Социальная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень. Достижение этой цели — одна из главнейших задач любого демократического государства. Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальное положение, согласно которому наша страна — «социальное государство», где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственной власти. Цель работы – рассмотреть социальную политику в условиях рыночной экономики. Для этого нужно решить следующие задачи: определить цель и сущность социальной политики государства, а также основные направления социальной политики в период мирового финансового кризиса.

Содержание работы

Введение 2
1. Рыночный механизм и экономические реформы 3
2. Сущность и цели социальной политики 4
3. Основные направления социальной политики РФ 11
4. Программа антикризисных мер правительства РФ в области социальной политики 13
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Институт  экономики и антикризисного управления

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Национальная экономика

тема: Социальная политика России

 

 

 

                                                                 Выполнил студент:

                                                                    Группы БЭ-51-Д                                                                    Неповинных П.В.     

                                                        Проверил преподаватель:

                                                        

 

                                                

 

     

                                 Данков 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

1. Рыночный  механизм и экономические реформы 3

2. Сущность  и цели социальной политики 4

3. Основные  направления социальной политики  РФ 11

4. Программа  антикризисных мер правительства  РФ в области социальной политики 13

Заключение 22

Список литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны  для общества и природы. Поэтому  рыночная экономика более чем  любая иная, нуждается в регулировании.

Взаимосвязь государственного регулирования экономики и социальной политики, проводимой государством, очевидна. Государственное регулирование  экономики — это процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и  социальная политика государства. В  статье 7 Конституции РФ устанавливается, что Российская Федерация — coциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное paзвитие человека. Это положение весьма принципиально, так как социальным может быть только такое государство, в котором главными задачами являются: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана труда и здоровья людей, назначение пенсий и пособий нетрудоспособным, установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный  уровень. Достижение этой цели — одна из главнейших задач любого демократического государства. Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая  принципиальное положение, согласно которому наша страна — «социальное государство», где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственной  власти.

Цель работы – рассмотреть  социальную политику в условиях рыночной экономики. Для этого нужно решить следующие задачи: определить цель и сущность социальной политики государства, а также основные направления  социальной политики в период мирового финансового кризиса.

 

1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  РЕФОРМЫ

Проведение экономической  реформы в России показало, что  расчет ее инициаторов на автоматизм формирования рыночных механизмов не оправдался. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, может быть создана только при  активной регулирующей роли государства, что позволяет осуществить реформы  с наименьшими экономическими и  социальными издержками.

Как известно, направленность реформ и методы их осуществления  резко отразились на состоянии социальной сферы, и прежде всего на политике доходов населения. Именно в политике доходов фокусируются все социальные проблемы. Чтобы начать их решать, необходимы принципиальные изменения в позиции  государства. Прежде всего, на новом  этапе преобразований в экономике  надо перестать рассматривать доходы как основной источник уменьшения инфляции. Политика сдерживания доходов уже  привела к трехкратному снижению потребительского спроса и явилась  одной из основных, если не главной  причиной сокращения объемов производства в стране. Ведь в рыночной экономике  именно доходы через увеличение спроса побуждают к расширению производства.

Значит, нужен такой подход к политике доходов, который создал бы экономический стимул для увеличения объемов производства и мог бы стать мощной поддержкой мерам прямого  государственного воздействия на подъем производства.

Новый подход должен состоять в опережающем росте доходов  трудящихся (и в первую очередь  заработной платы) по сравнению с  ростом цен.

Реализация этой политики будет успешной только в том случае, если она будет сопровождаться содействием  отечественному производителю на внутреннем рынке, разумной налоговой политикой  и усилением контроля за финансовой дисциплиной.

Направленность политики доходов на оживление производства позволит создать условия для  решения других социальных проблем: увеличение рабочих мест, снижение социальной напряженности, развитие сферы  платных услуг и т.п.

Важным направлением социальной политики государства в области  доходов должно стать сокращение неоправданной дифференциации в  доходах. Этого можно достичь  двумя способами: более быстрыми темпами роста доходов у трудящихся и населения с низкими доходами и замедлением темпов роста у  тех, кто имеет высокие доходы.

Организующим началом  осуществления всех мероприятий  по реализации такой политики должно стать законодательное утверждение  системы минимальных потребительских  бюджетов: для одного работника, стандартной  семьи с детьми разного возраста, пенсионера, учащегося и т.д. При  этом важно переориентировать систему  бюджетов с физиологического минимума на уровень, обеспечивающий нормальное воспроизводство рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ

Наиболее значимой детерминантой социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для экономических и политических реформ. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Социальная политика —  одно из важнейших направлений, составная  часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное  воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные  решения, социальные мероприятия и  программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности  общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия  социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями  эпохи, особенностями экономического, политического и культурного  развития общества, вероятностными и  информационными факторами ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла как объекты  своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения.

Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия  практически всех социальных и демографических  групп. Она все больше стремится  не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая  баланс между желаемым и возможным.

Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, где в 7 статье записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положениями Европейской социальной хартии и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, так в конвенции записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Субъектами социальной политики являются государство и структуры  формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству  в лице его представительных и  исполнительных органов, действующих  на федеральном, региональном и местном  уровнях. Они формулируют общую  концепцию, определяют основные направления  социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения  на местах.

Важное значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды. Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека должно быть его посильное участие в этом.

Общество законодательным  путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Она определяется особенностями  страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология  и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень  экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.

Социальная политика оказывает  влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и  услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре  потребностей населения. Основными  ее направлениями являются: регулирование  заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств  работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством  политики заработной платы путем  установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке, социальная политика косвенно (для  частных предприятий) и прямо (для  государственных) участвует в первичном  распределении вновь созданной  стоимости.

Денежные доходы нетрудоспособных групп населения прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие  во вторичном перераспределении  первичных доходов. Механизм перераспределения  заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также  принудительных страховых взносов  и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных выплат — обратная зависимость.

В центре общественного  механизма поддержки денежных доходов  нетрудоспособных граждан находится  система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой  по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.

Обязательное социальное страхование предназначено для  возмещения материальных потерь, вызванных  временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата  пенсий, оплата больничных, пособий  по безработице и т. п.). Основу социального  страхования образуют специально предназначенные  для этой цели взносы. Они выплачиваются  работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального  страхования. Это проявление самопомощи.

Система государственного вспомоществования предусматривает  регулярные денежные выплаты, разнообразную  натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население  и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки  зрения общепринятого стандарта  дохода. Основу финансирования общественного  вспомоществования составляют поступления  из государственного бюджета.

Информация о работе Социальная политика России