Сущность налогов как социально-экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

 

сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки. Таким образом, объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка.

 

Регрессивные ставки - это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.

 

Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превысит некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках, и, наоборот, с ростом налогов рост доходов в казну, как это ни парадоксально, уменьшается, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. В этой связи многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги - унифицированными, стабильными, гибкими и оптимальными.

 

 

 

Методы налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов

 

 

Начисление налогов может производиться двумя методами:

 

некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога (чрезвычайный чернобыльский налог);

 

кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль).

 

Уплата налогов может осуществляться тремя способами:

 

 по декларации (расчетам  по налогам), когда налогоплательщик  обязан в установленный срок  представить в налоговый орган  отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на  прибыль и др.). В данном случае  плательщик уплачивает налог  самостоятельно, а если в ходе  проведения документальной проверки  налоговым органом будут установлены  расхождения деклараций с данными  бухгалтерского учета, то к плательщику  будут применены финансовые и  штрафные санкции;

 

 по источникам дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику (дивиденды);

 

 при помощи кадастрового  способа, который предусматривает  уплату налога в соответствии  с установленной классификацией  объектов налогообложения по  определенным признакам (земельный  налог в соответствии с кадастровой  оценкой земли).

 

В составе элементов налогового регулирования экономики немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

 

 

 

Налоговые льготы

 

 

Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных формах. Наиболее характерными льготами являются:

 

 полное освобождение  от уплаты налога отдельных  категорий плательщиков;

 

 изъятия или выведения  из-под налогообложения отдельных  объектов;

 

 установления необлагаемого  минимума;

 

 скидки или сокращения  налоговой базы на сумму определенных  законом расходов налогоплательщика;

 

 снижение ставки налога;

 

 перенесение сроков  исполнения налогового обязательства  в виде отсрочки платежа, рассрочки  задолженности, налоговых каникул, налогового кредита;

 

 налоговая амнистия  как освобождение налогоплательщика  от финансовых санкций за допущенные  нарушения налогового законодательства.

 

Налоговые льготы определяют условия уменьшения, отсрочки или полной отмены платежей и потому находятся в сфере особого внимания налогоплательщиков.

 

Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.

 

Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;

 

Социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;

 

Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;

 

Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.

 

Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т.д. Однако, предоставляя льготы налогоплательщикам, государство может не добирать запланированные поступления в бюджет, а в некоторых случаях льготный режим позволяет неоправданно уклоняться юридическим и физическим лицам от уплаты налогов.

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  бесперебойное финансирование предусмотренных  бюджетами мероприятий требует  систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном  уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и  общества в целом является успешное осуществление налогового регулирования. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового регулирования в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового регулирования, представляются весьма актуальными.

В современном обществе налоги — основная форма доходов  государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

1 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Сущность налогового  регулирования

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Сегодня налоговая система  призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.Сущность механизма  налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

- налоги становятся  основным  источником доходов  государственного  бюджета, и от полноты их сбора  зависит финансирование общегосударственных  расходов. Государство ищет компромисс  между потребностями увеличения  поступлений средств в бюджет  и возможностями их удовлетворения;

- посредством налогов  регулируется хозяйственная инициатива  предприятий, стимулируется развитие  приоритетных производств и сфер  деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

- через налоги стимулируется  инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;

- налоговая система  обеспечивает  выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

- налоговое регулирование  позволяет повышать уровень занятости  населения путем снижения налоговых  ставок для предприятий, организующих  новые рабочие места, использующих  труд инвалидов и пенсионеров;

- налоги способствуют  структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего  бизнеса.

Результативность налогового регулирования производства зависит  от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.

Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом» [2, с. 95].

Элементами налоговой  системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.

 


Информация о работе Сущность налогов как социально-экономической категории