Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:05, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение 3
Социально-экономическая сущность налогов 4
Заключение 15
Список источников 16
1. По способу взимания
Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и другие.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене иявляются налогами на потребителей. К ним относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
- налог на добавленную
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- государственная пошлина;
- сборы за использование
- налог на прибыль организаций;
- водный налог;
- налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
Второй уровень - это региональные налоги России. К ним относят налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
- налог на имущество
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчислением от федеральных налогов.
В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.).
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
4. По порядку ведения налога
По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей
ее территории независимо от бюджета,
в который они поступают. При этом по некоторым
из них конкретные налоговые ставки определяются
законодательными актами республик в
составе Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы,
однако непосредственно вводиться они
могут законодательными актами республик
в составе Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-
5. По целевой направленности ведения налога
В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные (общие), специальные (целевые) и чрезвычайные.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.
Как правило, для специальных (целевых) налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья. Платеж идет по строго определенному назначению, например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.
6. По периодичности уплаты налога
По периодичности уплаты налога выделяют регулярные (текущие) и разовые. Регулярные (текущие) - взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога. Разовые - связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В.. Налоговый менеджмент. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». – 2012.
2. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д : Феникс,2012. ─ 606.
3. Мандрощенко О. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ О. В. Мандрощенко, М. Р. Пинская. ─ М.:Дашков и К*,2012. ─ 344.
4. Налогообложение организаций: учеб. / Л. М. Архипцева, Н.Н. Башкирова, А. В. Варнавский и др.; науч. ред. Л. И. Гончаренко. - М. : Экономистъ, 2012. - 480.
5. Тарасова В. Ф, Владыка М. В, Сапрыкина Т.В, Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 224с.
Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов