но так же изменение существующей формы налогового администрирования и налогового контроля, введение различного рода льгот, учитывающих персональные особенности налогоплательщиков и, наконец, пересмотр социальных расходов государства. Высокие налоговые ставки будут эффективны только тогда, когда уплата налога будет оправданна с точки зрения финансирования государственных расходов, а налоговый контроль будет настолько жестким, чтобы риск, связанный с неуплатой налога, был существенно выше той выгоды, которую получит налогоплательщик, уклоняясь от налогообложения.[18]

Преимуществом данного порядка установление шкалы налогообложения является автоматический учет инфляционного роста доходов в шкале налогообложения, соблюдение установленного соотношения при обложении доходов различных слоев населения.

Прогрессивный налог является достаточно гибким инструментом политики, поскольку предполагает возможность индексирования пороговых значений доходов для каждой налоговой ступени.

В результате введения данного налога так же следует  ожидать снижение социальной напряженности  в стране вследствие сокращения уровня дифференциации доходов среди населения РФ.[19]

Первый шаг  на путик прогрессивной шкале  налогообложения – установление необлагаемого минимума, оберегающего от дополнительных изъятий доходов  физического лица, обеспечивающий удовлетворение первостепенных минимальных потребностей самого налогоплательщика и при необходимости так же его семьи.

Отсутствие  необлагаемого налогом минимального дохода – серьезный недостаток отечественного налогообложения. В некоторой степени  освободить данную часть дохода налогоплательщика  от дополнительных изъятий призваны налоговые вычеты, однако на практике они не всегда выполняют свою функцию. Для примера сравним величину прожиточного минимума и стандартного налогового вычета. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики прожиточный минимум в четвертом квартале 2012 года, в целом, по РФ составлял 6 705руб.,( стоит отметить, что в разных регионах величина прожиточного минимума неодинакова, поэтому  необходимо применять решение в области реформирования НДФЛ отдельно по каждому субъекту РФ)[19]в то время как стандартный налоговый вычет – 400руб. был отменен с 1 января 2012года, а стандартные налоговые вычеты на детей составляют 1400руб. и 3000руб., или 21% и 45%  величины прожиточного минимума. Здесь так же стоит отметить, что в развитых странах необлагаемый налогом минимум эквивалентен прожиточному минимуму в стране. Это вытекает из принципа обложения налогом «чистого» дохода, т.е. не должна облагаться сумма, необходимая (в минимальном размере) для поддержания жизнедеятельности граждан,(2) в среднем эта сумма составляет 4000евро, т.е. около 100000руб. в год.[18]

В России величина необлагаемого минимума должна регулярно, не реже раза в год, пересматриваться с учетом инфляционных процессов, протекающих  в  экономике. Чтобы привести сумму дохода, необлагаемую налогом, в соответствие с прожиточным минимумом, необлагаемый минимум по налогу на доходы физических лиц в среднем по РФ должен составить не менее 80 460руб. в год.

Подобная мера позволит поднять уровень  жизни  населения, а так же будет способствовать реализации регулирующей функции налога и справедливости налогообложения.

Информация о работе Современная система налогообложения доходов физических лиц:достоинства и недостатки