Социальная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень. Достижение этой цели — одна из главнейших задач любого демократического государства. Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальное положение, согласно которому наша страна — «социальное государство», где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственной власти. Цель работы – рассмотреть социальную политику в условиях рыночной экономики. Для этого нужно решить следующие задачи: определить цель и сущность социальной политики государства, а также основные направления социальной политики в период мирового финансового кризиса.

Содержание работы

Введение 2
1. Рыночный механизм и экономические реформы 3
2. Сущность и цели социальной политики 4
3. Основные направления социальной политики РФ 11
4. Программа антикризисных мер правительства РФ в области социальной политики 13
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд.рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут  перечисляться в регионы незамедлительно  в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации  на оказание социальной поддержки безработных  граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных  граждан будет увеличен на 33,95 млрд.рублей, в том числе 29,8 млрд.рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально  незащищенным слоям населения, в  том числе посредствам организации  государственных юридических бюро.

Особое внимание будет  уделено сохранению и созданию рабочих  мест инвалидов, которые находятся  в наиболее уязвимой ситуации на рынке  труда. В частности, условием выделения  государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

В целях создания условий  для трудовой занятости лиц, освобождаемых  из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться  создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.

Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение  иностранных работников субъектам  Российской Федерации по сравнению  с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками  с государственным участием и  Агентства по ипотечному жилищному  кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях  уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд.рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд.рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения проблем  избыточной долговой нагрузки на граждан  будет ускорено принятие закона о  реструктуризации задолженности физических лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной  ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной  основе, а также студенты, воспользовавшиеся  или планировавшие воспользоваться  образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке  студенчества. В числе таких мер  развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого  процента по кредиту (не более 11,5% в  год) и усилением роли государственной  поддержки. Будет также рассмотрена  возможность фиксации платы за получение  образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся  с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно  проходящими обучение на платной  основе в образовательных учреждениях  высшего профессионального образования  и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В  текущем учебном году в связи  с экономическими трудностями планируется  перевести на вакантные бюджетные  места более 26 тысяч студентов, обучающихся  на договорной основе.

Отдельной важной задачей  будет обеспечение занятости  выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для  высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного  и строительного комплексов.

В этих целях будет проводиться  мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.

Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным  и научным организациям создавать  малые предприятия, что будет  способствовать трудоустройству выпускников  учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч  рабочих мест, в первую очередь  для выпускников вузов. Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в т.ч. на которые уже предоставляются субсидии из федерального бюджета, увеличить общий объем субсидий на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных и граждан имеющих детей), на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемного родителя, а также на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом в первоочередном порядке указанные субсидии будут  предоставляться наиболее нуждающимся  субъектам Российской Федерации.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности  предоставления государством соответствующих  социальных услуг. В частности, будет  значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания роста  цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство  усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика —  одно из ведущих направлений общественного  регулирования. Она имеет свои специфические  цели, задачи, объекты воздействия  и направлена на уменьшение противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика призвана регулировать благосостояние, поддерживая его  на уровне, приемлемом как для человека, так и для общества, и несет  ответственность за соблюдение в  минимальном объеме основных прав человека и обеспечение гарантированного минимума материальных условий жизни.

Правовые и теоретические  основы современной социальной политики содержатся в ныне действующей Конституции  РФ, а специфика определяется особенностями  переходного периода в России, сдвигами в политических и экономических  структурах, историческими традициями развития страны, особенностями культуры, общественного сознания. Действенность  определяется тем, насколько ее содержание и механизмы адекватны этим изменениям.

Социальная политика как  относительно самостоятельное направление  внутренней политики государства влияет не только на свой объект, но и на все  остальные общественные структуры. Сфера ее прямого или косвенного влияния распространяется и на политические, и на экономические процессы. Эффективность  социальной политики зависит от того, насколько верно избраны приоритетные для развития в данный момент области  социальной сферы, а также от умения рационально использовать выделенные для этого финансовые ресурсы.

Социальная политика наряду с защитительной функцией выполняет  конструктивную, связанную с профилактикой  и позитивным совершенствованием как отдельных элементов, так и всей общественной системы в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, от 25.12.1993.
  2. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2007.- №10
  3. Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.
  4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М., 2006.
  6. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». – М: Юристъ, 2006.
  7. Основы экономической теории / Под ред. Николаева И. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 


Информация о работе Социальная политика России