Совершенствование налогооблложения физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования роли налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ, его социально-экономической сущности, а также современного состояния подоходного налогообложения в РФ. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
- определить особенности исчисления данного вида налога;
- изучить теоретические основы налога на доходы физических лиц в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве;
- определить основные направления совершенствования налога;
- раскрыть его сущность и назначение в налоговой системе России.

Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------------------------ 3
1 Основные понятия и экономическое содержание налогов с
физических лиц ---------------------------------------------------------------------------6
1.1Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации------------------------------------------------------ 6
1.2 Характеристика основных понятий: налогоплательщик,
объект налогообложения, налоговая база, налоговый период ------- 9
2 Налоговое регулирование доходов физических лиц ---------------------------13
2.1 Налоговые ставки, вычеты, освобождения, иные
налоговые льготы в связи с последними изменениями--------------- 13
2.2 Особенности исчисления налога физическими лицами
и налоговыми агентами----------------------------------------------------- 21
2.4 Пути совершенствования взимания налога на доходы
физических лиц ---------------------------------------------------------------24
3 Особенности расчета стандартного налогового вычета-------------------------31
Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 49
Список использованных источников ------------------------------------------------- 52
Приложение---------------------------------------------------------------------------------55

Файлы: 1 файл

курсовая на редактировании.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Так же законом 330-ФЗ с 01.01.2012 года упразднились стандартные налоговые вычеты на сотрудников в размере 400 рублей и увеличились стандартные налоговые вычеты на детей с 1 000 рублей до 1 400 рублей.

С начала 2011 года стандартные  налоговые вычеты физическим лицам, имеющим детей, предоставлялись  в размере 1000 рублей на каждого ребенка  до 18 лет, на каждого учащегося до 24 лет (дневная форма обучения, аспирантура, ординатура).

Сумма вычета не зависела от количества детей и была на каждого  ребенка одинаковой.

Вычеты на детей предоставлялись  до месяца, в котором доходы налогоплательщика  нарастающим итогом с начала года превысили 280 000 рублей.

Стандартный налоговый вычет в размере 1000 рублей удваивался, если ребенок до 18 лет являлся инвалидом, или учащийся до 24 лет на дневной форме обучения, аспирант, ординатор являлся инвалидом 1 или 2 группы. Так же в двойном размере вычет в 1000 рублей предоставлялся одиноким родителям.

Однако 21 ноября 2011 года законом от 21.11.2011 №330-ФЗ в статью 218 Налогового Кодекса были внесены  изменения. Часть из них действует  с начала 2011 года, другая - с 2012. Рассмотрим их подробнее.

Новые положения ст.218 Налогового кодекса увеличили размер налогового вычета "на третьего и каждого последующего ребенка" с 1 000 рублей до 3 000 рублей, а так же увеличили сумму вычетов на ребенка-инвалида с 2 000 рублей (двойной вычет по 1 000 рублей) до 3 000 рублей.

Изменения, вступившие в действие с 01.01.2012 года.

С 01 января 2012 года, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.218 НК РФ, стандартный налоговый вычет  предоставляемый родителям, на обеспечении  которых находится ребенок, составил:

1 400 рублей - на первого  ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего  и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого  ребенка-инвалида до 18 лет или  учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна,  студента в возрасте до 24 лет,  если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет все  так же предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Предельный уровень  доходов в 280 000 рублей пока остается без изменений [32, 152].

С 2012 года, у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с  законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по ставке 13%, разница между  суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, может переноситься на предшествующие налоговые периоды (новая редакция п.3 ст.210 НК РФ).

С 01 января 2012 года, в соответствии с изменениями, внесенными в п.3 ст.224 НК РФ, список исключений из доходов не резидентов, облагаемых по ставке 30%, пополнился следующими доходами:

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным  флагом РФ, в отношении которых  налоговая ставка устанавливается  в размере 13%.

Ставка 9% устанавливается  в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных резидентами в виде дивидендов [п.5 ст.224 НК РФ].

Ставка 13% устанавливается  в отношении всех доходов, за исключением описанных выше [1, ст.224].

В связи с изменениями, внесенными в 1 часть Налогового Кодекса законом от 18.07.2011 №227-ФЗ, с 01.01.2012 года изменился порядок определения цены товаров, работ, услуг, полученных физическим лицом от взаимозависимых организаций.

В новой редакции 1 части  НК РФ появилась глава, посвященная взаимозависимым лицам. В связи с чем, для целей налогообложения НДФЛ доходов, полученных в натуральной форме в соответствии со ст.211 НК РФ, для определения цен будет использоваться статья 105.3 НК РФ, вместо 40 статьи кодекса.

В соответствии со ст.211 НК РФ, получение доходов в виде товаров, работ, услуг, иного имущества, признается доходами налогоплательщика, полученными  им в натуральной форме [28, с. 25] .

Налоговые органы при  осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам с взаимозависимыми лицами [1, ст.40].

В случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные  сторонами сделки, отклоняются в  сторону повышения или в сторону  понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги [1, ст.40].

В 2012 году налоговая база по таким доходам определяется исходя из цен на полученные товары, работы, услуги и иное имущество, включая НДС и акцизы. Цены определяются в порядке, аналогичном порядку предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.

Таким образом, налог  на доходы физических лиц имеет основную налоговую ставку 13%, налоговый период - календарный год, объектом налогообложения  признаются доход налогоплательщика, за исключением налоговых вычетов и сумм, которые не относятся к доходам. Обязанность уплаты налога на доходы физических лиц являются конституционно закрепленным обязательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.2 Особенности исчисления налога физическими лицами                  и налоговыми агентами

Исчисление налога производится в соответствии со ст.225-228 НК РФ. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду. Имеются особенности исчисления налога для налоговых агентов, отдельных категорий физических лиц, отдельных видов доходов [21, с. 69].

Уплата налога и отчетность регламентируются ст. 228-230 НК РФ[1].

В большинстве случаев налогоплательщики - физические лица не занимаются исчислением  и уплатой НДФЛ в бюджет - за них  это делают налоговые агенты (те, кто является источником дохода, чаще всего - работодатели).

Но в некоторых случаях физическим лицам необходимо самостоятельно рассчитывать сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет. Такие требования установлены ст. 227 и 227.1 НК РФ и касаются прежде всего индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы от продажи имущества, доходы от источников за пределами Российской Федерации, доходы в виде разного рода выигрышей и т. д [22, с. 198]. Такие физические лица обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ путем подачи в налоговые органы по месту своего жительства налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), в которой и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, подается в налоговый орган (инспекцию  ФНС России) по месту жительства физического лица не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, с которого необходимо уплатить налог. Если 30 апреля приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то декларация должна быть представлена не позднее ближайшего рабочего дня [23,с. 115].

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации место  жительства физического лица - адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации [1].

При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания [24,с.101].

Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства (месту регистрации) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом [25, с. 96].

Несвоевременное представление декларации является нарушением налогового законодательства, за которое предусмотрена ответственность.

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщики  обязаны в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить  налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем  налоговом периоде [26, с.159].

Особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами определяются в статье 226 НК РФ. В соответствии с данной статьей, российские организации, индивидуальные предприниматели и  постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Такие российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства  иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические  консультации, в Российской Федерации именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов  налогоплательщика, источником которых  является налоговый агент. Исчисление налога производится агентами нарастающим  итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Не допускается уплата налога за счет средств налоговых агентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3 Пути совершенствования взимания налога на доходы физических лиц

В настоящее время  в России осуществляются социально-экономические  преобразования, связанные с модернизацией  экономики, улучшением качества пенсионного  обеспечения, здравоохранения, обязательного медицинского страхования и др. Все это требует значительных финансовых ресурсов.

Поэтому стремление государства поддержать рост экономики обосновано, и следует ожидать некоторое повышение налоговой нагрузки.

Дополнительные бюджетные доходы можно получить за счет сокращения теневого сектора экономики. Этому   способствует реформирование налогообложения доходов населения, которое имеет первостепенное значение в современных финансовых системах как для наполнения бюджетов, так и с точки зрения влияния на поведение населения [29, с. 28].

Основными направлениями  совершенствования налога на личные доходы в развитых странах являются:

применение развитой системы налоговых льгот;

совершенствование прогрессивной  шкалы ставок.

Считается, что социально ориентированная система налоговых скидок:

стимулирует трудоспособных налогоплательщиков к легальному увеличению своих доходов;

снижает их стремление к  уклонению от налогообложения.

При этом существенно  ослабляется тяжесть этого налога для основной массы населения.

Наличие многочисленных налоговых льгот приводит к тому, что эффективные налоговые ставки оказываются заметно ниже предельных. Отмена хотя бы некоторых из существующих льгот по налогу на доходы физических лиц позволит существенно понизить налоговые ставки при том же уровне налоговых поступлений. Но решение этого вопроса упирается в первую очередь в политические соображения. Различные группы населения получают разные налоговые льготы и верят (или должны верить), что они поставлены в лучшее положение, чем другие [30, с. 24].

Основным фактором, позволяющим увеличить долю налоговых поступлений в сложившейся ситуации в России - это усиление налогового контроля.

Налоговый контроль - это  установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства [31, с. 8].

В идеале налог на доходы физических лиц должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны. Налог на доходы связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его.

Поэтому необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

На разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

В такой ситуации логичной представляется простая система  подоходного налогообложения, в  которую входил бы экономически обоснованный, не облагаемый налогом минимум и  применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.

Информация о работе Совершенствование налогооблложения физических лиц