Социальная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень. Достижение этой цели — одна из главнейших задач любого демократического государства. Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальное положение, согласно которому наша страна — «социальное государство», где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственной власти. Цель работы – рассмотреть социальную политику в условиях рыночной экономики. Для этого нужно решить следующие задачи: определить цель и сущность социальной политики государства, а также основные направления социальной политики в период мирового финансового кризиса.

Содержание работы

Введение 2
1. Рыночный механизм и экономические реформы 3
2. Сущность и цели социальной политики 4
3. Основные направления социальной политики РФ 11
4. Программа антикризисных мер правительства РФ в области социальной политики 13
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Эти обе подсистемы действуют  на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении  доходов одних социально-демографических  групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного  производства, изымаемые по каналам  налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т. п.) и целевых взносов (взносы предприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды — финансовую основу социальных пособий.

Деятельность государства  не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в  себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности  населения в получении общего и профессионального образования, поддержании здоровья, в жилье, здоровой окружающей среде, транспорте. Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов  приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению  каждому потенциальному работнику  свободы выбора занятости, возможности  получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для  выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени. Политика занятости имеет краткосрочные  и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным — установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Социальная политика тесно  связана с экономической политикой. Их трудно разделить в комплексе  общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т. к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Эффективная социальная политика невозможна без эффективной, сбалансированной, некоррумпированной государственной власти, ответственной перед народом, без обеспечения единства социальной политики на различных уровнях управления. Исследования показывают, что на разных уровнях власти остается разное понимание того, как должна сегодня строиться социальная политика, по-разному понимается суть субсидиарной модели, выбранной в качестве основной в Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года.

Важнейшими ресурсами  изменения социальной политики в  России являются:

демократизация управления социальными процессами,

обновление способов ее экономической организации,

изменение планирования социальной сферы,

регулирование диспропорций социального развития,

создание единой системы  по сбору и обработке информации, по изучению уровня жизни населения,

проведение экспертных оценок и прогнозов ситуаций, складывающихся в этой области.

Изменение планирования в  области социальной политики предполагает выработку целого набора среднесрочных  и долгосрочных ориентиров, основанных на научных прогнозах тенденций  социального и экономического развития и опору на новые, научно обоснованные государственные социальные стандарты  в социальной политике, выработку  оптимальных программ действий. Одной  из сложнейших современных проблем  является создание современной единой системы социальной поддержки, обеспечивающей разграничение функций структур, которым поручена эта работа, эффективное  расходование средств социальных фондов.

Особого рассмотрения заслуживает  проблема интегрирования деятельности неправительственных, добровольных и  общественных организаций в области социальной политики. Каждая из них выполняет свою функцию, кто-то — благотворительную, кто-то — лоббирующую. Важно создать единое социальное пространство для таких организаций, чтобы они развивались легитимно, были подотчетны обществу, могли получать финансирование, иметь профессиональные кадры. Опираясь на них, государство все же должно сохранить свою центральную роль и ответственность за результаты социальной политики.

Выстраивая новую социальную политику, важно учесть меру включенности России в процессы глобализации, мировой  интеграции, перспективы. Очевидно, что  создание благоприятных условий  для всех групп равноправного  доступа ко всем имеющимся возможностям, для достижения социальной справедливости и сплоченности всех граждан связано  с социализацией глобальной политики в интересах национальной социальной политики России, т. е. важно строить  национальную политику с учетом новых  глобальных рисков; максимально полно  использовать возможности международного права и организаций, которые  уже сейчас пытаются регулировать социальные процессы на глобальном уровне, а так  же возможности экономической поддержки, предоставляемой странам в периоды  структурной перестройки экономики; занять достойное место в формирующейся  структуре глобального социального  регулирования, использовать ее в своих  интересах; принять участие в  разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах людей  и защиты их прав.

 

 

 

 

 

4. ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ  МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения  благосостояния людей Россия столкнулась  с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический  кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту  безработицы, снижению доходов населения. Но, по словам премьер-министра В. В. Путина, «социальные обязательства государства  перед населением, принятые до начала кризиса, в 2009 году будут выполнены  в полном объеме».

Социальные выплаты и  пособия, финансируемые из федерального бюджета и средств Фонда социального  страхования, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции. Это относится, прежде всего, к пакету государственных пособий на детей, материнскому (семейному) капиталу, а  также к выплатам, производимым в  рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий  граждан, имеющих право на получение  государственной социальной помощи.

В 2009 году будет реализовано  ранее принятое решение о повышении  среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера в сумме 4245 рублей. Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, в том числе за счет роста потребительских  цен - на 8,7%. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году возрастет на 35%. Получит  дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье». Основной акцент будет  сделан на вопросах формирования здорового  образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие  в условиях экономического кризиса.

Начатые в 2008 году программы развития системы оказания специализированной сосудистой помощи и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях будут продолжены. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в проектах, расширится. Развернется работа по оснащению 119 учреждений службы крови, созданию единой информационной базы, пропаганде массового донорства крови.

В 2009 году начнут реализовываться  мероприятия по совершенствованию  онкологической помощи населению и  по обеспечению противотуберкулезной помощи.

Будет проведена дополнительная диспансеризация работающих граждан  и углубленные медицинские осмотры  работников, занятых работах с  вредными и (или) опасными условиями  труда, что позволит выявлять социально-значимые заболевания на ранних стадиях, для  оказания специализированной и высокотехнологичной  помощи.

Будет продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию  медицинской помощи матерям и  детям.

Правительство Российской Федерации ставит своей задачей  повышение эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, и предусматривает провести комплекс мер по расширению доступности  качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению  конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном  уровне.

В целом планируемые мероприятия  позволят повысить ответственность  производителей и дистрибьюторов за качество лекарственных средств при упрощении процедур лицензирования и сокращении административных барьеров в данной сфере.

Для стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения  в части обеспечения населения  лекарственными средствами планируется:

ввести обязательную регистрацию  предельных отпускных цен производителя  на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых  и важнейших лекарственных средств, а также пересмотреть данный Перечень в целях увеличения в нем доли отечественных лекарственных средств;

обязать органы управления субъектов Российской Федерации  минимизировать уровни предельных оптовых  и розничных надбавок на лекарственные  средства;

организовать мониторинг за соблюдением дистрибьюторами  и аптечными организациями установленных  оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарственные средства в субъектах Российской Федерации;

в целях сохранения физической доступности традиционно потребляемых населением Российской Федерации лекарственных  средств в розничной аптечной сети пересмотреть действующий Минимальный ассортимент лекарственных средств, обязательных для наличия для всех розничных аптечных организаций на территории Российской Федерации.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации  приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

На высшем правительственном  уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций  или сокращением персонала, а  также перевода ряда предприятий  в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового  законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость  процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий  не был просто выброшен на улицу  без средств к существованию  и успел адаптироваться к новым  условиям.

Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности  высвобождаемых работников на рынке  труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом  рабочей силы соответствующей квалификации.

В то же время Правительство  не ставит ни перед собой, ни перед  регионами задачи сохранения рабочих  мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности  и производительности труда, для  адаптации к кризису и повышения  конкурентоспособности предприятия  должны освобождаться от излишней и  неэффективной занятости. Этот процесс  объективен. Сохранение неэффективных  рабочих мест «бьет», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы, не давая  им повысить свою квалификацию и найти  более достойное рабочее место.

Федеральный бюджет выделил  дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить  на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 173 тыс.человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение будет проходить  в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Одним из важных направлений  переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства. Также в целях повышения  эффективности функционирования ЖКХ  будут создаваться временные  рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных  домов (работа «управдомов»).

Дополнительные бюджетные  средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Информация о работе Социальная политика России