Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:48, контрольная работа
В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.
сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки. Таким образом, объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка.
Регрессивные ставки - это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.
Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями. Американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превысит некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках, и, наоборот, с ростом налогов рост доходов в казну, как это ни парадоксально, уменьшается, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. В этой связи многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги - унифицированными, стабильными, гибкими и оптимальными.
Методы налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов
Начисление налогов может производиться двумя методами:
некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога (чрезвычайный чернобыльский налог);
кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль).
Уплата налогов может осуществляться тремя способами:
по декларации (расчетам
по налогам), когда налогоплательщик
обязан в установленный срок
представить в налоговый орган
отчет о своих налоговых
по источникам дохода,
когда налог удерживается
при помощи кадастрового
способа, который предусматривает
уплату налога в соответствии
с установленной
В составе элементов налогового регулирования экономики немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.
Налоговые льготы
Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных формах. Наиболее характерными льготами являются:
полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков;
изъятия или выведения
из-под налогообложения
установления необлагаемого минимума;
скидки или сокращения
налоговой базы на сумму
снижение ставки налога;
перенесение сроков
исполнения налогового
налоговая амнистия
как освобождение
Налоговые льготы определяют условия уменьшения, отсрочки или полной отмены платежей и потому находятся в сфере особого внимания налогоплательщиков.
Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.
Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;
Социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;
Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;
Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.
Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т.д. Однако, предоставляя льготы налогоплательщикам, государство может не добирать запланированные поступления в бюджет, а в некоторых случаях льготный режим позволяет неоправданно уклоняться юридическим и физическим лицам от уплаты налогов.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.
В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом является успешное осуществление налогового регулирования. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового регулирования в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового регулирования, представляются весьма актуальными.
В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
1 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Сущность налогового регулирования
Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.
При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:
- налоги становятся основным
источником доходов государственного
бюджета, и от полноты их сбора
зависит финансирование
- посредством налогов
регулируется хозяйственная
- через налоги стимулируется
инвестиционная деятельность
- налоговая система обеспечивает
выполнение государством
- налоговое регулирование
позволяет повышать уровень
- налоги способствуют
структурной перестройке
Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом» [2, с. 95].
Элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.
Информация о работе Сущность налогов как социально-экономической категории