Сущность налогов как социально-экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

Налоги: социально-экономическое содержание

 

Сущность налогов как социально-экономической категории

 

 

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

 

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

 

По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

 

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

 

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

 

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

 

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

 

Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.

 

Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.

 

Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.

 

Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

 

Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.

 

Пошлина не обусловливает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении.

 

 

 

Исторические аспекты развития науки о налогах

 

 

На всем протяжении развития государственного устройства общества происходило преобразование и совершенствование системы налогообложения. В этой связи налоги являются категорией исторической.

 

В экономической литературе выделяют три основных этапа в развитии системы налогообложения:

 

1 этап (начальный) - от древних  времен Римской империи до  начала средних веков;

 

2 этап - XVI-XIX вв.;

 

3 этап (современный) – XX-XXI вв.

 

Начальный этап характеризуется отсутствием теории о налогах и финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе не существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер. Так, например, существовали такие виды налогов: налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный налог, налоги на доходы, акцизы в виде сборов у ворот городов, налоги на оснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов и др.

 

Основными направлениями расходования налоговых поступлений в государстве являлись содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов, дорог, водопроводов и другие общественные цели.

 

Второй этап характеризуется появлением современного государства в Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. Вместе с тем теории о налогах не существовало до конца XVIII века. В качестве основных налогов выступали поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы, таможенные пошлины, местные налоги.

 

В конце XVIII века шотландским экономистом Адамом Смитом была создана научная теория налогообложения. В ее основу легли четыре основных принципа, которые действуют и в настоящее время:

 

принцип справедливости, в соответствии с которым налогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам;

 

принцип определенности, согласно которому плательщику заранее доводятся сведения о сумме, способе и времени уплаты налога;

 

принцип удобства, требующий, чтобы налог взимался в то время и таким способом, которые удобны плательщику;

 

принцип экономии, состоящий в необходимости рационализации системы налогообложения.

 

Третий этап развития налогового механизма (с начала ХХ в.) характеризуется совершенствованием налогообложения по трем направлениям: прямые налоги, косвенные налоги и пошлины. На этом этапе государство в полной мере осуществляет свои функции по установлению и взиманию налогов и создает специальные органы управления, выполняющие эти функции. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислений, уточнения субъектов налогоплательщиков.

 

Налоги являются одним из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому опыт их использования в управлении хозяйством промышленно развитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государств СНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

 

 

 

Общая характеристика налогов и их функции

 

 

Налоги являются обязательными платежами в бюджет, осуществляемыми юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Налоги имеют ряд отличительных особенностей:

 

 являются обязательными  к уплате и принудительными  в изъятии;

 

 являются основным  источником формирования государственных  доходов;

 

 возникают и функционируют  в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта  и национального дохода;

 

 налоговые отношения  носят односторонний характер  от налогоплательщика к государству.

 

В экономической литературе выделяются различные функции налогов, в том числе характерные для рыночной системы:

 

фискальная («фиск» - государственная казна), в ходе которой формируются ресурсы государства для финансирования соответствующих расходов;

 

контрольно-учетная, с помощью которой определяется эффективность использования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств, а также источники и направления использования финансовых ресурсов;

 

распределительная, в соответствии с которой, с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов между различными уровнями государственного бюджета, с другой - распределяется налоговое бремя между различными категориями плательщиков;

 

регулирующая, посредством которой государство целенаправленно воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения;

 

стимулирующая, реализуемая через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.

 

Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). В промышленно развитых странах налоговая структура такова: 37 процентов составляют прямые налоги, 31 процентов - косвенные и 22 процентов - взносы на социальное страхование.

 

По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

 

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфическиеналоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

 

По принципам построения выделяют следующие налоги:

 

прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

 

регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;

 

пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

 

Основные элементы налоговой системы

 

В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:

 

субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог;

 

объект налога - то, что подлежит налогообложению: имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.;

 

источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг);

 

ставка налога - фиксированная величина изъятия налога, установленная законодательно в абсолютном или относительном измерении;

 

срок уплаты налога - срок, в который уплачивается налог, устанавливается в соответствии с законодательством;

 

льготы по налогу - полное или частичное освобождение от уплаты налогов через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из налогообложения (могут быть постоянными или временными);

 

денежные санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства;

 

административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;

Информация о работе Сущность налогов как социально-экономической категории