Контроль налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических положений и правовой базы налогового контроля, анализа и обобщения действующей практики контрольной работы налоговых органов дать теоретическое обоснование особенностей контроля налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет Российской Федерации и разработать рекомендации по повышению его эффективности.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить виды и формы налогового контроля РФ;
-рассмотреть систему государственных органов, ответственных за формирование и поступление доходов в бюджет;
-проанализировать формы организации налогового контроля;
- изучить перспективы развития налогового контроля в государстве.

Содержание работы

Введение
1.Система контроля за формированием и поступлением налогов в бюджет государства
1.1 Виды и формы налогового контроля
1.2 Государственные органы ответственные за формирование и поступление доходов в бюджет
2. Методы организации налогового контроля
2.1 Камеральные налоговые проверки
2.2 Особенности выездных налоговых проверок
3. Перспективы развития налогового контроля в российском государстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая введение (2).docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

  При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

  При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

  Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые  документы об этом делается специальная  отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

  Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

  В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.

  На представление возражений на акт проверки предоставляется 15 рабочих дней, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.

  Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы налогового  контроля в российском государстве

  Для совершенствования современного налогообложения и повышения эффективности функционирования налоговых органов необходимо создать современный механизм, обеспечивающий высокое качество контроля.

  В первую очередь необходима эффективная система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, дающая оптимальное соотношение ограниченных кадровых и материальных ресурсов при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, у которых велика вероятность обнаружения нарушений налогового законодательства.

   Кроме того необходимо применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных на прочной законодательной базе, исключающей двоякое толкование норм, и предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

  На сегодня можно сделать однозначный вывод, что большинство мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков направлено на контроль трех основных вопросов:

-   обоснованность применения сумм НДС к вычету и права на возмещение НДС из бюджета.

-   контроль за уровнем заработной платы и борьба с «конвертными» схемами ее выплаты работникам.

-   проверка обоснованности отражения убытков в целях исчисления налога на прибыль организации.

  Вопросы актуальности и эффективности налоговых проверок, а также совершенствование методов их проведения связаны со следующими факторами:

- увеличение количества субъектов различных форм малого бизнеса, в частности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;

- сознательное уклонение  от уплаты основных налоговых  платежей юридическими лицами  – НДС, налог на прибыль,  и физическими лицами – НДФЛ;

- несовершенство и нестабильность  налогового законодательства, порождающего  варианты различного уклонения  от налогообложения.

Именно сейчас происходят кардинальные изменения в налоговом  законодательстве, и в частности  в целевом назначении налогового контроля и его роли в экономике  страны. От его эффективности напрямую зависит успех проводимой государством налоговой политики и функционирование всей налоговой системы. Важным моментом при осуществлении правового  и экономического регулирования  в области налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства  и налогоплательщиков.

  В процессе исследования вопросов сущности и значимости налогового контроля на современном этапе экономического развития РФ важно отметить, что его необходимо рассматривать не только с позиции государства, но и с позиции налогоплательщиков.

  С позиции государства одной из наиболее существенных проблем налогового администрирования в целом и налогового контроля в частности является несовершенство процедур регистрации и учета налогоплательщиков.

Подобные проблемы характерны для всех стран с переходной экономикой, Россия не является исключением. Решение  данных проблем видится, прежде всего, в совершенствовании государственной  регистрации, а именно прекращении  регистрации фирм-однодневок, что  приведет к разрыву финансово-экономических  связей подобных фирм с реальными  налогоплательщиками.

  С этой целью видится необходимым создание информационного ресурса, содержащего сведения о юридических лицах:

- имеющих руководителей  или учредителей, проживающих  за пределами данного субъекта  РФ;

- зарегистрированных по  адресам «массовой» (адрес, сдаваемый  в аренду нескольким фирмам) регистрации;

- имеющих «массового»  руководителя (директор и учредитель  сразу нескольких фирм).

  Подобную информацию целесообразно использовать не только в рамках налогового администрирования, но также и в деятельности правоохранительных органов и кредитных учреждений.

  Отдельной проблемой, связанной с налоговым администрированием регистрации и учета налогоплательщиков стала миграция. Участились случаи миграции налогоплательщиков из одного налогового органа в другой, путем смены юридического адреса. Нередко такие налогоплательщики имеют значительные суммы задолженности по налогам перед бюджетом. В большинстве случаев такая регистрация является ложной и преследует цель скрыться от контролирующих органов.

  В целях борьбы с несовершенством учета и регистрации налогоплательщиков, в процессе налогового контроля целесообразна реализация следующих мер:

- создание информационного  ресурса, содержащего сведения  об организациях, не представляющих  бухгалтерскую и налоговую отчетность;

- установление фактов  несоблюдения порядка оплаты  внесения уставного капитала, либо  внесение уставного капитала  имуществом;

- выявление контрагентов  фирм-однодневок и проведение  в отношении них контрольных  мероприятий;

- законодательно установить  право налоговых органов предъявлять  иски налогоплательщикам, получившим  необоснованную налоговую выгоду  в результате заключения сделок  с фирмами-однодневками;

- публичное информирование  в СМИ информации о результатах  по  противодействию создания фирм-однодневок.

  С позиции налогоплательщика также можно выделить ключевые недостатки в механизме налогового контроля.

  Большинство налогоплательщиков сталкивается с проведением в отношении них именно камеральных налоговых проверок, в рамках которых налоговые органы истребуют большое число документов, необходимых для проведения проверки. Вместе с тем, было бы целесообразно истребовать только документы, подтверждающие внешнеторговые операции, а также обоснованность предъявленного НДС к возмещению. Во всех остальных случаях, истребование значительного числа документов является неоправданной процедурой.

Проблема досудебного  урегулирования налоговых споров также  нуждается в совершенствовании. НК РФ предоставляет налогоплательщику  право не только оспорить результаты налоговых проверок путем предоставления возражений на акт проверки, но также  и подачей апелляционной жалобы на еще не вступившее в силу решение  налогового органа. Общая продолжительность  данных процедур составляет более 2-х  месяцев и не гарантирует налогоплательщику  принятия законного решения со стороны  налогового органа. Таким образом, налогоплательщик вынужден обращаться в суд. Кроме  того не исключается подача жалобы в вышестоящий налоговый орган  на общих основаниях. В результате, рассмотрение споров затягивается на длительный период времени.

Совершенствование досудебного  урегулирования налоговых споров по результатам налоговых проверок должно сопровождаться следующими изменениями:

- объединение процедуры  предоставления налогоплательщиком  возражений и подачи апелляционной  жалобы в одну единую процедуру.  Принципы и порядок которой,  будет относиться только к  результатам налоговых проверок;

- сокращение сроков досудебного  урегулирования налоговых споров  по результатам налоговых проверок;

- в настоящее время  рассмотрение апелляционной жалобы  осуществляется вышестоящим налоговым  органом. Видится целесообразным  проведение указанной процедуры  в налоговом органе, в котором  состоит на учете налогоплательщик.

 

Заключение

  В современном понимании, налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными органами в рамках контроля за правильностью исчисления и уплаты обязательных платежей в бюджет.

Налоговый контроль по времени  его проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Именно такая  классификация имеет отношение  к реальному положению в области  налогового контроля и методов его проведения.

  Предварительный контроль осуществляется при подготовке контрольных действий в отношении налогоплательщика. Этот этап характерен проведением анализа имеющейся информации у налогового органа и выявлением иных источников информации о деятельности конкретного налогоплательщика. В рамках предварительного контроля определяется группа лиц, которая, по мнению налоговых органов, подвержена наивысшему риску наличия нарушений налогового законодательства.

  Цель текущего контроля заключается в постоянном мониторинге соблюдения действующего налогового законодательства и выявлении нарушений, не приводящих к серьезным потерям бюджета. Большинство задач текущего контроля выполняются в рамках камеральных налоговых проверок, посредством которых налоговые органы имеет право проводить проверку абсолютно всех налогоплательщиков, которые предоставили налоговые декларации (расчеты).

  Последующий контроль подразумевает непосредственную проверку и ревизию деятельности плательщиков налогов и сборов. Проверяются все документы налогоплательщика, необходимые для исчисления сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, в том числе бухгалтерские и финансовые документы.

  Планирование выездных налоговых проверок (т.е. обоснованный выбор объекта контроля) является важнейшим этапом контрольно-проверочной деятельности налоговых органов и состоит в определении:

- перечня налогоплательщиков, подлежащих контролю;

- сроков проведения выездных  проверок;

- кадровых ресурсов, необходимых  для проведения контроля.

  При этом встает один из важнейших вопросов – приносит ли проводимый контроль средств больше, чем государство затрачивает их на организацию этого контроля.

  Оценка контрольной работы позволяет сделать вывод, что качество контроля налоговых инспекторов является пока еще недостаточно высоким, кроме этого основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания до начисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций.

  В силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом. Становление рынка изменяет содержание ранее существовавших отношений по обеспечению государства финансовыми ресурсами: все большее значение приобретают налоговые методы их аккумуляции.

  Повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться. Несмотря на внесенные изменения в налоговое законодательство в части налогового администрирования и налогового контроля, данную сферу необходимо серьезно реформировать.

Информация о работе Контроль налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет