Шпаргалка по "Налоговому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Налоговому менеджменту"

Файлы: 1 файл

Ответы по НМ (1).doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и функции налогового менеджмента

Налоговый менеджмент является одним  из видов менеджмента, выполняющим  соответствующие функции в системе  управления. Налоговый менеджмент можно  охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями – налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Специфическим объектом налогового менеджмента  выступают экономические отношения  организаций с государством, возникающие  в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи организации, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности  ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других. Предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их – задачи налогового менеджера. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и по соответствующему увеличению объемов децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость. Как и менеджмент вообще, налоговый менеджмент не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через бюджетное, налоговое, валютное, таможенное, денежно – кредитное регулирование.

Сущность налогового менеджмента  как части финансового менеджмента  выражается через его функции: планирования, организации, мотивации и контроля. В процессе их осуществления находят свое выражение также финансовая (распределительная, контрольная) и налоговая (фискальная, регулирующая) функции.

Все функции налогового менеджмента  ориентированы на выработку стратегических планов деятельности организации. Особое значение имеет функция планирования, с которой в мировой теории и практике идентифицируют содержание налогового менеджмента.

2. Связь налогового менеджмента с финансовым менеджментом

Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составной частью финансового менеджмента. В конечном счете, у них одна цель – максимизация ценности фирмы. Концептуальная цель финансового менеджмента достигается посредством осуществления шести его стратегических направлений, к которым относятся:

  • управление выручкой;
  • контроль издержек;
  • управление ликвидностью;
  • управление капиталом;
  • управление налогами;
  • управление внебалансовой деятельностью.

Таким образом, управление налогами – одно из стратегических направлений финансового менеджмента, в рамках которого принимаются решения трех видов:

  • об инвестициях, определяющих размер и структуру активов фирмы (И);
  • о финансировании, т. е. о том, как привлечь необходимые для финансирования средства (Ф);
  • о дивидендах (Д).

Результат принятых решений определяет ценность фирмы (Ц):

                             max Ц = f (И, Ф, Д)                                                                                (1)

Другим критерием оценки стоимости организации является стоимость акций, которая определяется как уровень объявленного дохода, т. е. чистой прибыли, в расчете на одну акцию:

                             КА = Ц / Д * ЧПА,                                                                                 (2)

где КА – текущий (для периода 1) курс акций;

Ц / Д – отраслевой коэффициент, характеризующий отношение цены акции к доходу на нее;

ЧПА – чистая прибыль на обыкновенную акцию фирмы.

Таким образом, для максимального  повышения курса акции управляющим необходимо максимизировать ЧПА. Другими словами, максимизировать поток наличности или минимизировать налоги.

Чистая (за минусом налогов), прибыль  как результат налогового менеджмента  определяет эффективность финансового  менеджмента.

Сущность налогового менеджмента  как части финансового менеджмента  выражается через его функции: планирования, организации, мотивации и контроля. В процессе их осуществления находят  свое выражение также финансовая (распределительная, контрольная) и налоговая (фискальная, регулирующая) функции.

Все функции налогового менеджмента  ориентированы на выработку стратегических планов деятельности организации. Особое значение имеет функция планирования, с которой в мировой теории и практике идентифицируют содержание налогового менеджмента.

3. Определение понятия «налоговое планирование»

Налоговое планирование – это выбор  принятия решения относительно размещения активов и осуществление деятельности с целью минимизации налоговых  обязательств в рамках закона.

Стратегическое налоговое планирование – это основа всех управленческих решений.

Стратегическое налоговое планирование представляет собой совокупность решений  и действий, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для минимизации налоговых обязательств.

Налоговому планированию присущи  четыре основных вида управленческой деятельности:

  1. Распределение ресурсов.
  2. Адаптация к внешней среде.
  3. Внутренняя координация.
  4. Организационное стратегическое предвидение.

Содержание налогового планирования как признанного в мировой экономике понятия не сводится лишь к процессу расчета налогов. Оно представляет собой выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение минимума возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимальное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Право налогоплательщика на деятельность в защиту своих интересов и права собственности обосновано как основными юридическими принципами (например, неприкосновенность частной собственности), так и политикой большинства государств. Налоговое планирование не может быть поводом для применения к налогоплательщику штрафных санкций.

Сокращение общей суммы налоговых  платежей в рамках закона – цель всех этапов управленческой деятельности: в процессе планирования, при разработке и реализации систем управленческого контроля, оценке и анализе финансово – хозяйственной деятельности.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые  законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом необходимо понимать, что возможности законного снижения налоговых обязательств предоставляются самим государством, как в явной (льготы), так и в скрытой форме. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Необходимость же налогового планирования как средства реализации стратегии  повышения стоимости предприятия вызывается сокращением из-за уплаты налогов финансовых возможностей этого повышения при наличии избыточного налогового бремени, которое выступает мерой искажающего действия на индивидуальный выбор налогоплательщика.

4. Общее и различие понятий «налоговое планирование» и «переложение налогов»

Налоговое планирование – это выбор  принятия решения относительно размещения активов и осуществление деятельности с целью минимизации налоговых  обязательств в рамках закона.

С учетом положений финансового  и налогового законодательства позиции контролирующих органов относительно защиты интересов государства налоговое планирование должно быть максимально перспективным, учитывающим нормы налогового законодательства не только в текущем периоде, но и в будущем.

Переложение налогов – перенесение  налогоплательщиком всего или части  налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избежанием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов —  причина несовпадения плательщика  налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другим хозяйствующим субъектам. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны.

Объединяющей у этих двух понятий  является их цель – минимизация  налоговых обязательств в рамках закона. Есть также и различия:

1) при  переложении налогов  налоговое бремя перекладывается  на другое лицо, в отличие от  налогового планирования.

2) переложение происходит только  в процессе обмена. Лишь путем  изменений в условиях обмена  один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

5. Чем определяются а) возможность  и б) необходимость налогового  планирования в организациях?

Налоговое планирование – это выбор  принятия решения относительно размещения активов и осуществление деятельности с целью минимизации налоговых обязательств в рамках закона.

В основе налогового планирования лежит  максимальное использование всех установленных  законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и  учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые  законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом необходимо понимать, что возможности законного снижения налоговых обязательств предоставляются самим государством, как в явной (льготы), так и в скрытой форме.

А) Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Б) Необходимость же налогового планирования как средства реализации стратегий  повышения стоимости предприятия вызывается сокращением из-за уплаты налогов финансовых возможностей этого  повышения при наличии избыточного налогового бремени, которое выступает мерой искажающего действия налога на индивидуальный выбор налогоплательщика.

6. Пять отрицательных последствий налогового планирования

Н. планир-е для предпр-ей предполаг. выбор оптимальных при данных налог. правилах форм и методов инвестирования капиталов и осущ-ия дея-ти. Н. планир-ие можно представить как следование осн. правилам.

1. Следует избегать статуса резидента в стране получения наибольш. дох-в, если при н/о дох. от зарубежн. дея-ти примен-ся принцип резидентства.

2. Активы лучше перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

3. При сравнении н. режимов разных стран больше внимания нужно уделять правилам расчета облаг-го дох., а не н. ставкам.

4. Не нужно спешить с инкассацией дох. и регистр-ей прибылей, т.к. отсрочка н. часто равносильна освобождению от него.

Эти правила обеспеч-т миним-ю  н. обяз-в путем и поср-м полного  раскрытия всей инф-и н. органам. Миним-ия н. может осущ-ся, помимо законных и незакон. способами – путем сокрытия н. обяз-тв либо пред-ия в н. органы ложной инф-ии.

1 из радикальных способов уклон-ия  от уплаты н. явл. утаивание  дох. и расх. от учета при  операциях с наличн.деньгами. Процедура превращения безнал. денег в нал., причем неучтенные, называется «обналичкой».

При н. планир-и сущ-т отрицетельные  эффекты.

1) если компания ведет дела, имея  в виду главн. образом н.  соображения, она может сильно  проиграть в случае изм-ия политики страны, где сосредоточ. ее дея-ть. Более того, ее капиталовлож-ия и сбытовая стратегия будут все более отрываться от экон-их и др. факторов отрасли, в котор она дей-ет.

2) транснац-ая компания, постоянно  стремящаяся извлечь максимум  преимущ-в из арбитражных возможностей, т. е. неспекулятивного перемещения финанс-х ср-в с одного рынка на др. с целью получить прибыль, оптимиз-ет прибыль лишь в краткоср-ом плане, т.к. дей-ия компании подрывают благорасположение отечественного и принимающих правительств, н., денежно-кредитное и валютн регул-ие кот, преследует цели иные, чем создание прибыльных арбитражных возможностей для междунар-х фирм. Сниж. легитимность компании, ее эфф-ть и в конечн. счете прибыль в долгоср-м плане. Отриц-ый рез-т обусловлен тем, что концентрацией внимания компании сосредоточ. лишь на решении внутр-х проблем, а также недооценкой того факта, что любая компания является открытой системой, завис-й от факторов прям и косв возд-ия внешн. среды, опред-их возможность и эфф-ть дея-и.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому менеджменту"