Совершенствование налогооблложения физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования роли налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ, его социально-экономической сущности, а также современного состояния подоходного налогообложения в РФ. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
- определить особенности исчисления данного вида налога;
- изучить теоретические основы налога на доходы физических лиц в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве;
- определить основные направления совершенствования налога;
- раскрыть его сущность и назначение в налоговой системе России.

Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
1 Основные понятия и экономическое содержание налогов с
физических лиц ---------------------------------------------------------------------------6
1.1Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации------------------------------------------------------ 6
1.2 Характеристика основных понятий: налогоплательщик,
объект налогообложения, налоговая база, налоговый период ------- 9
2 Налоговое регулирование доходов физических лиц ---------------------------13
2.1 Налоговые ставки, вычеты, освобождения, иные
налоговые льготы в связи с последними изменениями--------------- 13
2.2 Особенности исчисления налога физическими лицами
и налоговыми агентами----------------------------------------------------- 21
2.4 Пути совершенствования взимания налога на доходы
физических лиц ---------------------------------------------------------------24
3 Особенности расчета стандартного налогового вычета-------------------------31
Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 49
Список использованных источников ------------------------------------------------- 52
Приложение---------------------------------------------------------------------------------55

Файлы: 1 файл

курсовая на редактировании.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Наличие льгот и вычетов  обеспечивает некоторую прогрессивность  налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую  долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет  расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма  уплачиваемого ими налога.

В качестве выводов, можно  отметить, что для совершенствования  налогового контроля за доходами физических лиц, необходимо проводить следующие мероприятия:

информирование налогоплательщиков об активности проводимой работы в  деле борьбы с пресечением от уплаты налогов - учитывая несоизмеримо более низкие затраты на проведение информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками по сравнению с контрольной работой государственных органов, представляется необходимым создание особого имиджа налоговых органов как всесильной и могущественной структуры;

проведение работы по формированию слоя "законопослушных налогоплательщиков" - указанная работа должна со всеми категориями налогоплательщиков, в том числе и потенциальных. Например, сегодняшние школьники и студенты в скором времени наверняка пополнят армию рабочих, служащих и предпринимателей, поэтому необходимо проведение соответствующей разъяснительной работы с данной группой лиц;

увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения и преступления.

Дальнейшее развитие налоговой системы в общем, и налогообложения доходов физических лиц в частности, связано с принятием второй, специальной части Налогового Кодекса РФ. Ему предстоит создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить противоречия, найти наиболее оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов с юридических и физических лиц.

С целью обеспечения  своевременности и полноты поступления  подоходного налога, можно использовать идею С.Г. Пепеляева, который предлагает придать процессу уплаты налога некоторые  черты лотереи.

Согласно этой идее, к  розыгрышу допускаются декларации, поданные к установленному сроку. Выигравшие получают призы в размерах, кратных  суммам, указанных в поданных ими  декларациях. Причем шансов выиграть больше у того, кто подал декларацию в  более ранние сроки [29, с. 31.] .

Размер выигрыша также  корректируется с учетом сроков предоставления декларации. Большие выигрыши предлагается не выдавать, а обращать в долгосрочные государственные займы, проценты по которым не выплачиваются, но на соответствующую  сумму уменьшается налог в следующие годы до полного погашения займа.

Вопреки кажущейся несерьезности  этого предложения, можно провести такой налоговый эксперимент  на отдельно взятой области, чтобы оценить  этот метод по его результатам.

Предлагается комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц в сочетании с мерами по снижению социальных налогов, уплачиваемых предприятиями.

1. Принять в качестве  основополагающего понятия для  расчетов налогооблагаемой базы  официально установленный прожиточный минимум на одного человека в месяц и среднюю заработную плату в месяц работников наемного труда, а не минимальную, как это делается сейчас.

Все налоги и вычеты корректировать на основании прожиточного минимума и средней заработной платы за последний месяц года - декабрь. Так как мы не можем с достаточной точностью сейчас установить прожиточный минимум на конец года, возьмем за основу расчетов последние сведения.

2. Исключить из налогооблагаемой  базы личные доходы граждан  в размере официального прожиточного минимума.

3. Расчет подоходного  налога производить в расчете  на семью. При этом неважно,  имеет ли какой-либо член семьи  личный доход выше прожиточного  минимума или нет. Вполне естественно,  к членам семьи относятся дети, иждивенцы, инвалиды, пенсионеры и другие граждане, имеющие или не имеющие собственный источник доходов, связанные родственными связями и осуществляющие совместное проживание.

В результате этого новшества  отпадает необходимость применения некоторых вычетов. Так, стандартный  налоговый вычет на детей отменяется, семья на основании нового расчета получает возможность не включать в налоговую базу сумму 18 тыс. руб. на каждого ребенка в год, что соответствует прожиточному минимуму.

4. Вернуться к прогрессивной  системе налогообложения физических лиц.

Основой для составления  шкалы доходов должен служить  размер средней заработной платы  в стране. Взимание повышенных ставок налогов начинается с суммы дохода, составляющей в расчете на одного члена семьи среднегодовую заработную плату, исчисленную исходя из ее величины за последний месяц отчетного года.

5. Сохранить в полном  объеме стандартные страховые  вычеты, заложенные в существующем  Налоговом кодексе, за исключением  вычетов на детей и иждивенцев, т.к. механизм льготного налогообложения  семьи нами уже учтен в предложенных мероприятиях.

6. Применить новую  систему взимания отчислений  на социальное страхование. Общая  налоговая нагрузка фонда оплаты  труда снижена, распределена в  определенном сочетании между  работником и работодателем.

Определить общий размер налоговой нагрузки на уровне 30%, т.е. снизить ее по отношению к существующей на 5,6%.

Освободить наименее обеспеченных работников от ее уплаты, переложив  всю тяжесть выплат на предприятия, не заботящиеся о повышении оплаты труда сотрудников. Применить плавающую шкалу для расчета соотношения отчислений и выплат между работодателем и сотрудником.

Помимо всего прочего, это будет дополнительным стимулом для предприятий снижать объем  отчислений путем указания реальной заработной платы сотрудников, да и сами заработные платы, по всей видимости, вырастут, что позволит перенести налоговое бремя на экономически более состоятельных работников.

В этих целях предлагается по примеру западных стран повсеместно внедрять электронные варианты начисления заработной платы и совершения покупок, вводить системы получения зарплаты работниками со своего расчетного счета в банке, ускорить работу по присвоению каждому гражданину индивидуального налогового номера (ИНН), вести контроль за крупными покупками и сделками физических лиц, обеспечить создание механизма взимания налогов у источника доходов, жестче осуществлять контрольные проверки предприятий, явно занижающих уровень доходов своих сотрудников.

Не секрет, что существует огромное количество фирм и компаний, где в качестве заработной платы сотрудников официально значатся суммы в размере налогового вычета. Налоговые инспекции прекрасно об этом знают, но не предпринимают никаких мер по искоренению умышленного обмана [29, с. 30.].

Только избавление от явных "уклонистов" от уплаты налогов способно принести бюджету десятки процентов неуплаченных налогов.

Систему вычетов по НДФЛ необходимо совершенствовать с учетом общих проблем Российской налоговой  системы:

1. недоработанности и  пробелов в налоговом законодательстве;

2. недостаточности налогового  администрирования;

3. в плохом управлении  налогами.

Что касается перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений  в порядке налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается реформирование в соответствие с современными реалиями: постепенного пересмотра размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. При любом изменении НДФЛ и их вычетов необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны - это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

Предложенные мероприятия  имеют научно обоснованный характер и могут выступать в качестве альтернативных вариантов реформирования налогообложения в России. В соответствии с ними налоговое законодательство России примет вид, отвечающий современным тенденциям налогообложения физических лиц в мире и учитывающий последние реалии экономического состояния страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности  расчёта стандартного налогового  вычета

Если у налогового резидента есть дети, то он вправе получать стандартные налоговые вычеты в размере:

1400 руб. в месяц – на первого ребенка;

1400 руб. в месяц – на второго ребенка;

3000 руб. в месяц – на третьего и каждого последующего ребенка;

3000 руб. в месяц – на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

3000 руб. в месяц – на каждого ребенка-инвалида I или II группы в возрасте до 24 лет, если ребенок является учащимся очной формы обучения (студентом, аспирантом, ординатором, интерном).

Стандартные вычеты в  размере 3000 руб. в месяц, предусмотренные для детей-инвалидов, предоставляются независимо от того, каким по счету является ребенок-инвалид.

Вычет на каждого ребенка  предоставляется каждому родителю, супругу (супруге) родителя, попечителю (опекуну), усыновителю, а также приемному  родителю, супругу (супруге) приемного родителя. Об этом сказано в абзацах 7–12 подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ.

Право на вычет в том  или ином размере нужно документально  подтвердить.

Рассмотрю пример:  можно ли предоставить сотруднику стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 3000 руб. на третьего ребенка, при условии, что него трое детей, первому из которых больше 24 лет. Остальные дети – несовершеннолетние

Да, можно. Ограничение, определяющее возраст ребенка, при достижении которого родитель теряет право на вычет, установлено абзацем 12 пункта 4 статьи 218 Налогового кодекса РФ: 18 лет или 24 года, если ребенок является учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом или курсантом. Поэтому на ребенка, которому исполнилось 25 лет, стандартный вычет по НДФЛ не предоставляется. Однако если в семье есть дети, на которых вычет не положен (из-за их возраста), то это не влияет на право родителей использовать вычеты в отношении других детей.

Возраст ребенка важен  для подтверждения права родителя на получение вычета именно на этого ребенка. Общее количество детей и возраст тех из них, на кого вычет не распространяется, не связаны с хронологической последовательностью рождения детей (первый, второй, третий), от которой зависит размер вычета. Эта последовательность не меняется из-за того, что старший ребенок умер или достиг возраста, после которого стандартные вычеты на него родителям не предоставляются. Он по-прежнему является старшим (первым), а его младшие брат или сестра остаются соответственно вторым и третьим ребенком. Следовательно, вычеты на второго и третьего ребенка предоставляются родителям в размерах, предусмотренных абзацем 7 пункта 4 статьи 218 Налогового кодекса РФ. То есть 1400 руб. и 3000 руб. в месяц соответственно независимо от того, что родители утратили право на вычет в отношении первого (старшего) ребенка.

Правомерность такого подхода  подтверждается письмами Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1124, от 27 декабря 2011 г. № 03-04-06/8-361 и от 8 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1014.

При определении очередности  рождения детей учитываются не только дети, рожденные в совместных браках, но и дети от прежних браков, совместно  проживающие с супругами. При  этом родные дети учитываются наравне  с подопечными. Такие разъяснения  содержатся в письме Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-04-06/8-96.

Документом, в котором  фиксируются сведения о происхождении  ребенка, а также о его родителях, является свидетельство о рождении (ст. 23 Закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ). Чтобы подтвердить право на вычет, многодетные родители должны представить налоговым агентам копии свидетельств о рождении всех детей, включая и тех, на кого вычет не предоставляется. На основании этих документов налоговый агент сможет определить:

каким по счету является каждый ребенок;

возраст каждого ребенка;

размер налогового вычета на каждого ребенка с учетом хронологической  последовательности рождения всех детей.

Пример: Сотрудник организации  Иванова имеет троих детей. Старшему ребенку исполнилось 18 лет. Старший ребенок не учится. Возраст второго и третьего ребенка соответственно – 14 и 13 лет. В течение 2012 года Ивановой ежемесячно начисляли зарплату в размере 25 000 руб. Рассчитаю стандартный налоговый вычет.

Старшему ребенку исполнилось 18 лет, он не учится, поэтому налоговый вычет на него Ивановой не предоставляется.

Возраст второго и  третьего ребенка соответственно – 14 и 13 лет. Таким образом, с января 2012 года Иванова имеет право на следующие вычеты по НДФЛ:

1400 руб. – на второго ребенка (возраст 14 лет);

3000 руб. – на третьего ребенка (возраст 13 лет).

В течение 2012 года Ивановой ежемесячно начисляли зарплату в  размере 25 000 руб.

Стандартные налоговые  вычеты в размере 1400 руб. и 3000 руб. предоставляются до ноября 2012 года (включительно). С декабря вычеты не предоставляются, поскольку в декабре доход Ивановой нарастающим итогом с начала года превысил 280 000 руб.

Налоговая база по НДФЛ за 2012 год составила: 
25 000 руб. × 12 мес. – ((1400 руб. + 3000 руб.) × 11 мес.) = 251 600 руб.

Сумма НДФЛ за 2012 год равна: 
251 600 руб. × 13 % = 32 708 руб.

Рассмотрю стандартные налоговые вычеты на детей при рождении близнецов- тройняшек. Поскольку датой рождения близнецов признается один и тот же день, в заявлении о предоставлении налоговых вычетов родители могут самостоятельно определить, кто их них является первым, вторым и третьим и на кого из них вычет должен быть предоставлен в размере 3000 руб. Причем, если один из близнецов признан инвалидом, родители вправе считать его вторым ребенком и получать на него и на третьего ребенка вычеты по 3000 руб. на каждого. Если инвалидом признан третий ребенок, то вычеты в размере 3000 руб., предусмотренные для третьего ребенка и для ребенка-инвалида, не суммируются. При наличии двух детей, первый из которых признан инвалидом, вычеты предоставляются в размере 3000 руб. на первого ребенка и 1400 руб. – на второго. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-04-06/8-10 и от 21 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1075.

Информация о работе Совершенствование налогооблложения физических лиц